Письмо буквы «Й» «й. Игра “Поймай Й”. II Мотивация к учебной деятельности

Письмо буквы «Й» «й. Игра “Поймай Й”. II Мотивация к учебной деятельности

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе.

Урок русского языка в 1 классе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: Письмо буквы «Й» «й»

Цель: научить письму строчной буквы «й»

Задачи:

    сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, умение различать гласный звук И от согласного Й;

    способствовать формированию информационной культуры учащихся;

    развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

    воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Материально-техническое обеспечение:

    Пропись 1 кл.

    Презентация к уроку.

Интерактивная доска, проектор, компьютер

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ресурсов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы обучения. Форма работы.

1

2

3

4

5

1

Мотивирование к учебной деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята, сегодня урок проведу у Вас я, меня звать Матвей Васильевич!

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Спасибо за настрой, начнем урок.

Приветствуют учителя.

Принимают качества ученика.

Метод мотивации учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Опрос.

Фронтальная.

2

Актуализация знаний

и сообщение темы урока

Введение в тему урока

Создание проблемной ситуации

4 мин.

А) Упражнение в умении классифицировать

Кот Матроскин учился писать буквы,

Посмотрите какие буквы он написал

(на слайде №2)

И, Р, Л, Ы, О, Й, Н

На какие группы можно разбить?

    сходство графических элементов

    буквы, которые обозначают гласные/согласные звуки

К какой группе отнесём букву й?

Б) выделение звука, определение характеристики

Какой буквой обозначают звук на письме [ Й, ] ?

А сможем ли мы записать слово йод?

Слайд №3

Чему мы будем учиться на уроке?

Итак ребята, какая тема сегодняшнего урока?

Верно ребята, тема урока – буква «Й»

варианты детей, затруднение

Нет

Не умеем писать букву «й»

писать строчную букву й

Буква «Й»

Словесный метод.

Беседа.

Кроссворд.

Ассоциации.

Фронтальная.

3

Этап подготов-

ки к усвоению нового материала.

Цель: подготовка к усвоению новой темы.

3 мин

А) Сопоставление буквы Й по сходству и различию

Слайд №4

Почтальон Печкин принёс посылку, а в ней буква й.

Изображения появляются поочередно (почтальон, строчная буква й, буква и

Печатные и,й)

Давайте, сравним с какой буквой очень схожа буква Й (И)

б) Игра «Моя Вообразилия».

На что похожа буква й?

слайде №5

Молодцы ребята!

Слайд № 6

Б) Анализ элементов буквы

Выделение изученных элементов детьми

Образец написания сопровождается объяснением и показом учителем на доске.

«Ставлю ручку на верхнюю лине­ечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выпол­няю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки, пишу сверху «узелок».

В) Конструирование буквы

Г) Повторение конфигурации буквы на чистом листе

Д) Прощупывание буквы по шершавому контуру картонных карточек.

Е) Сопровождение показом элементов написания буквы на экране

Ученики читают слайд

Ученики смотрят и пишут в воздухе ручкой

Проблемно-поисковый.

Шкалирование.

Самооценка.

Дорожная карта урока.

Фронтальная.

Этап

усвоения новых знаний.

Цель: принятие нового знания, примене

ние его для решения учебной задачи.

4 мин.

2 мин.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

А) Повторение правил посадки, расположения тетради.

Б) Упражнения для кисти рук

В) Письмо в воздухе под счет

Г) Обведение в прописи по контуру и прописывание первой строки.

Д) Анализ типичных ошибок

    Отработка навыка письма изученных букв

    • Запись слов лей-рой-мой после сравнительного анализа

      Запись слова зайка-зазнайка .

Замени печатную букву письменной по окончанию работы дети объясняют, какие виды соединений они использовали

Физминутка

Упражнения для формирования правильной осанки

    Упражнения для улучшения мозгового кровообращения .

И. П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад. 6 – И.П.. 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.П. – сидя. Руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    Упражнение для снятия утомления с мышц туловища .

И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    Упражнение для мобилизации внимания.

И.П. – стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо. 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх. 6 – левую руку вверх. 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо. 11 – левую руку на пояс, 13- 14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний. 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

Выполним задание на страницу 32

Составить слова.

Чтение предложений с слайда №9

Чистоговорки

Ой, ой, ой!

Очень холодно зимой.

Ай, ай, ай!

Так в снежки играть давай

Эй, эй, эй!

Станем мы теперь дружней!

Чтение предложений с слайда №10

Какие это предложения по интонации? (восклицательные)

Ученики

Стр. 32 прописи

самостоятельная работа

Рассказ.

Иллюстративный.

Поисковый.

Работа с картой.

Позиционное чтение.

Заполнение таблицы.

Самопроверка.

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

5

Этап

закрепления новых знаний.

Ребята поработаем с прописью на странице 33

Выполним задания со словом Каравай.

Напишите слово сочетание

    Работа в парах

Слайд 11

А вы знаете, какой подарок прислали родители Дяди Федора, когда они отдыхали на море?

Сейчас, вы увидите, какую фотографию сделал Шарик

Канарейка получила своё название по имени Канарских островов. Самочки более скромно окрашены: они скорее серовато-бурого цвета. Самцы имеют яркое оперенье. Особенность этой птицы в том, что у нее просто неотразимое пение. Еще в 14 веке моряки стали завозить этих птиц на свою родину, чтобы насладиться их пением. А позже стали их разводить и продавать.

Ёжик колкий

Кот усатый

(фоторужье)

(птицы, канарейки)

Частично – поисковый.

Фронтальная.

6

Рефлексия.

Цель:подведениеитогов, формирование оценочной деятельности учащихся.

Ребята давайте еще посмотрим на слайд и прочитаем слова с нашей буквой «Й», ребята какая тема урока была?

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде №12.)

Оценивают уровень своих знаний по теме урока.

Синквейн.

Беседа.

Шкалирование.

Анкетирование.

7

Этап информирования о д/з

Задание: закрепить написание буквы Й

Слушают, делают запись в дневник.

§ 1 Строчная буква й

В этом уроке у нас в гостях особая согласная буква.

Особая, потому что она очень близка с гласными.

Это буква «И краткое» или «ий», как её ещё называют.

Прочитайте историю, как она появилась в алфавите:

Однажды буква И отправилась гулять. Ей на плечо села галочка. Буква И испугалась и стала заикаться. Заикаясь, она не смогла больше петь, поэтому ушла к согласным, какая же она гласная без голоса. Так в алфавите появилась новая буква - И краткое.

Букву Й зовут "И кратким".

Й как И в твоей тетрадке.

Чтоб Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

Буква И краткое обозначает только один звук [й].

Он согласный, звонкий, мягкий.

У него нет парного глухого и парного твёрдого согласного.

Чаще всего этот звук стоит после гласных в конце слова: хоккей, воробей, соловей и в середине слова: чайка, сойка, майка, шайба.

Очень редко встречаются слова с буквой й в начале слова: йогурт, йод, йог.

В большинстве случаев для обозначения звука [й] и следующих за ним гласных звуков [а], [о], [у], [э] в русском языке используются буквы я, ё, ю, е.

Поучимся писать строчную букву й.

Она состоит из двух одинаковых элементов - двух наклонных линий с закруглением внизу вправо.

Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и ведём вниз наклонную прямую линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, пишем прямую линию вправо вверх, доводим до верхней линии.

Пишем второй элемент: ведём наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляем.

Касаемся нижней линии, закругляем вправо вверх и доводим почти до середины рабочей строки.

Сверху над буквой изобразим дугу, чтобы не спутать букву й с буквой и.

На следующей строчке напишем слова, которые выражают наши чувства: ай, ой.

Везде верхнее соединение.

При переносе слов с буквой й в середине слова нужно знать правило: нельзя отрывать её от предшествующей гласной.

Переносить слова нужно так: зай-ка, тай-на, лей-ка.

Запишем эти слова.

Русских имён, отчеств, фамилий, названий городов, рек, которые начинаются на букву Й нет.

Все имена собственные с буквой Й в начале слова пришли к нам из других языков.

В России есть город Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл, что в переводе с марийского языка означает «красный город».

В Йошкар-Оле есть улица имени Йывана Кырли - так звали марийского актёра и поэта.

На карте мира мы также найдём другие города на букву Й, например, города Йорк в Великобритании, Йена в Германии, Йоккаи́ти в Японии.

§ 2 Заглавная буква Й

Поучимся писать заглавную букву Й.

Чтобы письмо не составило большого труда, нужно вспомнить, как пишется заглавная буква И.

Заглавную букву Й начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки.

Пишем линию вверх вправо, закругляем, ведем наклонную прямую вниз к нижней линии рабочей строки.

Немного не доходя до нее, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент.

Он находится на том же уровне, что и первый.

Начинаем писать от середины вспомогательной строки.

Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Выведем над буквой дугу.

Запишем предложение:

Первое слово в предложении - йог, поэтому оно пишется с заглавной буквы.

§ 3 Краткие итоги урока

Самое главное в уроке:

1.Буква й обозначает согласный, непарный звонкий, непарный мягкий звук [й].

2.Чаще всего звук [й] стоит в середине и конце слова.

3.При переносе слов с буквой й в середине слова её нельзя отрывать от предыдущей гласной.

4.В русском языке почти нет слов, начинающихся с буквы й.

5.С заглавной буквы Й пишется начало предложения, о также географические названия иноязычного происхождения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс, 2014.-160с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Методические рекомендации к учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики". 1 класс. – М.: Баласс, 2014.-416с.
  3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа.- 1994. – 448с.

Цели урока:

Образовательная:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й,
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"],
  • научиться различать буквы и, й;

развивающая: орфографическую зоркость, яркую, эмоциональную речь, интерес к родному языку;

воспитательная: любовь к природе, уважение к окружающим, культуру работы в парах, группах, трудолюбие.

Оборудование: карточки с изображениями звуковых схем-человечков, и буквами на доске, карточки с заданиями для работы в парах и группах, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.(Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое.

2. Интеллектуальная разминка.

Чистоговорки
Ой, ой, ой
Очень холодно зимой.
Ай, ай, ай
Так в снежки играть давай
Ух, ух, ух
Побежали во весь дух.

Составьте пары: буква – звук (на доске расположены звуковички и буквы, необходимо соединить их линиями: буква ш обозначает всегда твердый согласный звук, глухой, поэтому соединим ее со звуковичком в шляпке и синими башмачками; буква о обозначает гласный звук, поэтому соединяем со звуковичком в красных башмачках, буква р обозначает согласный звонки звук, который бывает и твердым и мягким, соединяем со звуковичком в звоночке, один башмачок синий, другой – зеленый, буква я может обозначать два звука или один, ее соединим со звуковичком в красных башмачках и со звуковичком в зеленом и красном башмачке).

3. Выход к теме.

Лишь одному звуковичку не хватило пары.

Вы узнаете его. Он первый в словах: ягода, яма, ёжик, ёлка, ели, если (это звук [й"])

Мы много раз встречались с ним в начале слова. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:

[й"], [а] – я – ягода, яма
[й"], [о] – ё – ежик, ёлка
[й"], [э] – е – ехал, если

Где слышится звук [й"] в следующих словах: май, пой, трамвай? (В конце слова, он последний.)
- А в словах майка, лайка, гайка – в середине, но после него нет гласного. Как же в этом случае мы будем обозначать на письме [й"]?
- Для обозначения звука [й"] без последующего гласного в русском алфавите есть буква Й. “Строчная и заглавная буква й” - тема урока.

Наша цель:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й;
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"];
  • научиться различать буквы и, й.

4. Работа в азбуке.

Рассмотрите в азбуке печатную букву Й. Что она вам напоминает? (Букву И, но с крышечкой.)
- Какой звук обозначает эта буква? (согласный, звонкий, всегда мягкий звук.)
- Завершим схему. (Нарисуем звуковичку звоночек, а башмачки раскрасим зеленым цветом.

Чтение слогов.

Какие из них являются словами и мы употребляем их в речи для выражения чувств? (Ой, ай)
- Как вы вскрикните, когда больно?
- Когда чем-то восхищаемся?
- Когда хотим пристыдить?

Чтение столбика слов справа.

5. Работа в прописи.

Минутка чистописания повторим написание строчной буквы о с верхним и нижним соединением, сочетания ож , ол , в первом случае буква о пишется сверху, во втором – снизу.
- Рассмотрите строчные и заглавные буквы и , й . В каких случаях необходимо писать заглавную букву Й ? Пишем, следим за правильной позой при письме.
- Соединяется буква й с последующими буквами так же как буква и .

Письмо слогов и слов на третьей и четвертой строчках.

Прочитайте пару слов ниже.
- Замените слово “зной” близким по значению. (Жара)
- О ком скажем “злой”?
- Напишем по одному разу эти слова.

6. Физминутка.

Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.

7. Работа в парах.

Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.
- Прочитайте, посовещайтесь и вставьте пропущенные буквы.

1 ряд

Какой красивы_ лес зимо_! В дупле уснула б_лка. У куста за_ка. На макушку _лки села птица.

2 ряд

Дул сильны_ ветер. Малыш бо_лся идти в школу один. Он стоял под липо_. Саша взял его за руку и пов_л.

3 ряд

Я живу под землёй в тёмно_ норке
Шубка сера_, крошечны_ рост.
Глазки чёрные бусинки, зорки,
И вер_вочкой тоненький хвост.

Проверка по рядам. Прочитайте предложение. Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Рассмотрите лес на слайде. А теперь прочитайте первое предложение с восхищением. Как нужно прочитать остальные предложения? (Спокойно, негромко, чтобы не нарушить тишину зимнего леса.)

Но что это появилось на ветке ели? (На слайде слово “Жалоба”)
- На что жалуется белочка?
- Почему так важно не забирать из дупла беличьи запасы? (Все лето и осень трудилась белочка, чтобы не умереть от голода зимой.)

Второй ряд объясняет расстановку букв.

Оцените поступок Саши. (Саша поступил как настоящий товарищ. С него можно брать пример.)
- Чтобы вас любили и хотели с вами дружить не забывайте важное правило общения. (Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.)
- Ребята третьего ряда объясняют какие буквы вставили на месте пропусков, какие звуки они обозначают.

О ком загадка? (О мышке.) Как догадались? Какие слова помогли точнее описать мышку? Как они называются? (Это слова – признаки, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Чтение слов- признаков в азбуке и запись по одному слову в прописи на странице 22.

8. Работа в группах.

Мы работаем над групповыми творческими проектами, создали замечательные жилища для звуковичка. Пора хозяину занять свое место. Наверняка он захочет устроить новоселье. Но, похоже, список угощений и гостей составлял герой рассказа А. Шибаева “Два хвостика”. Ребята прочитают этот рассказ. (Трое ребят заранее приготовили чтение по ролям.)

Какую ошибку допустил мальчик?
- К чему это привело?
- Очень важно научиться писать грамотно, из-за одной буквы может измениться смысл слова, важен каждый элемент.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.

Посовещайтесь в группах и исправьте ошибки в меню и списке приглашенных на новоселье.

Меню

  • йагоды
  • малйна
  • орехи
  • печеньйэ
  • йаблоки

Список гостей

  • йожик
  • соика
  • Дюимовочка
  • йэнот
  • Аиболит
  • зайац

Проверим правильность выполнения данного задания по слайду.

9. Итог урока.

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство