Сообщение первых христианах и их учении. Первые записи христианского учения. Проверка домашнего задания

Сообщение первых христианах и их учении. Первые записи христианского учения. Проверка домашнего задания

29.06.2020

Урок на тему: "Первые христиане и их учение"

Цели:

    Дать представление о процессе зарождения и развития христианства;

    Показать зависимость религиозных идей от исторических условий;

    Развивать умение давать оценку исторических событий и деятелей.

Планируемые результаты:

    Предметные: овладеть целостными представлениями о зарождении христианства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения зарождения христианства.

    Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели; давать определения понятий, анализировать, систематизировать, сравнивать; строить логические цепочки рассуждений.

    Личностные: осмысливать важность изучения истории; выражать свое мнение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта «Палестина во времена Иисуса Христа», проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Доброе утро, гости нашего урока. Ребята, сегодня у нас необычный урок истории, потому что на уроке присутствуют гости. Я желаю вам только хорошего настроения, активной работы и, конечно, достижения поставленной цели.

    Актуализация знаний.

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое христианство?

Сегодня христианство – это мировая религия. Прошло много веков с его появления, а количество верующих только увеличивается. Изучая историю разных стран, мы знакомились с религиозными верованиями проживающих там народов.

    Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне?

    Что общего между верой в богов греков и римлян?

    Что такое язычество?

    Как называется книга, в которую вошли заповеди?

    На прошлом уроке мы говорили с вами о личности Нерона. Каким человеком был император Нерон?

    Вспомните, в чём император Нерон обвинил христиан? На какие муки их осудил?

    Мотивационно-целевой этап.

Итак, языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованы были богами нищие, рабы. Язычество не давало ясных ответов на вопросы, как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь. Нужна была новая вера.

Давайте постараемся сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Запись в тетради числа и темы урока. «Первые христиане и их учение»

Изучая данную тему, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (Что хотели бы узнать о христианстве?)

Подытожив, мы можем сформулировать цель урока. Что самое главное о христианстве мы должны будем узнать? (Узнать, почему возникла новая религия – христианство и как она развивалась?)

План урока.

    Жизнь и учение Иисуса Христа.

    Кем были первые христиане?

    Работа по теме урока.

Две тысячи лет назад в Палестине, находившейся под властью Рима, возникла новая религия – христианство. Создателем новой религии стал Иисус Христос.

Проходят ли вам мысли о том, почему современное летоисчисление мы ведём именно от рождения Иисуса Христа?

    Поработаем с картой. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 269, слайд.

    Назовите города на карте, связанные с жизнью Христа. Как они отмечены? (белые кружочки): Назарет, Иерусалим, Вифлеем.

Ребята, новая вера появилась в Палестине не случайно. Евреи жили под гнётом вавилонян, персов, македонян, римлян, но они верили, что бог Яхве пошлет им избавителя, мессию. Ученики утверждали, что бог Яхве был отцом Иисуса, а матерью - Мария, бедная жительница палестинского города Назарета.

    А кто может сказать, что говорили первые христиане о жизни Иисуса Христа?

(сообщение пункта 1, презентация)

Обсуждение в классе:

    Кто такой Иисус Христос?

    Чему он учил?

    Почему новая вера возникла именно в Палестине?

    Почему евреи ожидали появления мессии?

    Как они себе его представляли?

    Что он должен был сделать? Кого и каким образом освободить?

    Кто в Палестине постоянно предвещал приход мессии?

Итак, ребята, основы нового вероучения Иисус Христос заложил в знаменитой Нагорной проповеди.

    Сейчас я прошу вас обратиться к документу на стр. 270 учебника.

    Как называется документ?

    Зачитав заповедь, прошу вас дать анализ, представить ваше понимание «блаженны…» - блаженные – это люди, сожалеющие о своих поступках, бог их простит и даст утешение на земле, а на небе – вечную радость.

«Просящему…» - помогай ближнему советом, примером, но не хвались

«Не противься злому» - на зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

«Любите врагов» - все люди – дети одного бога, поэтому надо любить всех.

«Если будете прощать» - простите и вам простят.

«Не судите» - не осуждайте других

«Просите.» - кто просит, тот получает, кто ищет, тот найдет.

«И так во всем» - если вы себе желаете счастья и добра, тогда желайте и другим.

Скажите, каким эпитетом можно озаглавить эту заповедь, это правило верующих? (Золотое правило нравственности)

    Скажите, какое значение эти поучения имеют для людей нашего времени?

О золотом правиле нравственности и о появлении христианства вы уже знаете из курса «Основы духовно-нравственной культуры» за 4 класс.

2. Кем были первые христиане.

Итак, кем же были первые христиане?

    Работа с учебником.

    Задание: изучить пункт 2 параграфа 56 и определить, кем были первые христиан, е и в каких условиях им приходилось существовать. Заполните таблицу, формулируя основные тезисы положения христиан. На выполнение задания дается 5 минут.

    Первые хр-не: бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки.

    Это люди любой национальности.

    Каждый верующий

    Оказывали помощь, прятали от римских преследователей

    В безопасных местах, катакомбах, церквях

    Выбирали священников и читали Евангелие – книги о жизни Иисуса Христа.

    Жестокое.

На карточке группы нарисуйте улыбку, если считаете, что справились с заданием.

Сделаем вывод, что такое христианство и запишем в тетрадь.

Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

    Вера в различные судьбы людей после смерти.

    Работа в парах. Прочитайте текст пункта 3.

    Ответьте на вопрос: Какие надежды давала христианам назидательная история о Лазаре и богаче?

    Подведение итогов.

Обобщение:

    Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

    Как римские власти относились к христианам?

    Какое значение проповедей Иисуса для современного человека?

    Откуда возникли выражения: «тридцать серебреников», «Поцелуй Иуды»? В каких случаях и по отношению к кому можно употребить эти выражения в современном мире?

    Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

    Что вам не понравилось в течение урока?

Сегодня вы получили знания, которые нужно закрепить. Выполнив домашнее задание :

Задание для любознательных: подготовить презентацию на тему: «Христианство – мировая религия»

Рефлексия.

Я прошу вас каждого оценить самого себя. Выходя из кабинета на доске приклейте стикер, соответствующий той оценке, которую вы себе поставили за работу на уроке: зеленый – оценка 3, желтый – оценка 4, красный – оценка – 5.

Благодарю вас за урок. Ребята, вы молодцы.

Христианство – это одна из трех самых крупных мировых религий, число приверженцев которой больше, чем тех, кто исповедует буддизм и ислам. Однако она прошла долгий путь своего становления.

Зарождение христианства: место и время

В 1 веке до нашей эры в Палестине появились первые христиане и их учение начало распространяться именно в пределах этой территории. Тогда страна находилась под властью римлян, но это не помешало христианству распространяться с высокой скоростью – уже к 301 году оно стало официальной религией в Великой Армении.

Зародилось данное вероучение на основе иудаизма. Старозаветная религия говорила, что на Землю будет послан мессия, который очистит людей от греха. И вот появляется христианство, которое говорит, что такой мессия был послан и ходил по Земле под именем Иисуса Христа. Писание говорит, что он является прямым потомком иудейского царя Давида.

Рис. 1. Иисус Христос.

Новая религия определенным образом расколола иудаизм: именно обратившиеся в эту веру евреи и стали первыми христианами. Однако старое религиозное течение все же сохранилось, так как основная часть еврейского народа не признала христианство.

Новое учение, согласно писанию, изначально распространялась учениками Сына Божия, которые смогли разговаривать на разных языках благодаря священному пламени, которое сошло на них после смерти учителя. Они проповедовали новую религию в самых разных частях мира, в частности, Андрей Первозванный отправился на территорию, которая в будущем станет Киевской Русью. Зарождение христианства связывают именно с этим периодом.

Рис. 2. Андрей Первозванный.

Чем христианство отличалось о язычества?

Новое учение вовсе не было принято людьми: первых христиан подвергали страшным гонениям. Сначала его очень негативно восприняли представители еврейского духовенства, которые отрицали христианские догматы, а когда Иерусалим пал, последователей этой религии стала преследовать Римская империя.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Проблема заключалась, в основном, в идеологических расхождениях, поскольку христиане порицали языческие обычаи: брать много жен, жить в роскоши, владеть рабами, то есть все то, что было присуще обществу веками. Вера в одного Бога казалась странной и не подходила римлянам, не соответствовала их обычаям.

Чтобы прекратить распространение христианства, в отношении его проповедников предпринимались самые жестокие меры, их казнили, порой очень кощунственными способами. Закончились гонения на христиан только в 313 году, когда император Константин провозгласил новую религию государственной – после этого христиане в свою очередь стали подвергать массовым гонениям тех, кто хотел сохранить веру в старых богов.

Рис. 3. Император Константин.

В то же время основными принципами христианства считались добро и милосердие, а также любовь к окружающему миру. Постепенно это способствовало духовному развитию людей и их культурному становлению.

Что мы узнали?

Первоначально христианство отделилось от иудаизма, его Писание продолжало старозаветную историю о Сыне Божием и искуплении грехов всех людей его кровавой жертвой. Первые последователи новой религии подвергались гонениям сначала со стороны иудеев, которые не приняли такую идею, а потом от римлян, для которых монотеизм был чужд и невыгоден. Первым государством, где христианство стало официальной религией, была Великая Армения (301 год), а спустя 12 лет в таком статусе его приняла и Римская империя. Данное событие связывают с именем императора Константина. Новые принципы отношения к человеку и миру, которые проповедовали адепты этой веры, повели цивилизацию по иному пути развития, сделав упор на духовность.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 278.

Вяткина Елена Арсентьевна

МОУ «Забелинская СОШ» д. Федотовская Котласского района Архангельской области

Учитель истории

Урок «Первые христиане и их учение»

Цель: способствовать формированию умений выделять главное, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Задачи урока :

    определить причины возникновения христианства как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;

    формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому;

    способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Раздел курса: Римская империя в первые века нашей эры.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма : комбинированный.

Основные понятия : Иисус Христос, Рождество Христово, Страшный суд, Царство Божие на земле, Иуда, апостолы, христиане, евангелие.

Основная дата : Рождество Христово, наша эра.

Основные этапы урока:

    актуализация изученных знаний, подготовка к восприятию нового материала;

    постановка проблемного задания;

    изучение нового материала: работа в группах; беседа; работа с историческими источниками: «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.), «Поучение Иисуса в Нагорной проповеди»; комментированное чтение по учебнику; работа с нравственными законами общества;

    закрепление изученного материала – ответ на проблемное задание и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;

    домашнее задание.

Ход урока

Сегодня у нас урок необычный- присутствует много гостей. Думаю, что это нам только поможет. Сегодня каждый из вас будет работать с Рабочим листом, который останется у вас. 1.Актуализация знаний. А) Игра «Да»-«Нет» по теме «Император Нерон» и «Император Траян» (ученицы зачитывают вопросы, составленные учащимися) -император Нерон был актёром?-Колоны появились при императоре Траяне ?-колоны-это здания с колоннами?-колоны –это земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет?-по ночам злодейские действия со своими дружками негодяями совершал император Траян ?-При императоре Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку?-в поджоге Риманарод обвинял императора Траяна ?-император Нерон объявил поджигателями христиан?-Христиане поклонялись римским богам?-за поклонение Иисусу христиан распинали на крестах и отдавали на растерзание собакам?Б)Задание 3 группам: соотнести богов и государства, разместив на магнитах на доске и сделать вывод: Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, бог Амон-Ра, бог Геб, Бог Яхве, апостолы, богиня Маат, Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест, бог Марс, богиня Веста, Иисус, христиане, единобожие.Итог: 1) Древняя Греция: Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест – вывод - язычество 2)Древний Рим : бог Марс, богиня Веста –язычество, христиане и Иисус - единобожие 3)Древний Египет : бог Амон-Ра, бог Геб, богиня Маат – язычество Посмотрите на группу «Древний Рим». Попробуйте сформулировать вопрос, над которым мы сегодня будем думать.

Проблемное задание : почему на территории Римской империи возникает и распространяется христианство – одна из мировых религии.

2. Новая тема «Первые христиане и их учение» Эпиграф (записать, евангелие – благая весть) «... Во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте
и вы с ними»
/из Евангелия от Матфея
План урока (записывают): 1.Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. 2.Кем были первые христиане. 3.Поучения Иисуса.У нас осталась надпись «Бог Яхве». -Какое древнее племя поклонялось богу Яхве? (еврейские племена, Главная книга евреев - Библия: Ветхий Завет (мифы, предания, древние законы, заповеди). Новый завет? Работа с модулем: схема «Библия».

Ученики делятся на 3 группы, каждая из которых получает Рабочий лист с заданием. Работа длится 5 мин. 1 группа: прочитать и дописать предложения, сформулировать вывод. В ходе выступления учащихся учитель добавляет материал об апостолах.(О проповедовании апостолами по всему миру-звуковой модуль) 2 группа : ответить на вопросы, которые записать в виде схемы Картина 3 группа: работа с историческим документом.Ученики рассказывают, используя записи и делая выводы.

Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям. Обратимся к картине Иванова «Явление Христа народу».

О чём же говорил Иисус Христос с людьми? Об этом мы узнаем из «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди». Комментированное чтение стр. 258 учебника Вигасина А.А.,Годера Г.И., Свенцицкая И.С.

Иисус говорил: «Блаженны /счастливы / плачущие / страдающие /, ибо они утешатся».

Плачущие, т. е. люди, сожалеющие о своих поступках, недостатках. Бог их простит, даст на земле утешение, а на земле вечную радость, блаженство.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся ».

Помогай ближнему советом, примером и достатком. Сделав доброе дело, не хвались и не жди похвал.

«Не противься злу».

На зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

На зло отвечай добром.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Любите всех людей – все люди – дети одного отца – Бога, поэтому одинаково надо любить всех людей».

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».

Если вы простите людям поступки, недостатки, то и вам простят.

«Не судите, да не судимы будете» .

Не осуждайте других, и вас никто не осудит. Каким судом вы судите, таким и вас будут судить.

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят» .

Иисус сказал, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит. Если такой человек, у которого бы вы попросили бы хлеба, а он бы вам подал камень? А вместо рыбы – змею?

Всякое доброе дело мы должны делать не из-за награды, а из-за любви к ближнему, любви к Богу, – так говорил Иисус.

«И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».

Тебе неприятно, когда тебя обижают – не обижай ни словом, ни делом. Ты желаешь себе счастья и здоровья, желай это и другим.

Так говорил Иисус в Нагорной проповеди. Это были законы Божественной любви и счастья, однако есть законы строгой правды.

Какие это законы?

    не убий.
    Не только не «убий», но если человек сердится на другого человека, то он уже виновен.
    Иди и помирись, а в душе уничтожь злобу.

    не лги;

    не кради;

    почитай отца и мать;

    не завидуй.

    Итак , основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить это: /текст «Христианские заповеди» магнитами закреплен на учебной доске, учащиеся вслух читают заповеди/ Не убий. Не лги. Не укради. Почитай отца и мать. Не завидуй. Не суди, да не судим будешь. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.

Можете ли вы теперь ответить на вопрос : почему на территории Римской империи возникает христианская религия? Ответьте, пожалуйста, письменно на листочках. Зачитывают и прикрепляют на доску

Это религия спасения от зла и несправедливости. В учении Иисуса бедняки искали утешение, надежду на лучшую жизнь.

Христиан заставляли отречься от Христа и совершать жертвоприношение Богам. Христиан травили на аренах амфитеатра хищными зверями, сжигали заживо, распинали на крестах.

Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.

«Словесная эстафета» - подведём итоги- каждый одним предложением ( Что же сегодня вы изучили на уроке? Что взволновало вас? Что для себя вы решили?)

На доске - Д/З: 1.вопросы 1,2,4стр.261 или подобрать ситуацию из вашей жизни и соотнести с одной из заповедей Список использованных источников: 1.Г.А.Цветкова «Дидактические материалы по истории Древнего мира» 5 класс, М., «Владос-пресс», 2003г.,с.248

2.Элемент открытого урока "Возникновение христианства". Казаковой Виктории Анатольевны, социального педагога, учителя истории и обществознания «

3.А.Гин «Приёмы педагогической техники», М., «Вита»,2007г.

Рабочий лист по теме «Первые христиане и их учение»

1.Прочитайте пункт 1 стр. 256 параграфа 56 и допишите: Родина Иисуса – Родители Иисуса Христа – Город, в котором родился Иисус – Какие чудеса творил Иисус – Страшный суд наступит для_________________________________________________ Царство Божие на земле – это царство ________________________________________

Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Апостолы – это______________________________________________________________ Апостолы разнесли учение Христа по ___________________________________________ Евангелие – это______________________________________________________________ Вывод (о чём узнали?) ________________________________________________________

2. Прочитайте пункт 2 «Кем были первые христиане» стр. 259,260, ответьте на вопросы и запишите в виде схемки. -Кто мог стать христианином?_________________________________________________ -Какой национальности были христиане?_________________________________________________________________ -При каком условии верующий мог войти в Царство Божие? -Как относились римские власти к христианам? Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________

3.Прочтите текст «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.). Ответьте на вопросы: А) что удивляло римлян в учении христиан? Б) расскажите, что римлянам казалось «неправильным» в облике и поведении Иисуса, кому, по их мнению, был подобен Иисус больше: богу или человеку; В)каким, по представлениям римлян, должен быть человек, в которого мог воплотиться бог; Г) составьте ответ римлянам от имени христиан , объясните, почему Иисус выглядит, страдает и умирает как обыкновенный человек, но именно в него воплотился божественный дух. Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________


Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

Оборудование : презентация, компьютер

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

устный ответ

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

2. Кем были первые христиане.

3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

(сл. 3) Задание на урок:

Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.


(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.
(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

- (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

- (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

- (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

- (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

- (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

«Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

Дополнительный материал:

Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

Из ответного письма Траяна Плинию:

Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

Стр. 258, 260 – в синей рамке

5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр. 261

6. Домашнее задание:

Параграф 56, вопросы, термины.

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э . на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии — террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета — Апокалипсис , в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма — ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше» . Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья — зоны . К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника — Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников» . Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт , согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов . Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов . в Галин — бургундов и затем лангобардов . Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг . Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика .

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином . Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций , выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство