Понятие процесса развития диалектическое отрицание. Диалектическое отрицание как момент развития. Почему он так называется

Понятие процесса развития диалектическое отрицание. Диалектическое отрицание как момент развития. Почему он так называется

Диалектическое развитие от низшего к высшему

Материальный мир существует вечно. Но эта вечная жизнь материи слагается из постоянной смены ее отдельных форм. Они возникают, существуют и исчезают, сменяются другими формами.

Образуются и погибают звезды в беспредельных просторах вселенной, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли, в бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих поколений возникают и исчезают виды растений и животных. Не вечны и формы общественной жизни. Они возникают, развиваются, крепнут, а затем стареют, сменяются другими общественными формами. Так, на наших глазах происходит смена капитализма социалистическим общественным строем.

Постоянное рождение все новых форм, непрестанная смена устаревших форм новыми - в этом проявляется вечное движение и развитие материи.

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».



В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

«В диалектике, - говорит Энгельс, - отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом» 14 .

Страница 1

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) - это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того - в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий. Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени. Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие - это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Спиралевидность движения

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются. Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую. Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания - это видоизменение по спирали.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали - процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Традиции и преемственность

Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое. Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал. Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием». В этом процессе старое заменяется новым.

Отрицание и противоречия

Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя. Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения. «Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл. Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Классическая диалектика

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше. Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения. В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого).

Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции. Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей. Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума.

Энгельс об отрицании

Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество. Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии. Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики. Прежде всего, он выявляется в человеческом познании. Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума. Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний.

Закон «отрицание отрицания»: примеры

Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами. В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  • Нечто является правдой.
  • Это неверно.
  • Прежнее утверждение ложно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики. Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций - это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Опровержение и замечания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов. Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер. Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно. Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Почему этот закон не является научным - критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ра­нее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне свя­занных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляет­ся в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утвер­ждающего или отрицающего характера. Например, «Мир­ное сосуществование - условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветя­щимися небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р. Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс разви­тия. Они пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые слу­жат условием и моментом развития. В этой связи несосто­ятельным является метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание представляет собой пол­ное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологичес­кие корни такого понимания отрицания кроются в не­признании наличия внутренних противоречий у предме­тов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философс­ких школ, смена формаций, создание новых научных тео­рий - все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей - уничтожения и сохранения), ре­зультативность - должно возникнуть что-то новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в раз­витии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспо­собного в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходно­му положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов разви­тия; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе - третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от сред­него. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний механизм процесса диалектического отри­цания включает следующие компоненты: две стороны ан­тагонизма - положительную и отрицательную; нараста­ние отрицательной противоположности; преобладание от­рицательной тенденции над положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это все­гда бывает и в природе, и в общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени, в иных ус­ловиях и среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевско­го, «исторический путь - не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального харак­тера этого закона вытекает важное методологическое тре­бование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии.

Законы диалектики функционируют не изолированно, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе противоположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отрицание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания.

Исходным в анализе его содержания является, конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания философская мысль сталкивается, собственно говоря,при самом ее зарождении. Это обнаруживается в интересе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и небытия, существования и уничтожения. Уже в древне-индийской философии, например, такие вопросы обсуждались весьма оживленно. По учению материалистов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные виды небытия или отрицания: предшествующее небытие, небытие вещи в результате ее разрушения, несуществование одной вещи как другой и т.д.

С различных философских позиций трактовалась проблема бытия и небытия античными мыслителями (Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С тем или иным толкованием отрицания связывалось в конечном счете представление о характере происходящих в Действительности изменений, о развитии мира. Очень точно диалектическое измерение отрицания выразил Н.Г. Чернышевский: "Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее" (62. Т.1. С.413).

Далеко не все философы были согласны с подобной трактовкой отрицания. Многие из них отождествляли его с простого разрушения вещей. Отсюда делались выводы в природе и обществе нет, по существу, никакого развития к новому. Весьма распространенным в древности был взгляд, что "золотой век" человека - в прошлом, а последующая история - это постоянное движение общества по нисходящей линии, по пути регресса. Так, древнегреческий поэт Гесиод учил: век человеческого счастья, золотой век, остался позади. Зло в жизни неотвратимо, его "избегнуть никак невозможно".

Наряду с подобными сугубо пессимистическими представлениями о движении общества вспять существовали в прошлом концепции вечного круговорота явлений в мире. Таково учение древнеиндийского идеализма о перевоплощении душ, об обреченности человека на вечное пребывание в круговороте эмпирического существования и постоянное возрождение в нем в соответствии с характером деяний в предыдущих рождениях. В Новое время идею исторического движения как вечного круговорота выдвинул итальянский ученый Дж. Вико. В его представлении общество совершает будто бы непрерывно повторяющиеся круговороты: период детства, когда господствует религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда общество вместе с тем идет вспять, к упадку. Период упадка сменяется вновь периодом детства, последний - периодом юности и т.д.

Трактовка действительности в концепциях регресса: и круговорота носит односторонний характер. В них игнорируется сложность процесса отрицания и многообразие его форм. Не менее ошибочно, однако, принижать "силу отрицания", не видеть его функции разрушения старого. Подобные метафизические установки свойственны различным теориям прямолинейного прогресса. По учению французского социолога М. Кондорсе, история - путь прямого подъема на основе безграничного совершенствования знания и способностей людей. Буржуазный строй здесь провозглашался как вершина "разумности" "естественности". К тому же капитализму приписывалась способность к безграничному прогрессу.

В современной философии и социологии обнаруживаются различные трактовки развития. Многие их представители придерживаются, по сути дела, концепция прямолинейного прогресса. Она образует философскую базу учений о "постиндустриальном", "технотронном", "компьютерном", "информационном" и т.п. обществе. В них исключается проблема социального отрицания, поскольку все обусловленные современным научно-техническим прогрессом изменения происходят, по утверждению западных теоретиков, в рамках существующих капиталистических отношений.

Вместе с тем ныне в общественном сознании пропагандируются и иные идеи: о крахе цивилизации, кризисе культуры, о наступлении времени нигилизма, о прекращении всякого прогресса. Усиливают подобные настроения социального пессимизма (пророками которого выступали, в частности, немецкие мыслители Ф. Ницше и О. Шпенглер) зловещая тень возможной ядерной катастрофы, нарастание экологических и других глобальных проблем. В социальном мышлении все больше преобладает соотнесение слова "отрицание" с разрушением

(общественного порядка, морали, религии, семьи и т.д.). Отрицание - это терроризм, аморализм, авангардизм, насилие и пр. Идеологи кризисного сознания возводят отрицание в определяющую черту современного человека. К известным определениям человека как "разумного", умелого", "надеющегося", "прекрасного" ныне добавлено: гомо неганс - человек отрицающий. Отрицание часто к тому же трактуется исключительно в духе упомянутой ранее "негативной диалектики" с ее "великим Отказом",безграничным разрушением.

Между тем и огульное отрицание, и фактический отказ от него в концепциях круговорота и прямолинейного прогресса - равно метафизически-односторонни. Ими абсолютизируется какая-то грань, черта, момент сложнейшего действительного процесса развития. Развитие надо понимать во всей его противоречивости. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - писал В. И. Ленин, раскрывая одну из существенных черт диалектико-материалистического мировоззрения, - по повторяющее их иначе, на более высокой базе отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии. .."(25. Т.26. С. 55). Ключ к пониманию данной закономерности развития содержится в правильном истолковании существа категории отрицания.

Что же фиксируется ею? Для многих философов отрицание - чисто логическая процедура. В материалистической диалектике оно - один из важнейших ее элементов. В самом деле, в ходе развертывания противоречий объективной действительности имеет место их разрешение, происходит качественное изменение явлений, а значит, уничтожение одних и возникновение других материальных структур. Материя не уничтожима, но преходяще любое ее состояние. Тем самым все существующее содев жит в себе и бытие, и небытие; есть единство бытия и небытия. Небытие - всегда небытие нечто, небытие чего-то конкретного. Другими словами, небытие данной вещи суть ее "инобытие", а не пустое ничто. В философии категория отрицания означает действие, в результате которого осуществляется процесс превращения вещи в нечто существенное иное вследствие свойственных ей внутренних и (или) внешних противоречий. Здесь наблюдается взаимопереход бытия и небытия. Роль отрицания в диалектике состоит в том, что оно завершает изменение в пределах старого качества и означает становление новой вещи. Без отрицания (и предполагаемого им скачка) материя вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без отрицания не было бы развития, не было бы перехода от низшего к высшему. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования.

Поскольку противоречия имеют объективный и всеобщий характер, постольку отрицание следует рассматривать необходимым и универсальным моментом развития. В неорганической природе, например, отрицание обнаруживается в космогонической активности ядер галактик; взрывах, распаде и образовании звезд и звездных ассоциаций; во взаимопревращениях и аннигиляции элементарных частиц; в разрушении горных пород под воздействием различного рода внешних факторов (воды, ветра, температуры и т.д.); в разложении и соединении молекул при химических реакциях и т.д. Отрицание является необходимым моментом и в сфере живой природы. В процессе эволюции исчезали многие органические формы, уступая место новым, более приспособленным к изменившимся условиям жизни. И в развитии отдельных организмов жизнь невозможна без своей противоположности, без своего отрицания - смерти.

Отрицание осуществляется на основе развертывающихся противоречий. Поэтому оно суть самоотрицание веши, особая стадия ее собственного развития. Последовательная смена поколений ЭВМ составляет содержание прогресса компьютерной техники. Часто спрашивают: "А если вещь просто уничтожить - зерно размолоть, насекомое раздавить и т.п., то здесь нет "самоотрицания" и, получается, нет никакой диалектики?" Однако так называв - мое "внешнее" отрицание, процесс "размалывания" или "растаптывания", если его брать не как отдельный изолированный акт, а в системе объективных взаимосвязей вещей, не находится за пределами диалектики. Так, гибель живого организма означает прекращение его индивидуального развития, но отдельные особи существуют только; как элементы видовой или родовой целостности. Сложные внутривидовые и межвидовые связи приводят к тому, что отношения разных жизненных форм, особенно пищи и ее потребителей, сопровождаются развитием взаимных приспособлений. В этих случаях, даже при сохранении агрессивности отношений, враг-истребитель может становиться необходимым условием существования преследуемого вида. Существование степных дерновинных злаков
невозможно без подстригания их животными, по преимуществу копытными. С жизнью грызунов связано существование многих видов степного и лугового разнотравья. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях хищников и их жертв. Хищники выполняют так называемую санитарную роль, выборочно истребляя слабых и больных особей, что способствует оздоровлению вида жертвы и уменьшает опасность распространения губительных инфекций. Во всех случаях результатом борьбы за существование, как отмечал академик И.И. Шмальгаузен, явится избирательный характер смертности, т.е. преобладающая гибель особей, менее защищенных, менее вооруженных в этой борьбе, а тем самым переживание и оставление потомства более "приспособленными" особями Данного вида организмов.

Значит, "самоотрицание" и "внешнее отрицание" различаются вовсе не тем, что одно из них является диалектическим, а второе - "недиалектическим". Просто надо признать, что в объективном мире и в живой природе, в частности, проявления отрицания разнообразны. Их можно свести к трем видам.

Те отрицания, о которых только что шла речь, логично называть деструкцией. При деструкции происходят явления, которые в языке обыденной речи фиксируется терминами: разрушение, распад, гибель, исчезновение, отмирание и т.п. Конкретно деструктивное отрицание может выражаться в смене более высокого типа целостности низшим, в ликвидации всякой целостности, в разрушении структуры системных объектов, в их дезинтеграции. Деструкция биосистем, например, характеризуется такими чертами, как разрыв связей внутри структуры, обособление и дифференциация действий ее компонентов, рассеивание энергии и вещества, ограничение возможностей накопления и реализации информации и др.

Наряду с деструкцией в объективной диалектике природы и общества существенное значение имеют процессы так называемого снятия. Снятие - особый вид отрицания. Это такое действие, когда при упразднении вещи в целом сохраняются отдельные ее элементы и звенья структуры. Старое состояние преодолевается, таким образом, с "удержанием положительного". Отрицание здесь непосредственно выступает как момент связи и развития от низшего к высшему. Возникшая в результате такого "удержания положительного" из отрицаемого новая форма (система, явление и т.д.) необходимо предстает как более высокая и богатая ступень поступательного движения. Так, последовательно обнаруживается снятие в соотношении социальной, биологической, химической и физической форм движения материи. На уровне же отдельных сфер объективной действительности снятие, например, предстает как сохранение ранее образовавшихся электронных слоев при дальнейшем усложнении внутриатомной структуры в ряду химических элементов Развитие общества обеспечивается выступающей в виде снятия преемственностью поколений людей, производительных сил, социальным наследованием.

Третьим видом отрицания можно считать такие качественные изменения, при которых имеет место переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Из зерна овса всегда вырастает овес, а не ячмень. Но в пределах одной и той же "основы" (генотип овса) вычленяются отрицающие друг друга ступени развития растительного организма: зерно, прорастание, колошение. Такое отрицание называется трансформацией. Ребенок, подросток, юноша, молодой человек, зрелый и пожилой возраст, старость - таковы ступени трансформации человека как личности. Каждая последующая из этих стадий индивидуальной жизни есть отрицание предыдущей.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство