Прибалтика: хроники выживания независимых стран. Промышленность Латвии: текстильная, швейная, янтарный промысел. Рижский вагоностроительный завод. Предприятий пищевой промышленности

Прибалтика: хроники выживания независимых стран. Промышленность Латвии: текстильная, швейная, янтарный промысел. Рижский вагоностроительный завод. Предприятий пищевой промышленности

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» – комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить, разве что, с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленная на развитие в них трудоёмких, обрабатывающих отраслей промышленности: машиностроение, электротехника, радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов, их здания, цеха, трубы, напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем о временах их славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны прежде всего с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Площадь, занимаемая заводом, равнялась территории небольшого микрорайона. Как любое предприятие того времени, помимо производственной функции, оно поддерживало социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивались концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых игрались свадьбы, поликлиники следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоги, даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, однако к производству завода никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже ночным клубом.

Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800 человек.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее, указанное направление деятельности заводов, объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.


Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина виден масштаб завода, он пишет: «На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов…

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: «Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики… Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР… проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими» . Данный очерк открывает нам не только производственную жизнь завода, но показывает, насколько система интегрировала каждого сотрудника. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г., и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности, сейчас в руинах лежат десятки объектов: от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии, производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных, предприятий, по сей день производят сильное впечатление.

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика – это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность – лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция составляла «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.

За фотографии спасибо сайтам :

Прибалтика в системах макрорегионального районирования

Районирование по К. И. Арсеньеву (1848, слева) и П. П. Семёнову (1877-78, справа)

Районирование по Д. И. Рихтеру (1898)

Балтийское пространство , по Арсеньеву, «идёт от южного берега Финского залива до Литвы и Польши с севера на юг, и от восточного берега Балтийского моря до Алаунского пространства, и заключает в себе Остзейские или Русско-Немецкие губернии: Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую». Наконец, в Низменное пространство вошли Белоруссия (губернии Витебская и Могилёвская), Литва (Минская, Гродненская, Виленская и восточную часть Ковенской) и Самогитию , а также всё Царство Польское .

Приоритет географических критериев над административно-территориальным делением сохранился и здесь. Так, географическое понятие «южный берег Финского залива» разбито между Эстляндской и Санкт-Петербургской губерниями, а историческая Самогития (Жемайтия, северо-западный, прибрежный край Литвы) не полностью соответствует Ковенской губернии. Понятие «Литва» до революции исторически ассоциировалось с Великим княжеством Литовским - прибалтийской частью Красной Руси , что отразила и классификация Арсеньева.

Помимо этих классификаций (авторы которых в разное время возглавляли статистические органы России), русские учёные и методисты в своих научных сочинениях, курсах географии и в географических сборниках излагали и свои оригинальные схемы районирования. И. И. Вильсон в «Объяснении к хозяйственно-статистическому атласу» (1869) выделил 6 погубернских групп: Северную, Прибалтийскую, Западную, Юго-Западную, Центральную, Восточную и Южную. Князь А. И. Васильчиков («Землевладение и земледелие») среди восьми групп губерний назвал «…7) Литву и Северо-Западный край и 8) Остзейский край».

Дополнив физико- и экономико-географические факторы историческими и международно-экономическими, Д. И. Менделеев дал следующую характеристику Балтийского края (выделенного им в числе 14 экономических краёв России):

- «Фабрично-заводская промышленность и торговля России»

На этом основании к Прибалтийскому краю учёный отнёс, помимо трёх прибалтийских губерний, также Псковскую, Новгородскую и Петербургскую (включение которой заставило его предложить альтернативное название краю - Петербургский. Отделяя от Балтийского края Белоруссию и Литву в состав Северо-Западного края , Менделеев, как и его предшественники, Менделеев указал на общность исторического прошлого Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилёвской губерний - их принадлежность древнему Литовскому княжеству. Тем не менее, учёный отметил, что этот край «составляет во всех отношениях переход… к центральным и прибалтийским») .

Благодаря ликвидации частнокапиталистических противоречий, возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по стихийным законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов. В числе научных основ их разработки была и методология экономического районирования, основы которой были заложены до революции К. И. Арсеньевым, П. П. Семёновым-Тян-Шанским, Д. И. Менделеевым и др. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие т. н. территориально-производственных комплексов (ТПК), охватывающих сразу несколько краёв, областей и даже союзных республик . ТПК определяется как «территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда» .

Прибалтийский экономический район - один из таких ТПК. В его состав входили Литовская, Латвийская и Эстонская СССР, а также Калининградская область. Наряду с Белорусским экономическим районом, он понёс наибольшие разрушения, материальные и человеческие потери в годы Великой Отечественной войны. Это потребовало гораздо больших, чем в других районах, инвестиций в расчёте на душу населения для восстановления транспортной и энергетической инфраструктуры, коммуникаций, а также производственных мощностей. Фактически, вся индустриальная база Прибалтики была создана в послевоенные в СССР заново .

Это обеспечило большие, чем в других районах, показатели выпуска продукции и её качества. При том, что одновременно шкала розничных цен была установлена по I категории (например, ниже, чем в Москве и Ленинграде), прибалтийские республики из года в год лидировали в общесоюзной статистике по такому показателю, как объём вкладов на душу населения. Так, в 1982 году при среднем размере вклада на душу населения по СССР в 1143 руб. в Латвии этот показатель составлял 1260, в Эстонии 1398, и в Литве - 1820 рублей (максимум среди союзных республик СССР) .

Общесоюзная специализация

Основная специализация промышленности в общесоюзном масштабе: трудоёмкие, обрабатывающие отрасли, среди которых выделяется машиностроение (электротехника , радиоэлектроника, станкостроение, приборостроение , судостроение и т. д. Были развиты также пищевая и лёгкая промышленность . Сельское хозяйство интенсивного типа, особо развито животноводство и рыболовство.

Уникальной специализацией Прибалтики является янтарь . Основная его добыча ведётся в Калининградской области; годовая мощность карьера - от 400 до 1000 т янтаря в год; по исчерпании запасов велась разведка и обустройство новых месторождений.

Благоприятное приморское географическое положение и морской выход в Атлантический океан обеспечили Прибалтике развитие рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности, морского судостроения и судоремонта. Развитый морской транспорт и портовое хозяйство; порты союзного значения - Рига, Калининград, Таллин, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс - играли важную роль во внешнеторговых морских перевозках СССР. До Второй мировой войны лов рыбы вёлся только в Балтийском море; после присоединения к СССР прибалтийские республики получили современный океанский рыболовный флот, позволивший перейти к лову рыбы главным образом в Атлантическом океане.

Прибалтика была тесно интегрирована в общесоюзную систему размещения производительных сил, что обеспечивало высокую эффективность использования её природного и трудового потенциала.

Главными составляющими ввоза из других экономических районов были топливо и сырьё: нефтепродукты, природный газ, уголь, прокат чёрных и цветных металлов, деловая древесина, пиломатериалы, хлопок, шерсть, а также некоторые виды машин (тракторы, комбайны, автомобили) и оборудования. Ввозилось также продуктовое и фуражное зерно.

В структуре вывоза выделялись: рыбная продукция, радиоприёмники, магнитофоны, счётные машины, телефонная аппаратура, приборы, металлорежущие станки, пассажирские электровагоны, трамваи, микроавтобусы, мопеды, электроизделия, бумага, фанера, мебель, ткани, трикотаж, янтарные изделия, животное масло, мясо, сыр.

Прибалтика была в СССР третьей по важности, обеспеченности инфраструктурой и популярности зоной курортов и туризма после Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Специфика геологического строения, наличие обширный пляжей, живописных озёрно-лесных местностей, а также минеральных источников позволила создать разветвлённую сеть курортов (в том числе лечебных) и центров отдыха. В их числе:

  • в Эстонии - Пярну, Хаапсалу, Нарва-Йыэсуу
  • в Латвии - Юрмала, Балдоне
  • в Литве - Паланга, Друскининкай, Бирштонас, Ликенай
  • в Калининградской области - Светлогорск, Зеленоградск.

Топливно-энергетический комплекс

Крупнейшие реки - Даугава и Нямунас достаточно многоводны. Крупнейшие ГЭС: Плявиньская , Кегумская и Рижская на Даугаве, Каунасская на Немане. Несмотря на это суммарный гидроэнергетический потенциал района составлял лишь 0,4 % к общесоюзному (оценка в 14,2 млрд квт·ч среднегодовой выработки).

Из ископаемых топливных ресурсов - горючие сланцы в Эстонской ССР и торф. Добыча сланца в 1973 году - 31,1 млн. т . Промышленное использование сланца - сланцеперерабатывающий комбинат в Кохтла-Ярве и сланцехимический комбинат в Кивиыли . Энергетическое - Прибалтийская ГРЭС, и Эстонская ГРЭС в Нарве. Из 2,6 млн. т добытого в 1973 году торфа использовано 1,1 млн. т для топлива и 1,5 млн. т в сельском хозяйстве.

Недостаток энергоресурсов Прибалтика восполняла за счёт ввоза нефтепродуктов и природного газа из России. Для выработки мазута, бензина, керосина и т. п. в Мажейкяе (Литва) был построен крупный нефтеперерабатывающий завод, куда нефть поступала по трубопроводу из Поволжья. Привозной мазут и природный газ использовались также и для выработки электроэнергии на Литовской ГРЭС (г. Электренай). Из других республик СССР Прибалтика получала газ по магистральным газопроводам Дашава - Вильнюс - Рига и Вуктыл - Торжок - Рига, от которых были построены ответвления к другим промышленным центрам.

Отрасли промышленности

Машиностроение являлось одной из ведущих отраслей промышленности Прибалтики. При этом потребность народного хозяйства района в чёрных металлах собственного проката Прибалтика удовлетворяла лишь на 15 %. Их обеспечивал завод «Сарканайс металлургс» в Лиепае, который работал на местных ресурсах металлолома (в основном, демонтаж судов). Основную же часть металла в Прибалтику приходилось завозить из Украины и Урала.

В связи с этим при планировании развития производственных мощностей Госплан СССР делал упор на неметаллоёмкие, точные отрасли машиностроения. Это - радиотехническая, электронная, электротехническая промышленность, приборостроение, прецизионное станкостроение, а также транспортное машиностроение. Соответственно принимались меры к обеспечению района высококвалифицированными кадрами для работы в этих отраслях.

По выпуску продукции этих отраслей в 1973 году Прибалтийский экономический район обеспечивал, в процентах к общесоюзному производству:

  • бытовых электросчётчиков - около 80 %
  • телефонных аппаратов - 53 % (электротехнический завод ВЭФ в Риге)
  • пассажирских магистральных вагонов - 30 % (Рижский вагоностроительный завод)
  • трамвайных вагонов - 29 %
  • радиоприёмников и радиол - 28 % (производственно-техническое объединение «Радиотехника»)
  • магнитофонов - 14 %

Помимо перечисленных, из крупнейших машиностроительных заводов имели общесоюзное значение: станкостроительные в Вильнюсе и Таллине; приборостроительный, электронно-вычислительной техники и др. В Таллине был построен завод экскаваторов, в Елгаве - автомобильный завод РАФ (производство микроавтобусов).

Благодаря достаточной лесистости района (треть территории) с давних пор важное значение в его экономике имели лесная, деревообрабатывающая промышленность и лесное хозяйство. В Прибалтике было немало собственных фанерных заводов, лесопильных и мебельных предприятий. Запасы древесины оцениваются в 695 млн. м ³. Несмотря на то, что это лишь 0,8 % от общесоюзных, их транспортная доступность намного выше, чем в других районах. Объём лесозаготовок в начале 1970-х годов составлял свыше 10 млн. м ³ в год.

Тем не менее, значительную часть древесины приходилось завозить в Прибалтику из лесных районов севера Европейской части РСФСР. Благодаря этому в советское время быстрыми темпами стала развиваться целлюлозно-бумажная промышленность Прибалтики. В 1973 году здесь было произведено 600 тыс. т целлюлозы и 510 тыс. т бумаги, что позволило обеспечить потребности местных полиграфических мощностей. Целлюлозно-бумажные комбинаты были построены в Калининграде, Советске, Немане, Клайпеде, Юрмале, Таллине и Кехре.

Промышленность строительных материалов развивалась на базе местного нерудного сырья. В годы послевоенного восстановления были созданы современные производственные мощности: Акмянский и Рижский цементные заводы; цементно-шиферные комбинаты в Броцене и Пунане-Кунду. В 1973 году они произвели 4,1 млн. т цемента, и 290 млн. листов шифера.

В дореволюционной России и СССР Прибалтика славилась, помимо прочего, продукцией лёгкой промышленности. Крупнейшим и старейшим предприятием этой отрасли являлась Кренгольмская мануфактура в Нарве. Помимо неё можно назвать «Балтийскую мануфактуру» в Таллине, «Ригас мануфактура» и чулочную фабрику «Аврора» в Риге, льнокомбинат в Паневежисе, шёлковый комбинат в Каунасе. В 1970-е годы были вновь построены фабрика бельевого трикотажа в Утене, хлопчатобумажный комбинат в Алитусе, комбинат верхнего трикотажа в Огре, галантерейный комбинат в Лиепае. Для обеспечения потребностей лёгкой промышленности в химических волокнах были построены заводы искусственного волокна в Каунасе и синтетического волокна в Даугавпилсе.

В 1973 году лёгкая промышленность Прибалтики характеризовалась следующими показателями выпуска.

  • Ткани хлопчатобумажные - 332 млн. м ²
  • Ткани шёлковые - 52 млн. м ²
  • Ткани льняные - 47 млн. м ²
  • Ткани шерстяные - 41 млн. м ²
  • Трикотаж - 85 млн шт. бельевой и 45 млн шт. верхний
  • Чулочно-носочные изделия - 157 млн пар

С дореволюционных лет основная часть промышленности была размещена в крупных городах Прибалтики: Риге, Таллине, Вильнюсе, Каунасе, Калининграде, Клайпеде, Даугавпилсе, Шяуляе. По завершении послевоенного восстановления и реконструкции производственных мощностей встала необходимость развивать промышленность также и в средних и малых городах. Такая программа стала активно осуществляться начиная с середины 1960-х годов. Были построены предприятия в Алитусе (хлопчато-бумажные ткани, бытовые холодильники), Нарве (производство электроэнергии, сланцезольные стройматериалы), Паневежисе (льняные ткани, стекло), Кедайняе (фосфорные удобрения, кормовые дрожжи, сахар), Утене (трикотаж), Плунге (искусственные кожи), Валмиере (стекловолокно), Резекне (доильные установки, молочные консервы), Мажейкяе (нефтепереработка) и др.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Сельскохозяйственные угодья занимают в Прибалтике 8,8 млн. га . Из них пашня составляла 5,4 млн. га , а сенокосы и пастбища - 3,1 млн. га . Климатические и почвенные условия остро ставят проблему осушения переувлажнённых и заболоченных земель. К 1974 году общая площадь земель с ирригационной сетью превысила 5 млн. га - более 90 % посевных площадей.

Немалую часть посевов (2,09 млн. га ) составляют зерновые; главным образом - ячмень, рожь, пшеница и овёс. Однако более всего площадей (2,6 млн. га ) занято кормовыми культурами - многолетними и однолетними травами и корнеплодами. Картофель высаживают на площади около 0,4 млн. га . Под технические культуры в Литовской ССР и Латвийской ССР было отведено:

  • лён - 65 тыс. га
  • сахарная свёкла - 44,5 тыс. га

Остальные направления использования земельных угодий:

  • овощи - 43,3 тыс. га
  • плодово-ягодные насаждения - тыс. га

С дореволюционных времён сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве. На начало 1974 года в Прибалтийском экономическом районе было 4500 тысяч голов крупного рогатого скота (в том числе коров - 1932 тысяч), 4595 тысяч свиней, 705 тысяч овец и коз.

В 1973 производство молока достигло 5803 тыс. т , мяса (в убойном весе) 822 тыс. т . Доля района в общесоюзном производстве молока составила 6,6 %, мяса - 6,1 %, картофеля - 6 %, льноволокна - 3,7 %.

Пищевая промышленность в 1973 году произвела:

  • Масла животного - 113 тыс. т
  • Сыра 39 тыс. т
  • Мяса промышленной выработки 584 тыс. т

Среди новейших крупных предприятий этой отрасли - мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс). Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущёным молоком, завод по производству которого находился в Резекне.

Для обеспечения нужд сельского хозяйства были построены заводы азотных удобрений в Ионаве и Кохтла-Ярве и комбинаты фосфорных удобрений в Кедайняе и Маарду. К сожалению, культура их применения оказалась не везде достаточно высока. Особенную опасность для экологии стало представлять загрязнение подземных карстовых вод. В связи с этим в Пандивере (Эстония) в 1989 году была создана особая природоохранная зона.

Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 год) 2126 колхозами и 752 совхозами. В отличие от других районов СССР, где коллективизация с последующими укрупнениями колхозов и их преобразованиями в совхозы создала иной тип среднего сельскохозяйственного предприятия, Прибалтика отличалась, во-первых, численным преобладанием колхозов над совхозами, а во-вторых - наличием большого числа небольших, даже мелких колхозов - в основном сохранивших соответствие с наделами бывших крупных и средних частных землевладельцев.

Транспортная инфраструктура

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км ), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км ), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км .

Литература

  • Гербов В. Р. Прибалтийский экономический район (рус.) // Большая советская энциклопедия , 3-е изд : Спр(энц) / Гл.ред.А.М.Прохоров. - М .: Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 20. - С. 607.

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» - комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить разве что с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленной на развитие в них таких трудоёмких обрабатывающих отраслей промышленности, как машиностроение, электротехника и радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками, построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов - их здания, цеха, трубы - напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем времена своей славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны, прежде всего, с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий - и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Территория, занимаемая заводом, равнялась по площади небольшому микрорайону. Как и любое предприятие того времени, помимо производственной функции, завод поддерживал социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивали концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых играли свадьбы; поликлиники при предприятии следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы - за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоге даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более, чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые, хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, к производству завода вовсе никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже с ночным клубом.

Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее указанное направление деятельности заводов объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения, и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.

Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина становятся ясны масштабы производства, он пишет: "На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов /…/ ".

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также, как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: "Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики /…/ Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР /…/ проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими" . Данный очерк не только открывает нам производственную жизнь завода, но показывает, насколько в систему интегрирован был каждый сотрудник. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г. и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности: сейчас в руинах лежат десятки объектов, от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных предприятий, по сей день производят сильное впечатление.

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство, и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика - это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность - лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция являла собою «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.

За фотографии спасибо сайтам :

В странах Прибалтики продолжается кампания за "возмещение ущерба от советской оккупации". Лидирует, как всегда, Латвия. Напомним, что под "советской оккупацией" в современной Латвии понимают период вхождения страны в состав Советского Союза.

По мнению латвийского руководства, за время т. н. "советской оккупации" экономика страны понесла колоссальные убытки. Для их подсчета даже была создана специальная комиссия.

Ее представитель Рута Паздере 18 апреля 2016 г. озвучила примерную цифру мнимого ущерба, понесенного латвийской экономикой за полвека существования Советской Латвии, - 185 млрд евро.

Кроме того, в десятки миллиардов евро Паздере оценила демографический ущерб, понесенный Латвией в результате миграционных потоков, вызванных "советской оккупацией".

То, что латыши ехали работать или учиться в другие республики Советского Союза, а несогласные с советской властью эмигрировали на Запад, Паздере также считает "виной" советского периода в латвийской истории.

Подсчитали и урон, нанесенный окружающей среде, - он также оценивается в десятки миллиардов евро.

Конечно, невозможно рассмотреть все аспекты экономического развития страны, мы решили оценить основные показатели и то, как они менялись с течением времени.

Население и "демографический урон"

Одной из претензий прибалтийских стран к "советской оккупации" стал демографический урон, который нанес странам СССР.

Конечно, никто не станет отрицать тот факт, что во времена Великой Отечественной войны население всего Советского Союза понесло огромный ущерб: множество людей погибли как на фронте, так и в тылу.

А западные республики союза (Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская и Украинская ССР) пострадали особенно сильно.

Но обвинять в этом Советский Союз было бы просто глупо, ведь убивали население военные гитлеровской Германии.

Мы решили сравнить данные по численности населения за 1989 г., когда демографические последствия войны уже сгладились, и за 2015 г. В Литве в 1989 г. проживало 3, 690 млн человек, в Латвии - 2,680 млн, в Эстонии - 1,573 млн.

Для сравнения, вот данные за 2015 г.: Литва - 2,898 млн человек, Латвия - 1,968 млн, Эстония - 1, 311 млн.

Как видно, за прошедшие 26 лет, большая часть которых пришлась на независимое существование этих стран, численность их населения снизилась.

Жители прибалтийских стран все чаще уезжают в более благополучные страны-члены ЕС, чтобы найти там работу, пусть и не очень престижную, зато дающую возможность получать деньги и отправлять их своим семьям на родину.

Объективные цифры говорят о том, что после выхода из СССР Литва потеряла 28%, а Латвия - 27% населения. И это на сегодняшний день.

Более того, это лишь тренд в развитии: согласно данным отчета к 2060 г. количество жителей сократится еще на 38% (Литва) и 31% (Латвия), опустившись, таким образом, ниже 50% от численности населения на 1991 г.

Социологические исследования говорят о том, что примерно 30% литовцев и латышей твердо намерены не просто эмигрировать из своих стран, но и получить новое гражданство, полностью разорвав связи со своей родиной.

Они не просто не собираются возвращаться обратно, но даже не хотят оставаться литовцами или латышами. Они ставят себе задачу не просто интегрироваться, а полностью ассимилироваться в новой стране пребывания.

Своим детям они дают местные имена, в семейном кругу стараются говорить на местном языке.

Таким образом, Прибалтика фактически "вымирает", и этот процесс начался в 1990-е гг. и продолжается по сей день.

Железные дороги

В конце XIX - первой половине XX вв. в Прибалтике была построена сеть узкоколейных линий общей протяженностью 2051 км. Позднее часть этих узкоколейных дорог была переведена на колею 1520 мм, а часть - ввиду низкой рентабельности - ликвидирована.

В период с 1917 по 1940 гг. происходил упадок железных дорог, ввиду того, что у независимых прибалтийских государств было намного меньше финансов, чем у Российской империи, и средства в дороги не инвестировались.

В период Великой Отечественной войны большая часть железнодорожной инфраструктуры была разрушена. После освобождения оккупированных территорий началось восстановление и коренное техническое перевооружение железных дорог.

В 1953 г. дороги были объединены в Балтийскую железную дорогу, которая в 1956 г. была ликвидирована. В связи с проводившимся перевооружением отрасли в 1950-1960-е гг. движение грузовых и пассажирских поездов было переведено на тепловозную и электровозную тягу, были электрифицированы пригородные участки крупных городов.

В настоящее время участки Прибалтийской железной дороги разделены между Россией (Калининградская железная дорога), Эстонией (Eesti Raudtee), Латвией (Latvijas dzelzceļš) и Литвой (Lietuvos Geležinkeliai).

На сегодняшний день общая протяженность железных дорог в Эстонии составляет 1 166 км, Латвии - 1 859 км, Литве - 1 767 км.

Если говорить о периоде так называемой советской оккупации, то в Латвии эксплуатационная длина основных линий железных дорог составляла 2 263,6 км, Литве - 1 749 км, Эстонии - 1 320 км.

В странах Балтики пассажиропоток на железнодорожном транспорте за 20 лет упал в несколько раз и в настоящее время составляет лишь пятую часть всех перевозок, значение авиа- и автотранспорта, напротив, выросло.

Если же говорить о перевозке грузов, то основной объем грузоперевозок Эстонии и Латвии приходится на страны СНГ, прежде всего Украину, Белоруссию и Россию, которая занимает две трети общего объема.

Похожая ситуация прослеживается в Литве (при этом там небольшую часть занимает еще и Польша). Значительную долю занимают транзитные перевозки, прежде всего традиционные российские экспортные и импортные товары, курсирующие между Россией и прибалтийскими портами: нефтепродукты и каменный уголь (более двух третей всего объема грузов), минеральные удобрения, химические продукты, металлы, руда и зерновые.

Еще десять лет назад, в 2006 г., эстонская железная дорога принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. В целом по Латвии и Эстонии услуг транспортировки и хранения грузов обеспечивают 8% ВВП, в Литве - 7,7% ВВП.

Однако в последнее время российский транзит через страны Прибалтики резко снизился, и прибалты опасаются, что эти показатели могут опуститься до нуля, что будет означать катастрофу в этом секторе.

Уход российского транзита для этих стран будет означать весомые бюджетные потери и сокращение рабочих мест.

Эксперты компании KMPG подсчитали: в случае полной потери транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%: из 1,9 млн граждан работу потеряют 75 тыс. человек.

Промышленность

В Литовской ССР по сравнению с 1940 г. к 1986 г. были достигнуты самые высокие среди союзных республик темпы роста промышленного производства.

Большое развитие получили машиностроение, химия и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, торфяная, легкая и пищевая промышленность.

Достигнут высокий уровень развития сельского хозяйства, особенно животноводства.

В 1986 г. Литва занимала первое место среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.

В республике создана энергетическая база: построены Каунасская ГЭС, Литовская ГРЭС, Игналинская АЭС.

Введены в действие крупные заводы: Мажейкский нефтеперерабатывающий, станкостроительный "Жальгирис" в Вильнюсе, искусственного волокна в Каунасе, шлифовальных станков в Вильнюсе, Ионавский азотных удобрений, Кедайнский химический комбинат, ряд крупных предприятий легкой и пищевой промышленности.

В Латвийской ССР особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка. Ведущими отраслями являются электротехническая промышленность и промышленность средств связи. В 1986 г. каждый пятый трамвайный вагон в стране, вторая доильная установка имели марку латвийских заводов.

Быстрое развитие получило в республике производство товаров народного потребления: на ее предприятиях изготавливается каждый пятый радиоприемник, восьмая стиральная машина, второй мопед.

В республике достигнута высокая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Ведущая отрасль - молочно-мясное животноводство и беконное свиноводство.

Построены Плявинская и Рижская гидроэлектростанции, Рижская ТЭЦ, введены в действие заводы - электромашиностроительный и дизельный в Риге, Елгавский машиностроительный, Даугавпилсский химического волокна, по переработке пластмасс и химических реактивов в Олайне, Валмиерский завод стекловолокна.

В легкой и пищевой промышленности вошли в строй Огрский трикотажный комбинат, Лиепайский галантерейный комбинат, Рижский молкомбинат, Вентспилсский рыбоконсервный и Елгавский консервный комбинаты.

В Эстонской ССР создана энергетическая база, а также такие отрасли, как электротехническая, приборостроение, химия и нефтехимия, крупная газосланцевая и другие отрасли. Развивается лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Высокий уровень интенсификации достигнут в сельском хозяйстве.

В 1986 г. Эстония занимала одно из первых мест среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.

В республике осуществлена большая программа капитального строительства. Введены в действие Прибалтийская и Эстонская тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали в Кохтла-Ярве и Таллине.

Построены новые машиностроительные заводы - экскаваторный в Таллине, судоремонтный в Локсе, газоанализаторов в Выру.

Вошли в строй завод азотных удобрений в Кохтла-Ярве, новые шахты и карьеры в сланцевом бассейне, Прибалтийский комбинат строительных материалов в Нарве, домостроительный комбинат в Тарту, восстановлены и расширены мощности цементного завода "Пунане-Кунда".

Созданы крупные мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, комбинаты молочных продуктов.

В результате трансформации 1990-х гг. структура экономик стран Прибалтики претерпела значительные изменения. Снизилась доля промышленности и сельского хозяйства, расширилась сфера услуг.

К началу кризиса 2008 г. в Латвии фактически произошла деиндустриализация: доля промышленности в структуре экономики сократилась практически вдвое до 13,7%. В Литве и Эстонии доля промышленного производства снизилась до 19,8% и 20,9% .

В ходе кризиса 2008-2009 гг. промышленное производство упало во всех трех странах Прибалтики, но по-разному: в Эстонии спад по отношению к 2007 г. составил 31%, в Латвии - 19%, в Литве - 10%.

Ниже представлены данные по вывозке древесины в прибалтийских республиках:

Литва - 1819 тыс. куб. м (1970 г.), 2 772 тыс. куб. м (1986 г.); Латвия - 4 356 тыс. куб. м (1970 г.), 4 338 тыс. куб. м (1986 г.); Эстония - 2 047 тыс. куб. м (1970 г.), 2 761 тыс. куб. м (1986 г.).

Для сравнения - данные этого в составе Евросоюза:

Эстония - 7 290 тыс. куб. м (2012 г.), 7 654 тыс. куб. м (2013 г.), 8 460 тыс. куб. м (2014 г.);

Латвия - 12 529 тыс. куб. м (2012 г.), 12 241 тыс. куб. м (2013 г.), 12 597 тыс. куб. м (2014 г.);

Литва - 6 921 тыс. куб. м (2012 г.), 7 053 тыс. куб. м (2013 г.), 7 351 тыс. куб. м (2014 г.).

Как видно из статистики, заготовка древесины в странах Прибалтики выросла, что подводит сразу к нескольким выводам: с одной стороны, все претензии к "советским оккупантам" по поводу экологического ущерба кажутся в этом контексте необоснованными.

О каком экологическом ущербе может идти речь, если сейчас, освободившись от "оккупации", страны вырубает в несколько раз больше леса, чем при СССР?

С другой стороны, страны Прибалтики активно развивают мебельную промышленность, для которой как раз и используется древесина. По прогнозам производство мебели будет только расти в этих странах, при этом особенно высоким ростом мебельной промышленности отличается Эстония.

А вот данные по производству бумаги: Литва - 102 тыс. тонн (1970 г.), 121 тыс. тонн (1986 г.), Латвия - 148 тыс. тонн (1970 г.), 153 тыс. тонн (1986 г.), Эстония - 105 тыс. тонн (1970 г.), 99 тыс. тонн (1986 г.).

А вот данные уже в составе ЕС: Эстония - 78,18 тыс. тонн (2012 г.), 73,04 тыс. тонн (2013 г.), 70,81 тыс. тонн (2014 г.).

Латвия - 43,93 тыс. тонн (2012 г.), 47,77 тыс. тонн (2013 г.), Литва - 118 тыс. тонн (2012 г.), 136 тыс. тонн (2013 г.), 139,52 тыс. тонн (2014 г.). Как видно, производство бумаги выросло лишь в Литве, а в Латвии и Эстонии - сократилось.

Легкая промышленность и сельское хозяйство

С дореволюционных времен сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве.

Среди крупных предприятий этой отрасли - мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс).

Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущенным молоком, завод по производству которого находился в Резекне. Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 г.) 2126 колхозами и 752 совхозами.

Вот данные по надою молока в Прибалтике в составе ЕС:

Эстония - 665 тыс. тонн (2012 г.), 705,5 тыс. тонн (2013 г.), 729,96 тыс. тонн (2014 г.);

Латвия - 718,36 тыс. тонн (2012 г.), 735,66 тыс. тонн (2013 г.), 804,4 тыс. тонн (2014 г);

Литва - 1 359,93 тыс. тонн (2012 г.), 1 339,39 тыс. тонн (2013 г.), 1 435,5 тыс. тонн (2014 г.).

Дело в том, что после вступления в ЕС страны Прибалтики оказались вынужденны принимать квоты на производство сельхозпродукции, в частности по объемам надоя молока. Это ставит в крайне невыгодное положение местных фермеров, многие из которых оказались на грани банкротства.

Морские порты

Во времена, когда Прибалтика была в составе СССР, именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. Построенные еще в советские годы порты продолжают приносить доход прибалтийским странам.

В 70-80-х гг. к этим портам были проложены нефтепроводы.

По состоянию на 2008 г. в Прибалтике имелось 8 портов. Все порты расположены в восточной части Балтийского моря.

В 2000 г. суммарная погрузка в портах Прибалтики составляла 103 млн тонн, в 2005 г. - 121 млн тонн. Политика России по снижению зависимости от транзита и конкуренция со стороны морских портов Финляндии привели к значительному снижению грузооборота портов Прибалтики.

В 2006 г. погрузка в портах Прибалтики снизилась до 117 млн тонн, в 2007 г. - до 112 млн тонн, в 2008 г. - до 108 млн тонн, в 2009 г. - до 102 млн тонн.

В последнее время Россия все больше снижает объем погрузки в прибалтийских портах, перенаправляя грузопотоки на российские порты. Наша страна будет все меньше использовать порты прибалтийских стран, а так как именно Россия по-прежнему остается одним из основных клиентов портов Прибалтики, то это грозит серьезными экономическими последствиями для этих стран.

Статистика убедительно доказывает, что за 25 лет независимости Прибалтика прошла деиндустриализацию и депопуляцию. Весь экономический багаж, накопленный за времена Советского Союза, к настоящему моменту растрачен, а вместо него проступают экономические проплешины.

Регион, производивший электронику и транспорт, теперь не может предложить мировому сообществу ничего сложнее спиленных деревьев, консервированной рыбы и нехитрого отдыха у не самого теплого моря.

В этом контексте вполне понятно желание стран Прибалтики получить компенсацию за якобы "оккупацию": раз не получается организовать вливания в свою экономику и промышленность традиционными способами, можно попробовать и так.

Многие почему-то неоправданно считают, что Латвия - это страна, в которой уже практически ничего не производится. Да, к сожалению, после распада эта маленькая прибалтийская держава испытала тяжелейший экономический кризис по причине разрыва четко налаженных годами экономических и промышленных связей с другими бывшим республиками СССР. Однако в наши дни уже можно уверенно констатировать: промышленность Латвии жива и даже показывает признаки роста. Эту тему мы и рассмотрим максимально подробно в статье.

Продукты питания и текстиль

Легкая и пищевая промышленность - это те сферы народного хозяйства латвийского государства, которые в последние годы потихоньку наращивают свои обороты. Да, процесс этот идет не так быстро, как того хотелось бы, однако динамика все же позитивна, и рижский трикотаж начинает реализовываться уже не только в пределах Латвии, но и в других странах мира.

Стоит заметить, что выпуск продуктов питания и напитков даёт четверть от всего совокупного дохода страны. При этом все чаще в магазинах можно увидеть продукты местного производства, которые раньше привозились из-за границы. Пищевая отрасль Латвии на внутреннем рынке представлена такими основными игроками: Rīgas piena kombināts, Dobeles dzirnavnieks, Antaris, Rīgas dzirnavnieks, Aloja-starkelsen, Cido grupa, Balticovo, Puratos, Spilve.

Работа в Латвии в пищевой отрасли ориентирована на стабильный экспорт твердых сыров, сливочного масла, молока, консервированной рыбы, фруктово-ягодных заготовок, солений, зерновых и мясных продуктов, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков. Все это поставляется даже в США, ЮАР, ОАЭ. Кроме того, Литва, Латвия, Эстония являются постоянными партнёрами в производстве пищевой продукции.

Что касается легкой промышленности, то крупных компаний в Латвии в этом сегменте экономики в принципе нет. Исключением лишь является фабрика Lauma. По оценкам экспертов, текстильная сфера дает порядка 4 % от промышленного дохода страны. Вместе с тем местные производители не раз отмечали, что они способны значительно нарастить объемы выпускаемой продукции, однако ощущается острая нехватка рабочей силы и квалифицированных кадров. Самыми известными предприятиями являются Stora Enso Latvija, Verems, Gaujas koks, Pata AB, BSW, Latsin.

Неотъемлемой частью производства текстиля можно назвать выпуск красивого нижнего белья, качество и дизайн которого было высоки оценены на многих международных выставках как в Европе, так и в Российской Федерации. Дизайнеры из Латвии уже обрели всемирное признание, ведь они часто участвуют в разнообразных многочисленных показах одежды. Рижский трикотаж признан многими мировыми потребителями высококачественной продукцией.

Отличительная черта швейных гигантов Латвии заключается в том, что они очень быстро выполняют свои заказы. Это стало возможным за счет того, что на заводах применяются современные технологии: высокоточная кратковременная раскройка и выпуск водонепроницаемых тканей.

Выпуск бумаги и изделий из нее

Промышленность Латвии также имеет в своем составе и целлюлозную сферу. Эта отрасль дает доход в бюджет государства в размере 2 % от объёма всей существующей промышленной среды. Несмотря на столь малый показатель, латвийская полиграфия показывает, что она весьма конкурентоспособна на мировом рынке. Сейчас наметилась неплохая тенденция: латвийские производители бумаги выходят на новые высоты, начиная сбывать свою экологически чистую продукцию не только в соседние скандинавские страны, но и в более западные уголки Европейского континента.

Химическая отрасль

Это направление народного хозяйства дает почти 3 % от всего имеющегося объема производства державы. Латвийская республика производит широкую номенклатуру бытовой химии и промышленных газов. Серьёзная роль отведена выпуску биологического топлива. Важнейшими участниками данного сегмента рынка можно считать Рижский лакокрасочный завод, Tenachem, Bio-Venta, Stenders. В стране производятся краски, грунтовочные материалы, клеи - все это выпускают 14 предприятий Латвии. Также химические компании государства выпускают бетонные изделия, керамическую плитку, гипсовые изделия.

В Латвийском институте неорганической химии проводятся специальные исследования, которые позволяют прийти к развитию высокотемпературного синтеза для получения в итоге нанопорошков.

Фармакология

Настоящими «титанами» этой отрасли по праву считаются компании Olainfarm un Grindeks. Их продукцию без труда можно найти в любой аптеке страны. При этом им на пятки начинает активно наступать предприятие Silvanols. Фармацевтическая промышленность отчисляет в государственную казну сумму, составляющую 2,5 % от всего ее годового объема.

Также крупным производителем отрасли считается Институт органического синтеза. Как считают специалисты, фармацевтическая промышленность в большинстве своем выбрала стратегию развития, основывающуюся на направлении низких рисков (разработка и создание дженериков и пищевых добавок).

Особого внимания заслуживает предприятие Silvanols, специализирующееся на производстве безрецептурных медикаментов, в основе которых содержатся исключительно натуральные компоненты. Нельзя обойти вниманием и компанию Pharmidea, которая выпускает стерильные формы для инъекций.

Если же упомянуть генетические исследования, то в Латвии работы в этом направлении проводятся в четком, даже можно сказать жестком соответствии с законодательством страны. Все новинки можно зарегистрировать и получить после этого соответствующий патент в Патентной управе республики.

Транспорт

Транспортные предприятия Латвии являются очень развитыми благодаря отлично спланированной логистике государства. Доехать до 25 миллионов клиентов всего региона Балтики можно всего лишь за 48 часов. Проведённые исследование показали, что по железнодорожному маршруту, проложенному из Риги в Китай, можно проехать на месяц быстрее, нежели по самому короткому морскому пути. А из Рижского аэропорта можно попасть почти в сто точек на карте мира, причем перелеты осуществляются не только по Европе, но и через Атлантику.

Такие порты, как Вентспилс и Лиепае, не замерзают даже в зимнее время, что дает им возможность принимать сырую нефть и нефтепродукты круглогодично. Кроме того, в этих портах созданы специальные экономические зоны для формирования максимально благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций. Безоговорочное преимущество указанных морских ворот заключается в том, что у них есть огромный потенциал в виде неосвоенных территорий.

Также Литва, Латвия, Эстония соединены между собой под названием Via Baltica. В качестве приоритетных направлений выступают развитие и строительство логистических центров по распределению транспортных потоков, индустриальных парков.

Изделия из резины и пластмассы

Промышленность Латвии, а именно сфера производства резины и пластмассовых изделий, ориентирована по большей части на местных потребителей, что объясняется высокой степенью активности строителей. Будет рационально заметить, что эта отрасль являются как раз той, которая способна полностью покрыть потребность внутренних покупателей, благодаря чему есть возможность отказаться от импорта в этом направлении. Производство резины и пластмассы позволяет внести в казну державы 2,3 % от всего объема поступаемых денежных средств.

Самыми известными предприятиями считаются Evopipes, Rotons, Poliurs, Baltijas gumijas fabrika, Sunningdale Tech, Fedak-Films, HGF Rīga.

Информационные и коммуникационные технологии

Это сектор начал свое активное развитие еще в 1960-х. Именно в то время был открыт Институт математики и компьютерных наук, а также Институт электроники. К всемирной сети Интернет Латвия была подключена в 1992 году. По данным на 2016 год Латвийская республика вошла в десятку государств, в которых самая большая скорость интернет-соединения, а сама услуга доступна 90 % местного населения.

Основными подсекторами информационного сектора страны можно считать разработку программного обеспечения, разнообразных мобильных приложений, платежных систем, предоставление хостинга, формирование электронной коммерции.

Официальная статистика гласит, что в 2015 году в информационном сегменте страны было задействовано свыше 6000 компаний. При этом всего лишь 114 из них занимались именно производством компьютерного оборудования. Число занятых людей в IT-сфере составило более 28 000 человек. Основными же бизнес-партнерами Латвии на международной арене являются Швеция и Мальта.

В этой прибалтийской республике из наиболее используемых услуг электронной коммерции является интернет-банкинг, за счет него многие латвийские банки добились превосходных результатов в своей работе.

Также в стране перспективным направлением считается создание мобильных приложений и электронных программ для правительства, министерства здравоохранения, местных органов власти.

Летом 2012 года в Риге был открыт IT-центр, основной целью создания которого являлось дать возможность ознакомиться с новыми достижениями сектора всем желающим. Это заведение уже посетило огромное количество людей, в том числе и правительственные делегации других стран.

Металлообработка и машиностроение

Промышленность Латвии просто немыслима без машиностроения и обработки металлов. Этот сектор экономики самый перспективный в республике, поскольку в него вкладывают деньги многие зарубежные компании.

В отрасли используются передовые технологии, однако и о традиционных методах также не забывают. На сегодняшний день предприятия Латвии провели реструктуризацию с целью наладить производство экспортноориентированной продукции.

За 2015 год машиностроение и металлообработка дали государству в казну 1,1 миллиарда евро, а в 2016 году этот показатель уже составил 3,3 миллиарда. Свыше 70 % продукции поставляет за границу. Основными потребителями являются: Эстония, Россия, Германия, Швеция, Дания.

Долгосрочные и профессиональные контракты подписаны во многом благодаря тому, что большинству латвийских предприятий присвоены сертификаты качества ISO 9000.

Особого внимания заслуживает Рижский вагоностроительный завод. Он был основан в 1985 году Оскаром Фрейвиртом. Предприятие специализировалось на производстве электрических и дизельных поездов, городских трамваев. Кроме этого, завод также осуществлял и ремонт железнодорожной техники. Однако, к сожалению, в 1997 году легендарное предприятие было объявлено банкротом, а его имущество распродали. На сегодняшний день завод вновь работает, а его дизельный поезд ДР1Б был признан самым лучшим товаром, поставляемым на экспорт из Латвии в 2005 году.

Деревообработка и лесное хозяйство

Работа в Латвии на лесных предприятиях является, по сути, государственной службой, поскольку порядка 50 % всех лесных угодий страны - собственность государства и контролируются им. В прошедшие 80 лет площадь лесов в стране увеличилась почти в два раза. Латвийские леса находятся в более выгодном положении по сравнению с остальными лесами мира, потому что их общее состояние превосходное, а площадь насаждений регулярно повышается.

Порядка 75 % продукции на основе дерева отправляется на экспорт. В 2015 году доход от реализации древесных товаров и сырья составил 2 миллиарда евро. Кроме пиломатериалов и круглого леса, начинает увеличиваться объем экспорта картона, бумаги, тары из дерева, строительных материалов.

Основными потребителями продукции отрасли являются Великобритания, Германия, Швеция, которые приобретают товары у компаний Avoti SWF, Daiļrade koks, Elīza-K, Pinus GB и других.

Ювелирная продукция и косметика

Ювелирная сфера в Латвии также достаточно развита. Традиции латвийских мастеров поддерживаются и по сей день. Обучиться столь тонкому делу можно в Латвийской в Вентспилсе, Краславе, Елгаве. Янтарные украшения с побережья Балтийского моря имеют особую цену и высоко котируются в и у потребителей. После штормов на побережье южнее Вентспилса в Латвии настоящие любители драгоценностей очень часто собирают этот камень. Вообще, исторически через Латвию пролегает янтарный путь от Балтики до Рима. Кроме того, янтарные украшения в стране используются при производстве аксессуаров и текстильных изделий.

Стоит также заметить, что в этой прибалтийской республике проживает достаточно большое количество высококлассных ювелирных мастеров, которые продолжают славные традиции своих предков.

Особого рассказа достойна косметика «Дзинтарс». Эта компания базируется в Риге. Ее специализацией является создание парфюмерии, растительных компонентов, косметики. В коллективе работает порядка 400 человек.

За период с 1998 по 2004 год фирма провела реорганизацию, благодаря которой получила сертификаты от немецкой аудиторской компании. Также фирма уже давно имеет документы, подтверждающие качество ее продукции - ISO 14001, ISO 9001 и ISO/IEC 17025. Помимо этого, предприятие было награждено престижнейшей премией The World Intellectual Property Organization. А в 2010 году специалисты «Дзинтарс» получили международную лицензию Ecocert.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство