Иконы Orthodox Icons. Кого изображают на иконах? Как узнать кто на иконе изображен

Иконы Orthodox Icons. Кого изображают на иконах? Как узнать кто на иконе изображен

В разделе на вопрос помогите определить название иконы заданный автором сложносокращенный лучший ответ это Действительно, это Богородица на троне с Младенцем Христом.
А ниже - святые, но вряд ли апостолы.
У того, что слева - головной убор - клобук - похож на тот, в котором в русской иконописи обычно изображают архиереев (митрополитов, епископов, патриархов) или просто святых монахов-схимников.
Странно, что нимбы оклада закрывают Христа.
Вот еще примеры иконы Богородицы с Младенцем Христом на троне и со святыми
с Феодосием и Антонием Печерскими:

А вот с апостолами Петром и Павлом, но на вашей иконе не они

А вот, кажется, нашла, это Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Федосием Печерскими (иконы, которые в ответе я для примера указала (кроме той, что с апостолами) - тот же иконографический тип - Печерская икона Богоматери с ними) :
Иконографический сюжет этого образа включает в себя изображение Богоматери, сидящей на престоле. На коленях Богоматери - Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят (или стоят на коленях) преподобные отцы - основатели русского иночества: справа от Пречистой - Феодосий Печерский, а слева - Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний - в полном схимническом облачении.
ИТОГО 🙂
В вашем вопросе икона, относящаяся к византийскому иконографическому типу, на Руси с такой иконографией наиболее почиталась Печерская (Свенская) икона Богоматери с предстоящими печерскими святыми Антонием и Феодосием (происходила из Киево-Печерской Лавры, первообраз утрачен, известны списки, например, . Судя по изображению святых на вашей иконе - это она и есть - Печерская икона Богоматери.

Приходя в церковь, многие православные теряются, потому что в зависимости от того, где находится церковь и какой был мастер-иконописец, иконы везде абсолютно разные. Итак, давайте рассмотрим, кого изображают на иконах?

Кого изображают

Помимо Бога на иконах изображают Божию Матерь, ангелов, а также некоторых святых людей. Однако стоит помнить, что молиться им равно как Богу нельзя, ведь они являются всего лишь близкими к Богу людьми, которые смогли угодить ему своей праведной жизнью. Они молятся за нас перед самим Богом, и поэтому их молитвы Он услышит быстрее, чем наши.

Также очень интересно, что самое первое изображение Божией Матери было написано одним из учеников Иисуса, Лукой. Оно сохранилось и по сей день. Существует такое предание, что увидя собственное изображение, Матерь Божия воскликнула: «Благодать Сына Моего отныне будет с этой иконою». Молимся мы Матери Божией потому, что ближе, чем кто-либо другой к Богу. При этом Она также не отдаляется и от простых людей. Благодаря Её материнским молитвам, Бог прощает нам немало грехов. Именно Она наша главная защитница и заступница.

Православная живопись изображает лики святых для того, чтобы мы их чествовали. Живописцы всегда избирательно подходили к вопросу относительно того, кого же изображать на иконах. Посторонних лиц там не должно быть ни в коем случае, особенно если они неосвещены. На Западе же иконописные произведения в прямом смысле слова являются живописью, в неё художники включают свою фантазию и изображают на иконах не только святых, но и мучеников, простых людей. У нас же святые на иконах не должны быть вместе с простыми людьми, потому что они должны находиться только рядом с теми, кто равен с ними по святости. Сам процесс создания иконы – это таинство, которое познают только избранные.

Символика икон

Если присмотреться к совершенно разным иконам, то можно заметить в них нечто общее, а именно символы. Самый известный символ святости на иконе – это крест. Он символизирует мученичество. Именно на нём и произошло распятие Христа. Кроме того, можно на иконах заметить и копьё, которое зажато в руках святого. Оно символизирует торжество светлых сил над темными. Есть еще и такое изображение как гора или пещера. Первое означает стремление вверх, к Богу, а второе – спуск вниз – в преисподнюю. Дуб является самым главным древом жизни, а венец из золота – это победа. Также немалое значение в иконописи является цвет. Самым значимым оттенком при создании икон является золотой. Именно он символизирует торжество света над тьмой. Обратите внимание, что изображения на иконах нимбов выполнены именно в золотом цвете.

Надписи

Неотъемлемой частью всей композиции являются надписи на иконах. В древние времена надписи на иконах мог делать только Знаменщик – мастер признанный церковью. Именно он «знаменовал», то есть наносил при помощи цировки знаки на иконе. Надписи должны быть выполнены строго на церковном языке, включающем сокращения и условные обозначения. Обычно на иконе пишется имя того святого, который изображен на ней. Но иногда бывают и иные символы, которые расшифровать могут только специалисты, профессионально занимающиеся древнеславянской письменностью. Буквы на иконе выполняются черного ими золотого цвета, который для церкви играет особую роль.

Таким образом, икона – это не только произведение искусства – это символ веры. Именно поэтому её не может нарисовать любой желающий. Только с позволения церкви икона будет приносить пользу, и на неё можно будет молиться. Каждый символ, изображенный на иконе, имеет своё особое значение, которое можно расшифровать только при помощи древнеславянского словаря. Каждая даже самая мелкая деталь на иконе символична и может быть расшифрована тем или иным способом. Только благодаря праведной жизни иконописца, его произведение может приобрести силу и мощь, способную исцелять любые болезни. Икона – это радость не только для глаз, но и для души.


Есть шесть особых икон, которые должны присутствовать в любом доме. Три из них дарят вовремя брачной церемонии. Это Лики Казанской Богородицы с ребёнком, образ Иисуса Христа и Николай Чудотворец. Эта тройка- символ гармонии в семье, покоя и верности.


Этими иконами благословляют на брак. Маленький Иисус между ними, между Казанской Богородицей и ликом Иисуса. Если нет казанской Богородицы – нет хозяйки в доме, если нет лика Иисуса – нет хозяина.

Иверская икона.
25 февраля – день памяти иконы Божьей Матери Иверской.
Она – очень сильная икона, исцеляет различные тяжёлые заболевания, особенно глухоту. Много чудес, преданий,
исцелений связано с этой иконой. Она считается семейной иконой. К её силе обращаются все, кто мечтает о счастливой личной жизни, её просят о взаимной любви, о замужестве «Божья Матерь Иверская, попроси сына своего, Бога моего ИИСУСА Христа найти мне свою половину …рабы божьей…по своей душе, по своей судьбе, по своему сердцу, по своему и телу».
Время просьбы с 4 до 7 часов утра. Читать молитву 40 дней.
Не с кем не общаться, физический карантин. Просить, прощать, благодарить своими словами. Важно правильно сформулировать приоритеты ваших пожеланий.
Для семейной жизни, для семейного счастья.
Молитва к Пресвятой Богородице пред иконой ее Иверской:
«Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, прими недостойную Молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасной смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше и милосердия, и радость в печали место даруй. И избави нас, госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякого зла. И сподоби нас, Грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас бытии сподоби Царствия Небесного и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь».
Молитвы – являются программами восстановления биополя.
Особо сильными являлись иконы –«Пресвятая Троица» - располагалась над входной дверью и «Семистрельная»- напротив двери.


Икона Божьей матери « Умягчение злых сердец» -Семистрельная-прославилась во время эпидемии холеры. Она является защитницей для непослушливых.
«Господи вразуми раба своего, ТЫ любишь его.
За обидчиков: « Господи, помилуй их, не ведают, что творят.
За оскорбляющих нас: Господи все мы – создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние.»
За злобного: Господи, благосотвори раба Твоего (имя) благодатию Твоею.
От гнева: Господи, дай мне дух кротости, чтобы быть кротким к ближним моим и воздержанным от гнева.
Икона исцеляет болезни, душевную боль, чувство гнева, обиды, восстанавливает биополе человека, раненого словом, намерением и агрессивным воздействием.
Почаевс- кая икона Божьей Матери пребывает в Почаевской лавре около 300 лет. Но задолго до этого гора Почаевская была отмечена благодатью Матери.
Это икона пред ней совершались чудеса исцеления и для православных и для католиков и для евреев. Празднование её ней остался навсегда вдавленный отпечаток правой ноги Пречистой. На сколе поставили церковь и создали монастырь. Бывали даже случаи воскрешения умерших.
Молитва за детей.
«Владыко Господи Вседержителю буди милостив к детям моим, приведи их к вере и спасению. Сохрани их под покровом Твоим, покрой их от всякого лукавого похотения, отжени от них всякого врага и суостата, отверзни им уши и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их, аминь».
Пресвятая Троица относится к 7 важным иконам, которые должны быть в доме.

Чудотворная икона Божьей матери - «Всецарица» или
(Пантанасса) находится в соборном храме Ватопедского монастыря на горе Афон в Греции.
Согласно преданию, когда к иконе подошёл молодой человек, Лик богоматери засиял невиданной силой. Юноше пришлось признаться, что он занимается магией и колдовством. Царица неба и земли наставила его на путь покаяния. Чудотворная сила иконы проявилась против увлечения магией. Она имеет благодать исцеления от онкологических заболеваний. Её копия находится в Москве.
«О Всеблагая, досточудная Богордице, Пантанасса, Всецарице. Несмь достоин да внедши под кров мой! Но яко милостивого Бога любо утробная Мати рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немоществующее тело моё.
Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебя всяк глагол, о Всецарице. Ты за мя умоли.Да прославляю преславное имя твое всегда,ныне и бесконечные веки.Аминь.


Икона
божьей матери «Страстная» получила своё название оттого, что по сторона лика Пресвятой Богородицы изображены два Ангела с орудиями страданий Христовых. Она находится в Москве, в Страстном монастыре 1641 года очень сильная икона, используется в бедах, печалях, скорбях, при лечении от пороков, зависимостей, нарушений социальных норм поведения.
Е. Рерих сказала: «Молитва есть очиститель. Не следует понимать это, определение отвлечен, духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва, как реальная связь с Высшим источником, лучший очиститель от заболеваний».


Икона Божьей Матери - «Неувядаемый цвет»
16 апреля- день памяти этой иконы. Ей молятся за сохранение супружеских пар, семейных уз и мир в семье. Особенно в моменты ссор и размолвок. А также за здоровье своих близких. Использует её силу при благословлении вступающих в брак вместе с Казанской Божьей Матерью. Это очень древняя икона, она имеет много списков, от них совершались множество чудес. Носимая на груди, она оберегает детство и целомудрие. Эта икона помогает в выборе супруга или супруги. В левой руке она держит цветок лилии. Символ чистоты, непорочности и просветления при содержании плотскими страстями.



Икона Божьей Матери «Целительница»
1 октября день памяти. Имеет сильную молитву, исцеляющую тяжелобольных. Прикованных к постели. Помогают в этих процессах Святые мученицы – ВЕРА, НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ и матерь их СОФЬЯ. в России число икон, почитаемых и полезных, обращённых к образу Божьей матери около ста. И все имеют свою жизненную историю, свою форму помощи и свой список исцелений народа.
Очень интересная икона для завершения хороших дел, для успешного бизнеса, икона приносит счастливые дары судьбы, исцеляет душевные страдания. Перед этой иконой молятся и благодарят её по счастливому окончанию предпринятого дела.
Вот её текст:
«Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейщую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем. Аминь».
На Руси всегда почитался образ иконы Божьей Матери «Троеручница» икона целительница, используется её помощь для выхода из полосы скорби, тоски и печали. Лечит больные конечности, покровительница всех умельцев и народных мастеров.
О помощи в учении и даровании ума, духа разума и сознания покровительствует икона « Прибавление ума» и «Муромская». При болезнях детей идёт любящая помощь иконы «Тихвинской».

Мы привыкли к классическому изображению Троицы в виде трёх ангелов – такое изображение называю «Троица Ветхозаветная». Этот образ хорошо нам знаком благодаря творению Андрея Рублёва. Однако, существуют и менее известные изображения, порой вызывающие серьёзные богословские споры.

Троица Ветхозаветная

На иконе изображены три ангела, в образе каждого из которых присутствуют черты и детали, позволяющие определить, кто олицетворяет все три ипостаси. Это каноническая иконография и основанием именно для такого изображения послужил ветхозаветный сюжет о гостеприимстве праотца Авраама, который описан в книге Бытия. Как сказано, ангелы явились Аврааму, когда тот сидел возле своего шатра. Увидев путников, он предложил им отдых и трапезу в своём шатре, ничего не требуя взамен. Именно эпизод трапезы трёх ангелов в Мамврийской дубраве и был запечатлён иконописцами.

Первые подобные изображения появились ещё в катакомбах первых христиан, и уже в них можно обнаружить, что ангелы нарочито похожи друг на друга, что проявлялось одинаковых чертах внешности, позах и одежде. Со временем иконография становится более символичной, ангелы перестают изображаться как путники, но становятся символом троичности Божества – неслиянной и нераздельной. Постепенно к иконографии добавляются ипостасные атрибуты: например, кресчатый нимб у одного из ангелов, символизирующий Христа. Однако ипостаси выделялись не всегда.

Считается, что вершиной художественного и во многом - богословского совершенства является знаменитая «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва. Идеальная композиция вписанных в круг фигур дополняется индивидуальностью каждой из них: несмотря на то, что явно ипостаси не выделены, по косвенным признакам можно определить, кто из ангелов является олицетворением той или иной ипостаси Троицы. Так, например, по одежде среднего ангела можно понять, что именно он олицетворяет Христа. На его правом плече можно увидеть особую золотую нашивку – клав, символизирующий царственность (это деталь одежды императоров Византии). Также, цвета одежды среднего ангела - синий и красный – характерны для иконографии Христа, и символизируют Божественную (небо) и человеческую (кровь) природу, сочетавшиеся в Нём. Именно Троица Рублёва стала каноническим образцом иконографии и примером для подражания в дальнейшем.

Новозаветная Троица

Помимо канонического образа «Ветхозаветной Троицы» существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». С богословской и канонической точки эти изображения очень спорны, так как, во-первых – разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. По слову апостола Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18) Иконография Бога Отца в виде старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14). Однако, всё же богословы всегда были против подобных изображений и неоднократно предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству». То есть, антропоморфизм в изображении Бога Отца (и заодно Святого Духа) отвергался.

Но есть версия, что на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос – но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть – после Страшного Суда. Действительно, так, на одной из икон, именуемой «Отечество», Бог Отец изображён на престоле, а на коленях Его - Христос Эммануил (Младенец), имеющий в руках сферу с изображением голубя, символизирующего Дух Святой. И у Отца, и у Сына на этой иконе крестчатые нимбы, и на одеждах выписан клав – атрибуты, характерные лишь для образа Спасителя. Кроме того, существуют образы Христа, где Он изображён именно в виде старца (например, утраченная ныне фреска «Христос Ветхий деньми», в храме Спаса Преображения на Нередице XII в., греческие миниатюры XIII века). Основанием для такого спорного изображения Троицы служат как раз слова Евангелия, что Сын явил Отца, а потому Его и надо изображать как воплощение Святой Троицы. Кстати, среди образов «Ветхозаветной Троицы» можно встретить и такие иконы, где все три ангела имеют подписи «IС. ХС», иллюстрируя ту же идею, что Бога нам явил именно Христос. И потому, лишь такая иконография – то есть, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство