Классификация частиц по значению. Разряды частиц по значению

Классификация частиц по значению. Разряды частиц по значению



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 7

В практике школьного преподавания частицы традиционно рассматриваются в орфографическом плане, в меньшей степени учитываются грамматические и лексико-семантические характеристики этих служебных слов. Как показывает опыт, при их изучении открывается перспектива реализации комплексного подхода к анализу языкового явления: в единстве значения, формы и функции.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста;
  • организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей “Разряды частиц по значению и функциям”, в которой учитель представит не только служебные слова из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников частицы, отнесенные “Русской грамматикой” к данному классу слов.

Вопросы для анализа таблицы:

  1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
  2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
  3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели, дятел?

Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.

Так ты птица осоед.

Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты - цапля.

Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:

  1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
  2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским (“Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты”). Какое точнее, удачнее? Почему?
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот еще - лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?
  5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
  6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
  7. Роль частиц в предложении и тексте.

    1. Укажите частицу (или сочетание частиц).
    2. С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
    3. 1) Для образования наклонения глагола.

      2) Для выражения значений модальности (каких?).

      3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.

      4) Для оформления предложения по цели высказывания.

      5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент (“Пойдем?” - “Давай”. - согласие; “Лентяй он”. - “Ну уж” - сомнение).

      6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

    4. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
  1. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет - разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь - просторечные.

На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

  1. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

(Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.

В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.)

Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).

Третий этап урока - конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания.

  1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

    1) Я приглашаю вас сегодня в гости.

    2) И я приглашаю вас сегодня в гости.

    3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.

    4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

  1. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
  2. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
  3. (По 1-му предложению ребята составляют самые различные микротексты. По 2-му примерно такие: “Я слышала, что вас сегодня пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее - моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости”. По 3-му: “Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружится с вами”. По 4-му: “Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались”.)

  4. Сделайте выводы:

1) Могут ли частицы “путешествовать” по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.

(Частицы могут “путешествовать” по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)

Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.

Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.

Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства - только петь; Планы - просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приема “сегментации” - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).

Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с “путешествующей” частицей формирует умение восстанавливать контекст по различающимся (на первый взгляд - незначительно) речевым построениям.

Для обработки названного умения можно задать проблемный вопрос:

В чем сходство и различие двух выражений: “Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня” и “Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.”?

Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб-то там стоит. - Там еще обгоревший дуб стоит. По 1-му предложению восстанавливаем приблизительно такой контекст: “Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил все вокруг. И даже огромный давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил все кроме дуба. Обгоревший дуб-то там стоит.”

По 2-му предложению восстанавливаем описание какой-нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.

  1. Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор.

В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.

Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. )

Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

Четвертый этап урока - лингвистический эксперимент. Его цель - обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.

Вопросы и задания.

  1. Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.)
  2. (Именно ) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и ) рогатая. (Ведь ) и птичка завирушка есть. Или (просто ) юла.

    (А вот ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже ) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели ) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки ) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

  3. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
  4. Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
  5. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
  6. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
  7. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Заканчивается урок разъяснением домашнего задания . Оно дифференцированное - по вариантам.

1 в а р и а н т - проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.

Термин “частица” является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком - когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).

Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин “частица” стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.

Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?

2 в а р и а н т - работа над школьным учебником.

На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах - частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!

3 в а р и а н т - лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой)

Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).

Зацвела ива - гости со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них - букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок - пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец, щелкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).

4 в а р и а н т - лингвистическая миниатюра.

Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру “Мягкая частица”. Какие характерные признаки частиц называются?

Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь , которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА - слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы - группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка , - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер.

Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.

5 в а р и а н т - конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы:

“Весна пришла” (без частиц),

“Скорей бы весна пришла...” (с формообразующими и отрицательными частицами), “Вот и весна красна пожаловала” (с модальными частицами).

6 в а р и а н т - стилистический эксперимент.

Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.

  • Разве вы не знаете, что такое табло?
  • Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты.
  • А как именно они показываются?
  • Да только автоматически.

Пятый этап урока - подведение итогов урока (обобщение материала).

В данной статье мы познакомим вас со смысловыми частицами. Расскажем, для чего они служат, какую роль выполняют. Приведем примеры предложений, содержащих смысловые частицы. Рассмотрим различные группы частиц, объясним значение каждой из них. Научимся отличать их от омонимичных и других слов

Знакомство с частицами

Итак, начнем. Частица является служебной частью речи, которая может вносить эмоциональные оттенки или служит для образования особых форм слова. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В русском языке существует много частиц. Нет четких требований к их запоминанию. Необходимо уметь видеть их в тексте и отличать от других служебных частей речи и омонимичных слов (например, наречий).

Частицы и омонимы

Напомним, что омонимами называют слова, которые одинаковы по написанию и одинаковы по звучанию, но разные по значению. Приведем несколько простых примеров: лук (оружие) и лук (растение), коса (косить траву) и коса (прическа из волос), мечи (множественное число от слова меч ) и мечи (от глагола метать ).

Важно научиться видеть частицы в тексте, уметь отличить их от других слов. Приведем такие примеры.

Давай ему по каплям надежду, и он сделает многое для тебя.

В данном контексте слово давай является не частицей, а формой глагола давать.

А сейчас пускай свой кораблик вниз по течению реки.

Здесь также слово пускай не может быть частицей, здесь это слово является формой глагола пускать.

Роль частиц в предложении

Для чего служат смысловые частицы? Для передачи дополнительного смыслового значения. Также эти смысловые элементы существуют для выражения отношения говорящего субъекта, усиливают его эмоции, расставляют в предложении необходимые акценты. Приведем примеры смысловых элементов.

  • Она приехала.
  • Неужели она приехала?
  • Она едва ли приедет.
  • Только она приехала?

Смысловые элементы в данных предложениях добавляют оттенки, как видно из приведенных примеров.

Группы и значение частиц

Выделяют такие группы: частицы смысловые, которые подчёркивают эмоциональность сказанного (приблизительно, вот), модальные (ну, да) и формообразующие частицы, которые в свою очередь нужны для образования особых форм слова, могут передать различные грамматические значения (пусть, да).

Уделим особое внимание смысловым частицам.

Значение смысловых элементов заключается в том, что они могут указывать, усиливать смысл сказанного. Делятся они на такие группы:

  1. Указательные (вон, вот, так, это, во).

Приведем пример в предложении.

  • Вот так мы получаем долгожданный результат нашей работы.
  • Вот именно это я хотел сказать.
  • Это в моей жизни.
  • Вон тот стакан дайте мне.

2. Выделительные и ограничительные (лишь, только, только лишь, всего-навсего, просто). Например:

  • Только лишь ты сможешь понять ход моей мысли.
  • Наше путешествие было просто незабываемым.
  • Всего-навсего незначительный штрих дополняет общую картину.

3. Усилительные (даже, ещё, даже и, просто, прямо). Приведем примеры.

  • Просто замечательная новость.
  • Даже сильный ветер не испортил мне настроение.
  • Ещё много лет я смогу приезжать к тебе в гости.

4. Определительно-уточняющие (именно, как раз, равно, чуть не). Здесь можно привести такие примеры.

  • Именно эти цветы были самыми прекрасными.
  • Как раз этот случай оказался решающим.
  • Люди уважали Василия именно за честность.

5. Вопросительные (неужели, разве, ли, ль).

  • Неужели результат твоей работы неоправдан?
  • Разве можно быть таким безответственным?
  • Разве можно забыть тебя?
  • Разве зеркало виновато, коли рожа крива? (пословица).

6. Отрицательные (не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не).

  • Вовсе не обязательно было мне писать письма.
  • Далеко не самые отрицательные примеры приводит это произведение.
  • Они сидели далеко не за партами, а в мерзлых окопах.

7. Восклицательные (что за, ну и, как).

  • Как прекрасен этот мир!
  • Что за музыка!
  • Ну и удивил ты меня!
  • Что за чудо эти сказки!
  • Как воздух чист!

8. Со значением сомнений (едва ли, вряд ли, якобы).

  • Вряд ли мы поедем отдыхать в августе.
  • Едва ли хватит ткани на покрой костюма.
  • Вам у нас якобы плохо.

Отличие частиц от других слов. Умение находить их в тексте. Примеры

Очень важно уметь отличать смысловые элементы от других частей речи. Для этого необходимо помнить, что к ним нельзя задать вопрос. Это главное их отличие от наречий. Но не надо преувеличивать значение смысловых элементов, так же как не стоит забывать, что чрезмерное употребление частиц ведет к засорению речи, и что немаловажно, потере ее смыслового значения.

Итак, приведем примеры смысловых частиц в предложениях.

Он повернул в переулок и пошел прямо. Зададим вопрос к слову прямо . Пошел (куда?) прямо . Прямо - это наречие, так как в данном предложении к этому слову можно поставить вопрос.

Это прямо чудо какое-то! В этом предложении к слову прямо вопрос поставить невозможно, следовательно, в этом предложении слово прямо мы можем отнести к частицам усилительного значения.

Приведем еще примеры.

Не все ученики запоминают материал одинаково просто. Поставим вопрос к слову просто. Запоминают (как?) просто . В этом предложении слово просто является наречием.

Теперь построим предложение так, чтобы к слову просто нельзя было поставить вопрос.

Просто невероятно сложно запомнить новый материал.

В данном предложении слово просто выполняет роль смысловой частицы усилительного значения.

Приведем еще один пример. На домашнее задание я потратил всего один час. В этом предложении слово всего является смысловой.

Теперь построим предложение так, чтобы слово всего стало, например, местоимением. Он всего боялся.

§1. Общая характеристика частиц

Частица - это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова - большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы - отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

1) не изменяются сами,
2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).
От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)
Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)
Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

§2. Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.
Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим - это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы - это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

§3. Смысловые частицы. Разряды по значению

Основную массу русских частиц составляют смысловые частицы. Поскольку они могут выражать широкий спектр значений, то важно знать, на какие разряды по значению они делятся.


Разряды по значению:

  1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
  2. Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)
  3. Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)
  4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
  5. Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
  6. Восклицательные: что за, ну и, как
  7. Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а
  8. Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

Не путай:

1) Частицы и, а, да - омонимичны сочинительным союзам.
И не говори! И не проси! И не жди! (здесь и - усилительная частица)
Да не говори! Да не проси! Да не жди ты его, не приедет он! (да - усилительная частица)
А , будь что будет! (а - усилительная частица)

2) Частица -то омонимична суффиксу -то в неопределённых местоимениях: кто-то, какой-то и т.п.
Он-то знает, что говорит! Мы-то знаем… Иван-то знает... (здесь -то - частица)

3) Частица как омонимична местоимению как .
Как хорошо дышится после грозы!, Как это ужасно!, Как мне плохо! (здесь как - восклицательная частица)
Как пишется слово? (вопросительное местоимение)
Я не знаю, как пишется это слово. (относительное местоимение)

Внимание:

Некоторые частицы могут относиться не к одному, а к разным разрядам, например: ли, ни и др. Сравним:
В доме ни души (= никого, отрицательная) ≠ В комнате не было ни души (усилительная)
Скажи, звонил ли кто-нибудь? (вопросительная) ≠ Зайдёт ли он сегодня? Успеет ли ? (сомнение)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать частицы самостоятельной частью речи?

  2. Изменяемая ли часть речи частицы?

  3. Могут ли частицы входить в состав членов предложения?

  4. Какие частицы могут входить в состав членов предложения?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  5. Какие частицы помогают образовать формы повелительного и условного наклонений?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  6. Формообразующими или смысловыми являются частицы не и ни ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими
  7. Формообразующими или смысловыми являются частицы: бы, пусть, пускай, да, давай - ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими

В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.

Например:

1. Только ты нужна ему .

Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.

2. Пусть будет так, как ты хочешь.

При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .

Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:

1. Не ветер шумит за окном и не дождь.

Частицы необходимы:

Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;

Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;

2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;

3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.

Роль таких частиц близка к роли морфем.

Значения частиц

Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.

Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?

Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!

Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!

В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:

1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.

2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.

В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!

Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.

В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.

К этому разряду частиц относятся:

Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.

Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .

Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!

Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.

II. Разряды частиц

I. Частицы и части речи

Частица как служебная часть речи

Тема 3

I.Частицы и части речи

II.Разряды частиц

1. Разряды частиц по значению и синтаксической функции

2. Разряды частиц по происхождению и структуре

III.Схема разбора частиц как части речи

IV.Правописание частиц (самостоятельно)

Частицы – класс слов, который придает различные дополнительные смысловые оттенки как словам, так и предложениям и служит для создания различных форм слова (Вот мой дом; пусть поет; сделал бы и др.).

Частицы представляют собой менее тесное единство, чем предлоги и союзы. И это естественно, так как они были осознаны как особая часть речи позже других служебных слов – только в конце XIX века.

Частицы как служебная часть речи (даже если не указывать периферийную для них формообразовательную роль) занимает особое место в системе частей речи. Они характеризуются значительным разнообразием значений и функций, а также синтаксического употребления в отличие от относительно единообразных в этом отношении предлогов и союзов. Достаточно сопоставить частицы -то, -таки, занимающие всегда положение после того слова, к которому они относятся, и в этом плане совершенно несамостоятельные, и частицы да и нет , которые употребляются в функции предложения-ответа, чтобы оценить, насколько частицы лишены единства, желательного для того, чтобы считаться определенным лексико-грамматическим разрядом.

Модальное значение сближает частицы с модальными словами. Для ряда частиц характерна функция союза (ровно, словно, точно, будто, как будто, ли и др .) Многие частицы употребляются как особые самостоятельные предложения(да, нет, неужели, пусть пускай и др.) . Частицы-наречия совмещают значение усиления со значением указательным (вон, вот) количественным: (еще, вовсе, всего-навсего, совсем и др.) . Частицы-междометия совмещают значение экспрессивно-эмоционального отношения к сообщаемому и качества, характерные для междометий – выражение чувств, ощущений (ну, ну и, а и др .) В функции частиц может выступать и числительное один . Частица один используется как выделительно-ограничительная (Во дворе играют одни дети).

По своему значению и функциям частицы делятся на четыре разряда:

1) Частицы, выражающие общие смысловые оттенки значений слов в речи. К ним относятся:

· указательные (вот, вон, это и др.) ;

· определительные (именно, как раз, приблизительно, просто, прямо, ровно, точно, чисто, чуть не и др.);

· усилительные (даже, даже и, еще, же, и, ну, определенно, положительно, просто, решительно, то, уже (уж) и др.).

2) Частицы, вносящие эмоционально-экспрессивные оттенки (ведь, как, ну и, о, страсть, то-то, что за и др.) Они усиливают выразительность речи, подчеркивают эмоционально-оценочную сторону высказывания, не внося в него заметных смысловых оттенков.



3) Модальные частицы , выражающие отношение к действительности. К ним относятся:

· утвердительные (да, ага, действительно, совершенно верно, конечно, точно и др.);

· отрицательные ( не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, совсем не и др.);

· вопросительные (разве, неужели, ли, а, да и др.);

· сравнительные (будто, как будто, как бы, словно и др.);

· частицы, обозначающие отношение к достоверности высказывания (авось, вряд ли, едва ли, едва ли не, пожалуй, чай, чуть ли не и др.);

· модально-волевые частицы употребляются при глаголе и вносят оттенки желательности, побудительности, возможности, долженствования (было, бывало, бывает, будто бы, ну, дай, давай, пусть, пускай, -ка и др.).

4) Словообразующие и формообразующие частицы особая группа частиц с чисто грамматическим значением.

· Словообразующие частицы (не, ни, кое-, -либо, -нибудь, -то и др.) выступают в функции аффиксов-приставок и суффиксов. Частицы –то , -либо, -нибудь, кое- служат для образования местоимений и наречий (кто-то, кто-нибудь, что-либо, нечто, никто и др.) Частицы не и ни служат для образования неопределенных и отрицательных местоимений и наречий; частица не используется также для образования слов с отрицательной семантикой от разных частей речи (несчастье, некрасивый, неумело и др.)

· Формообразующие частицы (бы, бывало, пусть, пускай, да, -ся, более, менее и др.) служат для образования грамматических форм:

Частицы (бы (б), да, пусть, пускай) участвуют в образовании форм сослагательного наклонения (пошел бы , сделал бы , пусть будет буря, да здравствует утро);

Частица бывало придает глагольным формам значения многократности повторения действия в прошлом, а частица было – значение невозможности завершить действие вследствие каких-либо причин (Сидишь, бывало , и думаешь. Пошел, было , но вернулся).

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство