Обработка охотничьих трофеев: как сделать череп своими руками. Технология обработки рогов крупного рогатого скота. Поделки из коровьего рога

Обработка охотничьих трофеев: как сделать череп своими руками. Технология обработки рогов крупного рогатого скота. Поделки из коровьего рога

Среди охотников можно встретить немалое количество настоящих коллекционеров. В их коллекциях часто можно найти экспонаты копытных животных, в частности их черепа и рога. Такой экспонат - предмет гордости любого охотника и настоящий охотничий трофей. При желании такой трофей можно изготовить своими руками.

Краткая информация о копытных животных

Среди копытных животных охотников в основном интересуют два семейства - полнорогие и полорогие. Рассмотрим их немного подробнее.

  1. Семейство полорогих - самая большая группа парнокопытных, насчитывающая около 50 родов и 130 видов. Отличаются от своих сородичей строением рогов, у которых отваливаются каждый год, а потом вырастают снова. У полорогих на лбу есть острые костяные наросты, заостренной формы, которые окружены роговым футляром. Эти наросты вырастают в длину постоянно, а у основания постоянно становятся толще. На них образуются новые слои, которые для них же и становятся футляром. Таким образом, они нарастают многими слоями из года в год.
  2. Семейство оленей. Их рога образуются на костных отростках лобных костей, ежегодно отрастают и опадают. Это отросток, который окостеневает, не покрывается роговым чехлом, как у полорогих. После того, как рога опадают, у оленей костный пенек обрастает хрящевой шапочкой, покрытой шерстью. Новый рог развивается из этой шапочки, они очень чувствительные, но по мере роста твердеют и окостеневают.

Как выбирать рога для трофеев

Существует несколько простых правил, согласно которым нужно отбирать рога парнокопытных, из которых будет изготовлен охотничий трофей.

  • Рога, возраст которых около 2-3 лет, и они уже были сброшены животным, для трофея не подойдут, потому что потеряли свои качества прочности и цвет. Их можно использовать только для изготовления сувениров и поделок.
  • Для хорошего трофея годятся свежие, не тронутые грызунами и без повреждений, рога парнокопытного.
  • Для того чтобы отмыть грязь недопустимо применять воду, это испортит структуру ткани и появится плесень.

Как правильно обрабатывать

В качестве примера мы рассмотрим особенности обработки рогов лося.

Чтобы трофей хорошо выглядел и долго хранился, необходимо правильно его обработать:

  1. Трофей немного подсушить.
  2. Очистить от грязи щеткой с мягкой щетиной.
  3. Отполировать тряпкой из натуральной ткани с использованием воска.

После обработки трофеи закрепляются на подставке. Таким образом, можно легко сообразить, как сделать рога оленя своими руками.

Этапы обработки черепа

Когда стоит задача - как сделать череп, то есть несколько этапов, в которые необходимо проводить его обработку.

При обработке нужно соблюдать все этапы:

  1. Не применяя нож, сначала с головы снимается шкура, мышцы и жировая ткань. При помощи ножа отрезают только веки и отрезаются сухожилия.
  2. Удаление мозга. Чтобы это сделать берут проволоку, закручивают ее в форме спирали и вставляют в дырочку в области затылка. При помощи проволоки мозг «взбалтывают» и после изымают через эту дырочку. Если остается какая-то часть мозга, то ее убирают удлиненным пинцетом. Под струей воды голова животного промывается от всех остатков.
  3. Для того чтобы избавиться от сухожилий и зубов, голову вываривают. Это очень аккуратный и тщательный процесс. Для этого берут воду из ручья, родника или талую, можно дождевую. В воде не должно быть никаких химических элементов и хлорки. Иначе череп и рога могут изменить цвет, разрушиться и потерять вид. Посуда берется соответствующих размеров - голова должна полностью в нее помещаться. Заливается холодная вода и емкость помещают на огонь. Рога животного воды не касаются. Чтобы не произошло касания, к ним привязывают дощечку, а низ обматывают сухой тканью.
  4. Если голова животного небольшого размера, то варят ее в один этап. Признак того, что голова готова - это то, что сухожилия и мышцы отошли от кости. Но и этот процесс занимает несколько часов. Вода при закипании начнет испаряться, поэтому необходимо постоянно доливать в посуду свежую воду, при этом, не попадая на рога.
  5. После варки оставляют остывать примерно на 8 часов. Из воды не вынимают. Вода не должна быть выше 20 градусов, но и не опускаться ниже 10.
  6. После остывания голову вынимают из воды и оставляют сушиться в таком месте, куда не попадают солнечные лучи.

Опиловка

Этот процесс очень тонкий и ответственный, так как испортить столько усилий, проделанных ранее, будет очень неприятно.

Есть несколько правил, соблюдая которые, вся проделанная работа не пройдет прахом:

  • Черепа оленей, баранов и козлов не опиливают. Причина этого кроется в том, что этот охотничий трофей становится более ценным с зубами. По стертости зубов животного, в свою очередь, ценители могут определить возраст парнокопытного. У этих животных нижнюю челюсть крепят к верхней при помощи шнурка или проволоки.
  • Если в руках массивные и большие рога, например лося, марала или оленя, то убирают только основания черепа и зубы. Тем временем носовые, межчелюстные кости, а также глазницы оставляют.

Чтобы череп не крошился, его распиливают только пока он влажный. Если после отваривания, осталась грязь, то его можно прополоскать в воде с добавлением соли или соды. Нашатырным спиртом протереть от жирных пятен.

Как происходит отпиливание черепа:

  1. Основание черепа отпиливают столярной или хирургической пилой, у которой очень мелкие зубья.
  2. Линией отпила будет та часть, которая остается над водой после погружения.
  3. После этой процедуры череп достают из воды и по мокрой линии, отмечают карандашом, где будет происходить распил.

Отбеливание черепа

Этот этап подготавливает охотничий трофей к завершению.

Чтобы отбеливание кости было качественным, нужно опять же соблюсти несколько вполне простых правил:

  • Череп обернуть ватой и обвязать шнуром. Рога не оборачивать. Если костей не много, то оборачивать не обязательно.
  • В закрытой посуде перемешивают 25% аммиак и 15% перекись водорода в соотношении 5:1. Эти действия проделывать в перчатках, очках и маске, чтобы не повредить дыхательные пути.
  • Череп в обертке заливается смесью, чтобы он не заливал рога, но на пару сантиметров выше отпиленного основания.
  • Чтобы отбеливание кости было качественным, череп выдерживают в составе около 15 часов.
  • Чтобы кость приобрела естественный цвет, нужно выдержать череп в фосфорной кислоте (1%) от 3 до 6 суток, далее поместить в хлорамин не более чем на сутки.

Полировка

Этот этап является завершающим в изготовлении трофея.

  1. Для полировки готовят смесь венской извести с порошковым мелом в соотношении 2:1. На череп смесь наносят сухой тряпкой, не забывая ни про одну выемку.
  2. Еще один способ полировки: денатурированный спирт смешивают с мелом в соотношении 2:1 и обрабатывают череп.
  3. Для придания матового блеска черепу, его можно обработать парафином, только его слой должен быть очень тонким.

Несколько хитростей таксидермиста

Есть несколько секретов, при использовании которых понять, как слепить череп идеально:

  • Если рога животного светлого оттенка, то их можно сделать более темным при помощи раствора марганцовки или настоя из спирта на грецком орехе. Рога натираются одним из растворов. Большое количество растворов применять не нужно - можно все испортить. Чтобы в этом процессе не испортить череп, его нужно обернуть в полиэтилен.
  • Отростки рогов натирают мягкой наждачной бумагой с мелким зерном.
  • При варке бывает, что зубы вываливаются. Их ставят на место и приклеивают
  • Нельзя к рогам прикреплять черепа из глины, пластика или других материалов.

Обработка черепа без рогов

На выставках можно встретить варианты, когда рога выставлены с черепом совсем от другого животного. У заядлых участников выставок в запасе всегда есть несколько черепов, изготовленных по всем правилам. Как его изготовить?

На самом деле, черепа без рогов отбеливать легче. Для этого, после отваривания, кости обрабатывают 15% перекисью водорода или обернутый череп помещают в духовку, нагревают до 80 градусов в течение пяти минут. Потом, когда марля остывает, ее смачивают по очереди в растворе соды и спирта. Эта процедура проделывается около трех раз. После этих действий череп сушат и только после этого вырезают часть черепной коробки. Там, где на черепе расположены пеньки для рогов, выпиливаются два отверстия. В них и крепятся рога.

После этих действий, череп полностью обрабатывают ацетоном. Основания у отверстий закладывают глиной, а внутри эпоксидной смолой или клеем, который не пропускает воду. Через сутки глину убирают, череп очищают, а стыки замазывают бесцветным клеем. Отверстие для рогов обрабатывают ацетоном и заливают края клеем, а проволокой уже прикрепляют к черепу рога.

Итак, сделать охотничий трофей в виде рогов своими руками не так сложно, но все-таки этот процесс требует выдержки и терпения.

Видео

В нашем видео вы найдете пошаговую инструкцию по обработке черепа на примере косули.

Поделки из коровьего рога

Рог крупного рогатого скота , а точнее роговой чехол, покрывающий костный стержень, имеет слоистое строение и обладает достаточно высокими механическими свойствами. Рог для поделок используют либо в естественной его форме, либо в виде разогнутых пластин. В недалеком прошлом на Руси рог обрабатывали «под черепаху», то есть с помощью специальной технологии получали на поверхности пластин из рога коричневатые пятна с неопределенными очертаниями.

Роговая масса полупрозрачна, цвет ее - от черного до светло-серого со множеством желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков. Этот материал отличается тонким естественным рисунком, который создают переходы цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, способность изменять форму в нагретом состоянии, делают его весьма привлекательным поделочным материалом для мастеров-ремесленников. Рог пластичен, прочен, что позволяет использовать при его обработке ажурную и объемную резьбу. Обычно в процессе изготовления различных предметов из рога (стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов) мастера стараются наиболее удачно использовать оригинальную форму рога и природную красоту материала.

Очень красиво смотрятся изделия из рога, украшенные небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра. Особенно удачно сочетается рог с металлом в брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Кстати, симпатичные украшения выходят из мелких кусков рога, то есть по существу из отходов. Из плотных концов рога выполняют объемные фигурки, из выпуклых срезов - рельефные детали будущих поделок. Удачно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративных цепочек. Эффектны изделия из рога, инкрустированные кусочками перламутра.

Оборудование и инструменты для обработки рога

Как уже говорилось, рог достаточно технологичный материал и обработка его не вызывает больших затруднений. Рог легко режется пилой и обрабатывается резцами, напильниками, наждачной шкуркой. Предварительно распаренные пластины легко даже резать обычными ножницами. Словом, для работы с рогом пригодны хорошо знакомые всем инструменты, используемые столярами и слесарями (напильники, резцы, пилы, ножовки, лобзики, рейсмусы, цикли, шаберы и др.). Поэтому о них мы говорить не будем, а остановимся на приспособлениях и инструментах, «специализирующихся» именно на обработке рога.

Пресс необходим при получении из рога пластин. Подойдет обыкновенный переплетный пресс, который состоит из плиты-основы, двух металлических стоек, соединенных перекладиной, и винтового зажима, установленного в центре перекладины (рис. 5, а). Можно сделать пресс и проще (рис. 5, б). Для выправления одновременно большого числа роговых пластин применяют специальное приспособление – кассету (рис. 6). Подготовленную партию роговых пластин закладывают в кассету (ящик) из металла между металлическими же пластинами, после чего стягивают весь «пакет» винтовым зажимом.


Полировочный станок служит для придания поверхности изделий блеска при окончательной их отделке. В качестве такого станка обычно применяют простое полировальное устройство (рис. 7), рабочий орган которого (матерчатый диск) надет на вал электродвигателя. Устройство с поддоном используют для полирования изделий водными суспензиями мела или порошковой пемзы. В целях предохранения работающего от брызг и экономии полировального состава матерчатый круг сверху закрывают козырьком (на рисунке не показан). Полирование проводят и всухую полировальными пастами и мастиками. Удаляют полировальный состав с поверхности изделия, а также «дополировывают» углубления в рельефе или ажуре мягкими щетками или матерчатыми кругами.

Поможет осуществить отделочные операции (шлифовку, полировку) при изготовлении гладких изделий несложных форм. Он представляет собой шестигранную емкость в виде барабана (рис. 8). Для шлифования в барабан засыпают через специальный люк зерна мраморной крошки или кусочки пемзы, туда же кладут предназначенные для обработки изделия и наливают холодную воду (выше уровня помещенных в барабан изделий и шлифовального материала), закрывают крышку люка и начинают вращать барабан. Задача шлифования - скруглить углы изделий. Процесс этот очень долог. Обычно для шлифования какого-то количества изделий берут в три раза больше (по объему) мраморной крошки (пемзы).

Для полирования изделий в барабан насыпают порошковую пемзу или мелкие костяные опилки. Полирование проводят всухую, то есть без добавления воды. После подобной обработки изделия промывают и сушат при комнатной температуре. Для вращения галтовочного барабана желательно использовать электродвигатель, что значительно ускоряет процесс обработки изделий.

Как уже говорилось, при обработке рога используют как обычные, так и специализированные инструменты. Последние наша промышленность не выпускает, поэтому инструмент специфический, применяемый только при обработке рога, изготавливают сами резчики. Расскажем о некоторых из них.

Терпуг служит для обдирки заготовки. Это тяжелый напильник с одинарной насечкой крупного зуба. Заметим, что зубья у терпуга несколько наклонены в одну сторону (рис. 9), поэтому и стружку он способен снимать только при его движении навстречу зубьям. Терпуг устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, чтобы он упирался раздвоенным концом в какой-нибудь выступ. Стружка с заготовки снимается при движении рога вниз.

Втиральник - инструмент, напоминающий надфиль, незаменим при формировании ажурных (сквозных) узоров. Втиральники изготавливают вручную из инструментальной стали, зубья у них имеют такую же форму, как и у терпуга (рис. 10, а).

В зависимости от характера работы применяют втиральники подходящих размеров с соответствующей высотой и шагом зубьев. Как правило, насечку у втиральников делают на всей его рабочей части.

Долик - разновидность втиральника, отличается от последнего очень малым диаметром рабочей части и насечкой только на одной стороне инструмента (рис. 10, б). Предназначаются для тончайшей ажурной резьбы.

Клепики, рифельки, коготки, циркули применяют при резьбе рельефов, при гравировке (рис. 11).

Небольшой топор с поперечным расположением лезвия - служит для грубой обработки рога. Им выравнивают волнистую поверхность рога.

Тесло состоит из металлической части - железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять (рис. 12).

(гладильщики) - стальные пластинки разной формы (рис. 13) удобны при отделочных работах для выравнивания больших плоскостей, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. Для этой цели служат и шаберы .

Технология обработки рога

Как уже говорилось выше, для поделок используют роговой чехол, покрывающий костный стержень рога крупного рогатого скота. Чтобы удалить из рога этот костный стержень, рог в течение недели-другой (а может и больше) придется вымочить в воде. Процесс этот можно ускорить, если рог проварить несколько часов в воде. После обработки (в холодной воде или кипятке), не очень сильно ударяя костным стержнем о что-нибудь твердое, например о деревяшку, снимают с него роговой чехол, который затем проваривают в воде с питьевой содой. Затем рог промывают в проточной воде и высушивают. Последние операции выполняют при температуре 18...25°С. Сушить рог следует до влажности 8%. А еще сухой рог выдерживают пять дней под навесом для снятия остаточных напряжений.

Если попадается рог с закрытым каналом, то тогда спиливают основание рога и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть.

Рог, предназначенный для обработки, тщательно осматривают. Дело в том, что при неблагоприятных условиях хранения роговая масса может растрескаться, расслоиться, покоробиться. Влажность и температура, а также резкие их перепады - основные факторы, влияющие на сохранность рога и его качество. Так, расслаивание - появление трещин вдоль слоев рога - часто возникает при резкой смене температур (рог внесен с мороза в теплую комнату). Коробление - искривление отдельных деталей изделия или всего изделия из рога - происходит в результате неравномерного увлажнения и высыхания материала.

Оптимальные условия хранения рогового материала: температура воздуха от 15 до 20°С, относительная влажность воздуха - 50...60%.

Распиловка - это процесс раскроя сырья на крупные составные части. При этом можно воспользоваться обычными пилами с хорошо разведенными зубьями. Коровий рог весьма упругий материал, поэтому при его распиловке, чтобы не зажало пилу, в полученный пропил сразу вставляют клинышек.

Задача шлифования - выравнивание поверхности изделия, а также выведение царапин. Осуществляют его наждачной шкуркой с различным размером зерна (понятно, для начального шлифования берут шкурку с крупным зерном, для заключительного - с мелким) вручную или механически. Для шлифования годятся и цикли, после обработки которыми наждачную шкурку уже не применяют. Для шлифования используют также пемзу.

Склеивание. Наилучшие результаты при склеивании рога дают следующие клеи: рыбий, БФ-2, БФ-4, ПВА. Склеиваемые поверхности обязательно предварительно обезжиривают спиртом или ацетоном. Клей наносят на поверхности кистью или палочкой, после чего сжимают соединяемые детали струбцинами. При комнатной температуре сушка длится 3...4 ч, при более высоких температурах этот процесс ускоряется. При склеивании пластины из рога соединяют внакладку, встык, на шпеньках (вставных шипах), на ус, в шпунт.

Полирование. Это окончательная операция при отделке изделия, заключающаяся в снятии с поверхности поделки микронного слоя роговой массы, в результате чего поверхность приобретает зеркальный блеск. Подобную обработку ведут с помощью полировального круга из фетра, на который наносят небольшими порциями пасту ГОИ. Изделия из рога не следует сильно прижимать к кругу, так как от трения рог может перегреться и оплыть.

Гнутье осуществляют при распрямлении (развертке) , а также для придания пластинам из рога нужной формы. Распрямленные роговые пластины обычно используют для приготовления гребней, ювелирных украшений и т. п. Перед гнутьем у рога отрезают монолитный конец, затем размягчают рог в кипящей воде в течение нескольких минут, вынимают, острым стальным ножом разрезают заготовку по образующей конуса. Тут же, не допуская охлаждения рога, развертывают усеченный конус щипцами с деревянными губками. Для полного распрямления полученную пластину помещают между горячими плитами пресса и выдерживают там в течение 20 минут. Из горячего пресса пластину помещают в холодный, где выдерживают до полного остывания и высыхания. Подобным образом распрямляют кольца и пластины, нарезанные из целого рога.

Можно попытаться выпрямить разрезанный вдоль по выпуклой части рог с отрезанной монолитной вершиной, разогрев его в муфельной печи или в духовке. Держат в них рог с помощью металлических щипцов, стараясь не коснуться краем рога стенок печи. При достижении определенной температуры рог начнет разворачиваться. Далее горячий распрямленный рог охлаждают, зажав в прессе.

Гнутье деталей скульптуры и ювелирных украшений можно проводить вручную. Так изготавливают браслеты, дужки подвесок, заколки для волос и т. п. Роговую заготовку разогревают в горячей воде, чуть остужают и руками придают нужный изгиб. Браслетам, мундштукам и др. удобно придавать нужную форму (гнуть) с помощью заранее изготовленного деревянного шаблона (рис. 14). Напомним, что поделки из рога очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающей среды. В связи с этим не рекомендуется гнутье из рога правильных геометрических форм.

Прессованием из роговых пластин получают всякую мелочь: пуговицы, ложки, чашечки небольших равноплечих весов, медицинские лоточки и т. д. Для прессования лучше подходят тонкие роговые пластины (толщиной не более 5 мм). Поверхность материала выравнивают по толщине, шлифуют и полируют. Затем заготовки замачивают в чистой воде комнатной температуры и выдерживают примерно неделю для придания пластичности, после чего рог размягчают в горячей воде в течение нескольких минут и приступают собственно к прессованию. Как известно, прессование - обработка каких-либо материалов давлением, осуществляемая с помощью матрицы и пуансона. Матрицу в нашем случае представляет собой деревянный брусок из твердой древесины (бука, березы, дуба), в котором вырезано углубление, соответствующее по форме и по контуру получаемой поделке (ее нижней поверхности). Из такого же дерева вырезают пуансон, которым будут вдавливать пластину из рога в матрицу. Понятно, что рабочая часть пуансона (она выпуклая) по форме должна соответствовать форме поделки (ее верхней поверхности). При этом контуры матрицы «увеличивают» на две толщины пластины из рога. С помощью пресса пуансон вдавливают в расположенную на матрице пластину из рога и оставляют пластину в таком положении на 15 минут, после чего изделие охлаждают под струей холодной воды. Далее у полученной поделки обрабатывают края и т. д. Вот и все.

Начинающим любителям-резчикам лучше всего начать работу по изготовлению из рога простых подставок для карандашей, пуговиц, гребней. Прикоснувшись к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства, вы увидите, что это очень занимательно, интересно и полезно.

Обработка рога

Современное декоративное панно, выполненное из рога и металла.

Рог - это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец.

Строение рогового чехла: 1 - выпуклая часть; 2 - полость рогового чехла (раструб); 3 - вогнутая часть; 4 - монолитный конец.

Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки. Во многих областях России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба жалейки. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы волынки. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных кубков. Его применяли в сочетании с латунью и серебром. Древнюю традицию поддерживают современные мастера.

Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения.

Изделия из рога: анималистическая скульптура, коробочка, жалейки, кубки, брошь, совок и пуговицы.

Коровий рог хорошо режется (в распаренном виде даже ножницами), гнется, прессуется, полируется и окрашивается. Его можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой. Более подробно об этих технологиях будет рассказано в следующих статьях нашей энциклопедии.

Рисунок рога разнообразен, он имеет мягкие, приглушенные цвета с постепенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.

Несколько слов об инструментах, необходимых для обработки рога.

1 - инструменты: тесло, шаберы, фигурные цикли, пресс для выпрямления мелких пластин рога.
2 - изготовление тряпичного диска.

Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания пластин - небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед полированием. Шаберы различных сечений легко изготовить из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках. Круги для шлифовального диска можно вырезать из голенищ старых валенок. Диаметр диска может быть от 15 до 30 см, а толщина - 3-4 см. Войлочные круги склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом. Проделав в центре готового диска отверстие, укрепите его на валу точильного станка вместо абразивного камня. Можно укрепить диск гайками с шайбами на металлическом стержне с резьбой, а сам стержень зажать в патроне сверлильного станка.

Кроме войлочного, нужен еще и матерчатый диск - на нем полируют детали, имеющие сложную конфигурацию: благодаря своей гибкости он способен полировать самые труднодоступные углубления. Кроме того, матерчатым кругом снимают лишнюю пасту после полирования на войлочном круге. Чтобы изготовить такой диск, вырежьте из обрезков сукна или хлопчатобумажной ткани несколько десятков одинаковых кругов. Сложив вместе столько кругов, сколько возьмет машинка, сшейте их. Отступив от края на 3-4 см, сначала прошейте по окружности, а затем по спирали, постепенно приближаясь к центру. Сшитые круги последовательно склейте друг с другом. Клей наносите узкой полоской, идущей вдоль края на расстоянии 3-4 см от него. Тряпичный круг, как и войлочный, укрепляется на валу точильного станка.

Удалить костный стержень из рогового чехла можно двумя способами - вымочить рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимите с него роговой чехол. Затем проварите роговой чехол в воде, добавив в нее немного питьевой соды. После этого тщательно вычистите рог изнутри деревянной лопаткой и обрежьте ножницами тонкие неровные края раструба.

Обычно рог имеет серый налет, который мешает рассмотреть естественный рисунок. Чтобы проявить рисунок, обработайте рог вчерне шабером или циклей. Учитывая форму рога, пропорции и рисунок, определите, для каких целей можно применить заготовку. Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного. Не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают сходство. Редкий мастер удержится, чтобы не выполнить из такого рога анималистическую скульптуру. Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки. Обычно из монолитной части вырезают морду животного. Причем вырезают осторожно, чтобы не нарушить целостности, которая присуща анималистической скульптуре из рога. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос - и сразу можно узнать, к примеру, медведя, муравьеда или барсука. Порой достигают выразительности добавлением нескольких мелких, но характерных деталей. Скажем, белые клыки из кости превращают рог в забавного моржа.

Существует и более трудоемкий способ создания анималистической скульптуры - наборный, когда фигурка склеивается из отдельных деталей. Работать над наборной скульптурой можно только после освоения многих технических приемов обработки рога.

Прежде всего необходимо уметь распрямлять и гнуть пластинки рога. Зажав монолитную часть в тисках, распилите рог на кольца или пластинки. Оставшийся монолитный конец может быть потом использован для мелких резных и токарных работ. Кольца и пластинки кипятите в воде до тех пор, пока они не станут мягкими. Слегка дав рогу остыть, распрямите кольцо или пластинку руками и зажмите в прессе между двумя медными полированными плитами, предварительно подогретыми. Чтобы заготовки рога не треснули, винт пресса нужно вращать медленно. После высыхания прямо в прессе заготовки надежно сохраняют полученную форму.

Есть и другой способ выпрямления рога - его применяют, когда нужно распрямить целый рог. Отпилите монолитный конец и разрежьте раструб вдоль выпуклой части. Возьмите рог металлическими щипцами, углубите в муфельную печь и держите на весу. Перед этим обязательно наденьте огнезащитные рукавицы. В зависимости от температуры в муфельной печи рог будет развертываться быстрее или медленнее. Как только он развернется совсем, не давая остыть, зажмите в прессе между двумя медными плитами. После полного остывания рог можно вынимать из-под пресса.

Из распрямленных роговых пластинок толщиной не более 5 мм можно изготовить декоративные лотки, коробочки, а также детали наборной скульптуры способом прессования. Из березового, дубового или букового бруска изготовьте матрицу и пуансон. В матрице вырежьте полукруглыми стамесками углубление, соответствующее форме изделия. В пуансоне эта же форма должна быть выпуклой, но с таким расчетом, чтобы при соединении пуансона и матрицы между ними оставался зазор, равный толщине пластинки.

Перед прессованием роговую пластинку прострогайте рубанком, следя за тем, чтобы толщина ее была одинаковой на всех участках. Затем окончательно обработайте пластинку рубанком, отшлифуйте и отполируйте. Нагретую в муфельной печи пластинку нужно сразу же прессовать, осторожно, без резких движений вдавливая ее пуансоном в матрицу под прессом. После полного остывания изделие или деталь выньте из-под пресса.

При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие - над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога. После размягчения пластинку согните как нужно и дайте остыть в этом положении. Крупные детали гните в рукавицах.

Ювелирные изделия, декоративные панно и другие вещи, имеющие темную однородную окраску, в некоторых случаях можно инкрустировать металлической проволокой. По контуру процарапанного тонкой иглой рисунка просверлите отверстия, соответствующие диаметру проволоки. Проволоку можно взять латунную, медную или алюминиевую. Смазав конец проволоки клеем БФ-2, вставьте ее в отверстие и обрежьте кусачками заподлицо. Таким же образом заполните все остальные отверстия рисунка. После высыхания клея концы проволоки сточите напильником, затем отшлифуйте наждачной бумагой и отполируйте.

Крупную деталь или целый рог можно довольно хорошо отшлифовать шабером или кусочками стекла. Шлифовать нужно все время вдоль направления волокон. Проверить качество шлифовки можно на глаз, поместив рог так, чтобы на него падал боковой свет, хорошо выявляющий мельчайшие царапины. При шлифовании снимаются мельчайшие стружки. На последней стадии шлифовки, чтобы снимаемые стружки были как можно тоньше, обрабатывайте рог очень легкими прикосновениями инструмента.

Детали, имеющие сложную поверхность, шлифуйте подходящими по размерам и форме циклями. Но чтобы удалить очень мелкие царапины, которые трудно заметить невооруженным глазом, отшлифуйте поверхность еще и пемзовой пастой. Размолотую и просеянную пемзу разведите в широкой посудине водой до густоты сметаны. Затем смочите края тряпичного диска и нанесите на него пасту деревянной лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте слоем пасты с помощью щетинной кисти. Включив станок, начинайте шлифовать, осторожно прижимая рог к диску. Шлифовку можно считать законченной после полного удаления пасты с поверхности рога. Закончив шлифовку, протрите рог чистой тряпкой и высушите.

Полируют рог на войлочном кругу с пастой ГОИ . Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижимать предмет к диску - от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы. После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, забитые пастой, уже не прополировываются, продолжите полирование на чистом тряпичном диске - оставшаяся в углублениях паста удалится, одновременно отполируются углубленные места.

Полировать можно и вручную куском войлока, но это займет значительно больше времени.

Для многих поделок полировка - заключительная стадия работы. Но если изделие состоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания. Все детали нужно отшлифовать и отполировать до склеивания.

В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Пластины рыбьего клея размельчите и залейте водой. Примерно через пять часов, когда клей окончательно разбухнет, распустите его в клееварке . Предназначенные для склеивания места зачистите наждачной бумагой, смажьте тонким слоем клея, приложите друг к другу и накрепко свяжите прочными нитками. В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянув струбцинами. Окончательно рыбий клей высыхает примерно через 5-6 часов.

Некоторые детали из рога по желанию можно окрасить в более темный цвет. Красивую окраску с серебристым лоском дает водный раствор азотнокислого серебра. Азотнокислое серебро, больше известное под названием ляписа, можно купить в аптеке. Тон окраски будет зависеть от концентрации раствора. Погрузите пластинку в раствор и выньте из него, как только она станет бурой. Затем опустите ее в стеклянную посуду с чистой водой и поставьте на свет, лучше на солнце. Пластинку нужно вынуть из воды, как только она приобретает желаемую окраску. Просушенную пластинку натрите куском замши до появления мягкого серебристого блеска.

Рога на голове быка выглядят весьма устрашающе, и не зря, ведь с их помощью эти животные дерутся и показывают свою силу. Сегодня мы поговорим о строении и предназначении рогов быка, а также о способе их обработки для того, чтобы сделать сосуд.

Какие рога у быка: анатомическое строение

Рога у быков как чехол покрывают роговые отростки лобной кости. Эти твёрдые образования состоят из корня, тела и верхушки. Местонахождение корня - на переходе в кожу лба. Верхушка представляет собой острый свободный конец, а тело - участок от корня до верхушки.

В стенках рогов присутствуют два слоя: основа кожи и эпидермис. Производящий слой эпидермиса продуцирует трубчатый роговой слой. Длина рогов может достигать длины 70 см с окружностью у основания 30 см. Их форма близка к конической, обычно они изгибаются спиралью или дугой.

Знаете ли вы? Телята обоих полов рождаются без рогов, они появляются у подросших малышей в возрасте двух месяцев.

Поверхность рогов этих животных гладкая, на ней имеются слабовыраженные годовые кольца. Цвет этих твёрдых образований на голове быков разнообразен: от белого до чёрного. Встречаются представители с пятнистым цветом роговых отростков, на которых можно наблюдать красивый расплывчатый рисунок.
А - эпидермис кожи головы; Б - дерма ее; В - лобные кости черепа; Г - костяные выросты лобовых костей (стержень рога); Д - соединительная часть мягкой прослойки между роговым чехлом и ее стержнем Особую ценность имеют рога взрослых быков и волов с большим весом и размерами.

Для чего служат рога быку

У рогов животного есть несколько функций:

  • общение (установление иерархических отношений);
  • защита.

Эти твёрдые образования быки активно используют в сражениях друг с другом. С их помощью они отстаивают территорию, пищу или стадо.

Отрастают ли рога

У быков нередки случаи драк друг с другом, в результате которых происходит повреждение их рогов. Это может произойти и по неосторожности животного. Если проблема повреждения только в роговом чехле, то всё легко отрастает.

Однако если повреждение более сложное и произошло у основания, то это очень опасно. Кровь попадает в лобную пазуху животного и вытекает через нос. В этом случае ветеринар может посоветовать ампутацию рога для сохранения здоровья животного.

У каких быков самые большие рога

Обладатели самых больших рогов - быки породы ватусси. У них эти твёрдые образования на голове достигают длины от 1,5 до 2,4 м, а вес каждого составляет около 45 кг. Размах рогов от одного кончика до другого может составить 2,4 м.

Рога этих животных действуют как радиаторы: кровь, которая в них циркулирует, охлаждается воздушными потоками и растекается по всему телу, тем самым охлаждая его. Это очень ценное качество, ведь в Африке, где вывели ватусси, температура воздуха может достигать +50 °C.

Знаете ли вы? По традиции горцев, при достижении местным юношей возраста 16 лет, ему наливают вино в рог животного. При выполнении этого ритуала в глазах окружающих он становится взрослым мужчиной.

Как обработать рог быка для сосуда в домашних условиях

На Кавказе рог быка используют в качестве тары для питья. Глядя на красоту этого изделия, многие задумывались о том, как сделать такой сосуд в домашних условиях. Ниже мы расскажем обо всех тонкостях, сопровождающих этот процесс.

Выбор подходящего рога для будущего изделия

Чтобы сделать сосуд, взять любой из рогов будет недостаточно, для этого нужно, чтобы он принадлежал полорогому животному. Конечно, можно взять его у антилопы или импалы, но не каждому человеку такая экзотика доступна. В нашей местности идеально использовать для этой цели таких животных, как як, зубр, буйвол или обычный бык.

В начале процесса изготовления кубка следует провести тщательный осмотр рога: нужно найти экземпляр с минимальным количеством трещин. Лучше использовать в качестве материала твёрдое образование на голове недавно убитого быка. Это связано с тем, что при длительном хранении на материал может негативно воздействовать окружающая среда.

При перепадах температуры у рогов может наблюдаться расслоение, а при условии его неравномерного увлажнения и высыхания, их просто покоробит. В этих случаях использовать такой материал не рекомендуется.

Удаление костного стержня

Следующим немаловажным и требующим тщательной обработки этапом является удаление костного стержня. Если он визуально не виден, нужно будет сделать спил с помощью ленточной пилы. После этого стержень можно увидеть, однако достать его из рогового чехла не так-то просто.
Для этого рог нужно вымочить, но этот процесс довольно длительный и может занять 2–3 недели. Можно поступить проще и сделать вываривание. Это будет сопровождаться неприятным запахом, поэтому необходимо включить вытяжку и открыть все окна.

Важно! Для вываривания рога используйте посуду, которую потом будет не жалко выбросить. После этого процесса она уже не будет пригодной для приготовления пищи.

Вываривать нужно будет на протяжении 2–3 часов, после чего горячий рог достать из ёмкости и постучать о деревянную поверхность, пока не выпадет стержень. Можно также использовать для удаления стержня длинную отвёртку, с помощью которой нужно вычистить внутреннюю часть рогового чехла.

Шлифование внутри и снаружи

Прежде чем приступить к шлифовке, нужно дать рогу остыть, чтобы не повредить материал для будущего сосуда.

Внутреннее и наружное шлифование проводят с помощью таких инструментов:

  • наждачная бумага;
  • паста ГОИ;
  • пемзовая паста;
  • войлок;
  • станок для шлифования.

Цель, стоящая на данном этапе, - полировка поверхности до блеска. Внешняя часть не вызовет больших затруднений. При использовании шлифовального станка нужно быть крайне осторожными, чтобы не переусердствовать.
При отсутствии станка процесс будет более длительным, в этом случае нужно использовать наждачную бумагу разной зернистости, начиная с крупной и заканчивая мелкой. Сначала внутри рога нужно пройтись шабером, а после сделать самостоятельно шлифовальный инструмент.

Важно! Плохая обработка внутренней части рога может привести к появлению неприятного привкуса при наливании в сосуд напитка.

Для этого возьмите кусок жёсткой проволоки и закрепите на ней наждачную бумагу. После этого кусок проволоки закрепляется в дрель и, таким образом, происходит обработка внутренней части рогового чехла. Для окончательного блеска используются войлок и паста ГОИ.

Зебу на Мадагаскаре поистине незаменимое животное: на них и пашут, и ездят, их дарят на свадьбы, доят и едят… А кроме того, используют с пользой каждую часть тела, в том числе кости, рога и копыта.

В частности, из рогов и копыт делают всевозможные сувениры, магнитики, предметы домашнего обихода и даже посуду. Несколько дней назад мне довелось побывать в одной домашней мастерской, где ребята превращают части коров-зебу в гребешки, шкатулки, магниты и даже тарелки с ложками. Считанные минуты и коровьи рога превращаются в… ложки. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Источник: aquatek-filips.livejournal.comкраина небольшого городка в центре огромного острова Мадагаскар. Люди здесь живут очень небогато, если не сказать бедно. Каждый на острове занимается тем, что может: кто-то просто сидит под пальмой, кто-то торгует на рынке, кто-то тащит рикшу с пассажирами, а кто-то целыми днями работает своими руками…

Здесь, в Анцирабе, в одном из домов с утра до вечера слышен шум мотора от стиральной машины и ощущается сильных запах горелых волос. Это работают с костями…


… а если быть более точными, в основном, с рогами местных варианций коров - зебу. Их рога, как и шкура с копытами являются ценным сырьем, из которого нужно извлечь прибыль. Например, сувениры.


Чтобы коровий рог превратился в гладкое изящное изделие, с ним придется поработать.

В первую очередь рога варят. Нет, не для того, чтобы получить наваристый бульн и приготовить солянку. Для того, чтобы отделить от роговой оболочки бесполезную пористую сердцевину.

Полчаса в кипятке на сильном огне и… простым ударом твердым предметом по рогу мастер выбивает из рога его пористую сердцевину.

Честно говоря, для моих друзей увиденное стало полной неожиданностью. Оказывается, все думали, что рог сам по себе изначально полый… Ан нет!


В общем, сердцевина отделена, костную оболочку можно пусть в работу и делать из нее что-нибудь нужное и полезное…

Кстати, сердцевину тоже не выбрасывают. Их здесь собирают, затем сжигают и удобряют грядки на приусадебном участке. Говорят, прекрасное удобрение.


Между тем, на сцене появляется мастер и включает станок. Ну как станок… Самодельный агрегат, собранный их двигателя от стиральной машинки, направляющего вала, на который надеваются режущие и шлифовальные круги. Первым делам, с помощью режущего круга он вырезает из рога заготовку будущего предмета.


В тот момент, когда мы были в этой мастерской, здесь делали сувенирные ложки. Вот заготовка для нее.


После того, как мастер вырезал заготовку, он обильно смазывает ее дегтем и помещает в жаровню с открытым огнем. Деготь не дает гости гореть и пока заготовка находится в огне, она размягчается.


После того, как она размягчится до необходимого уровня, заготовку ложки быстро помещают под пресс, где с помощью специальной насадки ей придадут нужную выгнутую форму.


Теперь будущая ложка из рога зебу выглядит так.


Наступает кропотливый этап обрезки лишнего и шлифовки.


Рабочее место более, чем спартанское. На верстаке ничего лишнего. Только рога и шливовальные круги.






Зачем мадагаскарцы вырезают дырки на джинсах?


Им нужна джинсовая ткань. Они складывают несколько слоев кругляшей из джины, чтобы получить идеальный диск для финальной доводки изделия) Вот так!


5-7 минут шлифовки и ложка практически готова. Осталось ее покрыть лаком и отправить в сувенирную лавку.


Кстати, из кости эти ребята делают не только такие простые вещи, как ложки, но и довольно сложные поделки в виде лемуров, бабочек, баобабов и других знаковых символов острова Мадагаскар…

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство