Дополнительное профессиональное обучение государственных служащих. Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное обучение государственных служащих. Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499 , ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ , а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ .

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением , утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее - Положение № 1474 ). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее - Требования № 362 ).

Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 - 2017 годы.

К сведению

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474 ).

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

  1. назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации служащего;
  4. назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ ).

Форма обучения

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499 :

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Согласно п. 2 Требований № 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.
Обратите внимание

Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362 , согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы - не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований № 362 , а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362 ).
Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362 ).

Стажировка

Согласно Требованиям № 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ .

То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2-4297 . В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками.

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года - в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р .

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

К сведению

Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 - 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474 .

Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительные гарантии предоставляются при наличии оп­ределенных условий, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами или иными актам субъекта Российской Федерации.

Данный подход позволяет, во-первых, обеспечить равные усло­вия прохождения гражданской службы независимо от ее уров­ня (будь то федеральная гражданская служба или гражданская служба субъекта Федерации), ведомственной принадлежности гражданского служащего. Во-вторых, создаются необходимые предпосылки для дифференциации мероприятий по социаль­ной защите гражданских служащих с учетом характера, особен­ностей, эффективности и результативности их профессиональ­ной служебной деятельности, процессов развития гражданской службы и иных условий.

Гражданским служащим при определенных условиях может гарантироваться:

1. Право на профессиональную переподготовку, повышение ква­лификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

В пункте 3 ст. 62 действующего Закона устанавливается исчер­пывающий перечень оснований для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. К ним относятся: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской служ­бы в порядке должностного роста на конкурсной основе; вклю­чение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Данным правом гражданский служащий может воспользоваться в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им допол­нительного профессионального образования.

Для повышения квалификации установлены конкретные временные рамки - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Государством гарантируется также направление государствен­ного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профессионального образования впервые, при наличии указан­ных условий, становится обязательной.

Вид (с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от граж­данской службы), форма и продолжительность получения допол­нительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории

Глава 33, Социальная защита государственных гражданских служащих 533



должности гражданской службы, замещаемой гражданским слу­жащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Фе­дерации.

В целях эффективной реализации указанной гарантии Закон вводит единый для государственных органов порядок планиро­вания и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Местом реализации права на профессиональную переподготовку и по­вышение квалификации Закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессио­нального образования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а также в иных организациях. Дополнительное профес­сиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами Российской Федерации.

Закон обязывает представителя нанимателя, образователь­ное учреждение, государственный орган или иную организацию обеспечить гражданскому служащему, проходящему профессио­нальную переподготовку, повышение квалификации или стажи­ровку, соответствующие условия для освоения образовательной программы.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важным элементом кадровой работы (пп. 13 п. 1 ст. 44), реализа­ция которого осуществляется на основе государственного заказа, формируемого в соответствии с требованиями ст. 63, а также в соответствии с программами профессионального развития граж­данских служащих (пп. 1 п.2 ст. 60 действующего Закона).

2. Право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в свя­зи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в слу­жебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных соответственно нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.



Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Тру­дового кодекса.

Порядок и условия предоставления данной гарантии граждан­ским служащим предполагается конкретизировать путем приня­тия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответству­ющих нормативно-правовых актов субъекта Федерации.

3. Право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокра­щении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государ­ственным служащим в указанных случаях замещение иной долж­ности, а при невозможности трудоустройства - переподготовку (переквалификацию), оставление в Реестре государственных слу­жащих (с указанием: в резерве) с сохранением в течение года не­прерывного стажа государственной службы.

В действующем Законе данная гарантия тесно увязывается со ст. 31, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым относятся лишь возможность замещения иной долж­ности при наличии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. Единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служа­щим предоставление жилой площади в случае и порядке, преду­смотренных Федеральным законом или законом субъекта Феде­рации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Предоставление указанной гарантии осуществлялось на основе ведомственных актов федеральных государственных орга­нов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»), а в ряде субъектов Федерации - на основе законов субъектов и напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. При этом форма ее предостав­ления была произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).

Действующий закон устанавливает единую для гражданской службы форму предоставления указанной гарантии - единовре­менную субсидию один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно поста­новлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации.

5. Иные государственные гарантии.

Данная норма создает предпосылки расширения системы га­рантий для гражданских служащих по мере развития законода­тельства о гражданской службе. Кроме того, представитель на­нимателя, исходя из возможностей соответствующего бюджета, вправе расширить спектр гарантий. В качестве примера можно привести положения Закона субъекта Российской Федерации «О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 от 26 января 2005 г., где соответствующим гражданским служащим дополнительно гарантируется:

Предоставление жилой площади (улучшение жилищных усло­вий) либо компенсация расходов на приобретение жилья;

Бесплатная или льготная (в том числе членам семьи) санатор­но-курортная путевка, возмещение средств на проезд к месту от­дыха и обратно;

Компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;

Медицинское обслуживание (в том числе членов семьи) в за­висимости от категории и группы должности;

Бесплатный отпуск лекарственных средств, оказание про­тезно-ортопедической помощи {в том числе членам семьи);

Единовременное денежное поощрение при достижении воз­раста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере двухмесячного денежного содержания по занимаемой должности;

Единовременное денежное поощрение при достижении ста­жа 20 лет и далее через каждые 5 лет в рамках двухмесячного де­нежного содержания по замещаемой должности;

Выплата один раз денежного вознаграждения при выходе на пенсию в размере среднемесячной заработной платы в кратности количеству полных лет службы, но не более чем за 10 лет;

Доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии стажа {12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин), чтобы сумма пенсии составляла 55% месячного денежного содержания с уве­личением на 3% за каждый полный год выслуги, но не более 80% месячного денежного содержания;

Возмещение расходов на ритуальные услуги лицам, осуще­ствляющим похороны гражданского служащего;

Сохранение ряда государственных гарантий за граждански­ми служащими, вышедшими на пенсию;

Сохранение ряда гарантий за гражданскими служащими, уволенными при ликвидации или реорганизации государствен­ного органа либо сокращении должностей (для мужчин, достиг­ших возраста 58лет, для женщин - 53 года).

Выводы

Государственный гражданский служащий отличается от лица, принятого на работу по трудовому договору. У него особый работодатель - государство. В социальном плане институт госу­дарственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, государственного служащего и граждани­на. Социальная защита государственных служащих представляет собой важный компонент социальной политики государства по отношению к собственному кадровому составу.

Государственный гражданский служащий находится на пере­крестке взаимообусловленных проблем. С одной стороны, имен­но на государственную службу возлагается решение задач по обес­печению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Но и государство, в свою очередь, должно создать и развивать эффективную систему соци­альной защиты государственных гражданских служащих, которая бы обеспечила им условия для достойного существования, реали­зации прав и исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, складывается определенная система социаль­ной защиты гражданских служащих, которая находит свое разви­тие в процессе реформирования государственной службы.

Реализация системы государственных гарантий гражданским служащим создает условия для повышения престижа государ­ственной службы, ее эффективности и результативности в инте­ресах каждого гражданина, общества в целом и государства.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социальная защита гражданских служащих?

2. Что представляет собой система социальной защиты граж­данских служащих?

3. Чем вызвана необходимость выделения основных и допол­нительных гарантий гражданским служащим?

4. Охарактеризуйте состояние нормативно-правового обеспе­чения системы социальной защиты гражданских служащих.

5. Какие изменения произошли в системе социальной защи­ты гражданских служащих в процессе реформирования государ­ственной службы Российской Федерации?

Список литературы

Государственные требования
к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.

3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.

5. При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.

6. Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.

Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).

7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.

8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.

II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих

9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее - профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.

11. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя).

12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

13. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих

17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее - повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.

19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации

26. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (далее - обучение за рубежом) организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.

27. Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).

28. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.

29. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности.

30. Государственный орган по управлению государственной службой в установленном порядке:

а) формирует ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;

б) формирует состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;

в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;

д) выдает успешно окончившим обучение за рубежом удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

32. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения.

33. Представитель нанимателя представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом. Формы заданий и указанных документов, а также сроки их представления устанавливаются федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.

35. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая предварительное обучение и итоговую аттестацию).

36. Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются как индивидуально, так и в группах численностью не более 10 человек.

Профессиональная переподготовка за рубежом осуществляется индивидуально.

37. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.

Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.

Что такое профессиональный стандарт педагога? Как гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование? Как проходит обучение по программам дополнительного образования?

Всем привет! На связи, Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций онлайн-журнала «ХитёрБобёр».

Представьте ситуацию: вы профессионал своего дела с большим опытом работы, которому по плечу сложные и масштабные проекты. Однако все чаще вас не покидает ощущение, что вы не успеваете идти в ногу со временем, вам не хватает некоторых профнавыков и компетенций. Знакомое состояние?!

Далее. После школы вы поступили в финансовый институт, так хотели родители. Успешно закончив обучение, начали работать. И вроде бы все идет как надо, но давняя мечта стать воспитателем детского сада не отпускает до сих пор. Это про вас?

Если да, то диагноз ясен! Назначаем лечение - дополнительное профессиональное образование. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.

В конце публикации бонус: полезное видео от профессионалов и способы, помогающие получить новую профессию бесплатно.

1. Что такое дополнительное профессиональное образование и для чего оно необходимо

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) с каждым годом все более востребовано.

Оно направлено на обеспечение соответствия квалификации работника, его профессиональных потребностей современным жизненным реалиям, требованиям работодателей и запросам рынка труда. С его помощью вы не только улучшите свои профнавыки и знания, но и получите новую профессию.

Дополнительное образование обеспечивается специальными программами. Такое обучение доступно людям, имеющим высшее или средне-специальное образование. Доступно ДПО и студентам, еще только обучающимся в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении.

Для ряда профессий действуют профстандарты, например, для педагогов дополнительного образования. В них прописаны основные требования к той или иной специальности.

Если сотрудник не в полной мере им соответствует, то ему необходимо пройти дополнительное профессиональное образование. Это позволит довести свою квалификацию до нужного уровня.

Основания для направления на ДПО:

  • при назначении служащего на новую должность на конкурсной основе;
  • включение на конкурсной основе в карьерный резерв;
  • по результатам аттестации.

Во всех остальных случаях гражданские служащие обучаются по собственной инициативе и за свой счет.

2. Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?

ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.

Существует 2 вида ДПО:

  • повышение квалификации;

Некоторые специалисты выделяют третий вид - стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Вид 1. Повышение квалификации

Итак, повышение квалификации - это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.

Пример

На завод пришло новое оборудование. Наладчик станков и оборудования Борис Петров - мастер своего дела, но со станками последнего поколения этой фирмы не сталкивался ни разу. Специалистов, способных провести их пусконаладку, на предприятии нет.

Руководство решило для повышения квалификации направить Бориса на обучение в специализированный учебный центр компании-поставщика.

Повышение квалификации требуется в следующих случаях:

  • необходимо «освежить» знания и навыки после длительного перерыва в работе (декрет, служба в Армии, продолжительная болезнь и пр.);
  • расширение должностных обязанностей, для исполнения которых недостаточно имеющихся профессиональных компетенций;
  • участились случаи травматизма на рабочем месте по вине персонала;
  • сотрудник желает повысить разряд/категорию.

Вид 2. Профессиональная переподготовка

Теперь разберёмся с профпереподготовкой.

Профессиональная переподготовка - получение дополнительных профессиональных навыков, необходимых для нового вида деятельности, должности или получения другой профессии.

Рассмотрим случай из жизни.

Пример

Людмила Попова вот уже 8 лет работает медсестрой в процедурном кабинете одной из поликлиник Казани. Работа нравится, но зарплата оставляет желать лучшего.

Девушку всегда привлекала работа косметолога. Промониторив зарплату этих специалистов, Людмила пошла на вечерние курсы по переподготовке для получения новой профессии. Через 5,5 месяцев Попова имела на руках диплом, дающей ей права работать косметологом.

Сейчас Люда работает в одном из казанских салонов и никак не нарадуется не только интересной работе, но и новой зарплате. Судите сами: работая медсестрой, она получала в среднем 11 тыс. руб., теперь Людмила-косметолог получает 40-50 тыс. руб.!

Разумеется, это только наиболее распространенные причины, когда может потребоваться подобного рода. На практике их гораздо больше.

3. Как получить дополнительное профессиональное образование - 5 простых шагов

Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.

Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.

Шаг 1. Выбираем программу образования

Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.

Выбирая программу, обращайте внимание на:

  • её продолжительность;
  • форму обучения;
  • стоимость курсов;
  • вид документа, получаемого по окончанию;
  • график учебы;
  • наличие лицензии у обучающей компании.

От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.

Шаг 2.

Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.

Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.

В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.

После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.

Общий перечень документов для поступления:

  • паспорт;
  • документ о высшем или средне-специальном образовании;
  • трудовая книжка;
  • документ о смене фамилии (если таковая была);
  • студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).

Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.

Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.

Шаг 3. Проходим обучение

Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.

Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.

Срок обучения зависит от его вида.

Сроки дополнительного образования:

Шаг 4. Сдаем экзамены

Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.

Формы итогового испытания:

  • устный экзамен;
  • письменная работа;
  • тестирование.

Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.

Шаг 5. Получаем диплом

При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено , или диплом при профпереподготовке.

4. Где получить дополнительное профессиональное образование - обзор ТОП-3 компаний

Вы никак не можете определиться с обучающей организацией для прохождения ДПО? Я вам помогу сделать выбор!

Ознакомьтесь с моей подборкой. В ней представлены компании с отличной репутацией, высококлассными специалистами и выгодными условиями.

«Современная научно-технологическая Академия» (СНТА) - некоммерческая организация дополнительного образования более 4 лет предоставляет услуги по повышению квалификации и переподготовке по различным направлениям.

Основные услуги Академии:

  • обучение;
  • сертификация;
  • охрана труда;
  • СОУТ.

Все программы ведутся с использованием дистанционных технологий. Для этого в образовательном учреждении создана специальная информационно-образовательная среда.

СНТА имеет всю необходимую разрешительную документацию:

  • лицензию;
  • сертификат соответствия;
  • уведомление из реестра аккредитованных организаций;
  • заключение МЧС РФ.

2) Русская Школа Управления

В 2002 в Москве была создана «Русская Школа Управления» (РШУ). Сегодня бизнес-школа входит в пятерку лидеров российских образовательных компаний. За период существования бизнес-школы создана постоянная клиентская база из более 500 различных фирм и предприятий. Некоторые клиенты РШУ: гипермаркет игрушек «Бегемот», «Эльдорадо», «Мастер Фуд», «Комус», «Nikon» и пр.

РШУ в цифрах:

  • представительства в 12 российских городах;
  • обучение по 35 направлениям;
  • 300 преподавателей-консультантов;
  • 600 семинаров и тренингов;
  • ежегодно 12 тыс. выпускников.

Высокое качество услуг, передовые технологии обучения, лучшие преподаватели Москвы - отличительные особенности обучения в этой бизнес-школе.

3) ЦПП ТУСУР

«ТУСУР» - это центр профессиональной переподготовки из Томска. Дополнительное образование проводится по нескольким программам. Обучение в центре ведется по 2 формам: очной и дистанционной. По согласованию сторон возможен индивидуальный план обучения.

Наиболее популярные программы ДПО:

  • антикризисное образование;
  • менеджмент туризма;
  • менеджмент малого и среднего бизнеса;
  • сервисная деятельность;
  • финансово-банковский менеджмент;
  • менеджмент здравоохранения;
  • управление персоналом.

В компании гибкое ценообразование, предусмотрены различные скидки проводятся акции. В таблице представлены базовые тарифы на обучение.

Стоимость обучения ЦПП ТУСУР:

5. Как освоить дополнительную профессию бесплатно - 4 действующих способа

Чтобы получить новую профессию недорого и с максимальным комфортом, а ещё лучше - бесплатно, нужно знать способы, как это сделать.

В этой статье я расскажу о некоторых из них.

Способ 1. Займитесь самообразованием

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» - замечал известный русский книговед и писатель Рубакин Н.А. Это в полной мере справедливо и для дополнительного профессионального образования.

Правильно организованный процесс - гарантия результата. Рекомендую профессиональное самообразование вести несколькими способами.

Способы профессионального самообразования:

  • читайте специальную литературу в сфере ваших профинтересов;
  • посещайте бесплатные онлайн-уроки и вебинары, проводимые экспертами;
  • не игнорируйте участие в профессиональных сообществах и ассоциациях;
  • не пропускайте конференции и семинары, их очень часто проводят обучающие компании в рекламных целях совершенно бесплатно;
  • перенимайте опыт коллег, предлагайте свою помощь. Так вы сможете освоить новые навыки, не затратив средств.

Помните : такой комплексный подход даст нужный результат только при высокой самодисциплине и инициативности.

Способ 2. Обучайтесь в интернете

В интернете, как в Греции, есть все! В том числе - бесплатное профессиональное обучение. Учителя и бухгалтеры, косметологи и администраторы соцсетей могут повысить свою квалификацию, не тратя при этом кровно заработанные.

Курсы на ютубе, мастер-классы, электронные библиотеки в свободном доступе - все это вам в помощь! Есть немало образовательных учреждений, обучающих бесплатно, причем некоторые из них даже выдают сертификаты.

Подборка предложений по бесплатному дистанционному обучению:

Образовательное

учреждение

Наименование курсов
1 Институт Юнеско Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Облачные вычисления в образовании; открытые образовательные ресурсы; Основы разработки электронных образовательных ресурсов и пр.
2 Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Web-дизайн; Информационная безопасность; ИТ-консультант; Разработка веб-приложений; Управление ит-проектами; 1С бухгалтерия 8.1 и т.д.
3 Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» Для учителей: олимпиадная и ЕГЭ подготовка; предметные курсы и т.п.

Выбирайте подходящие! И вперед - к повышению профмастерства или получению новой профессии!

Способ 3. Пользуйтесь благотворительным обучением

Есть еще такая возможность бесплатного допобразования, как благотворительное обучение. Этот формат представляет собой семинары, конференции, курсы, проводимые крупными компаниями. Например, «Аудэкс».

Такие мероприятия имеют свободный доступ. Следите за подобными объявлениями, чтобы успеть записаться в числе первых.

Способ 4. Пользуйтесь льготами на дополнительное образование

Если они вам положены, обязательно воспользуйтесь своим правом.

В заключение хочу отметить: получить новую профессию способами, о которых я рассказала, можно не во всех случаях. Так, например, нельзя стать хирургом, а вот веб-дизайнером или копирайтером - пожалуйста.

В видеоролике найдете много дополнительной полезной информации.

6. Заключение

Подведём итог! Дополнительное профессиональное образование - это повышение квалификации и профпереподготовка. Выбирать вид обучения следует, исходя из его цели.

Если необходимо усовершенствовать профнавыки, повысить разряд, то идем повышать квалификацию. Если хотите сменить профессию, то переподготовка - подходящий вариант.

Вопрос к читателям

Как вы относитесь к дополнительному профессиональному образованию? Хотели бы вы получить ещё одну специальность?

Учитесь, развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутом! Желаю успехов! Оставляйте отзывы на статью! Комментируйте и делитесь с друзьями в соцсетях!

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство