Конспект НОД в старшей логопедической группе. Составление описательного рассказа "Весна идет" по серии сюжетных картин. Конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» для дошкольников старшей группы тема: Составление рассказа по картине « Весн

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Составление описательного рассказа "Весна идет" по серии сюжетных картин. Конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» для дошкольников старшей группы тема: Составление рассказа по картине « Весн

Программное содержание:

Выявить уровень сформированности навыков связной речи, умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине о весне. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: ранняя, поздняя, весенний, весенняя, подснежник, проталина.

Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровой сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровьесберегающая (электронная физминутка).

Материал демонстрационный: картина о весне, письмо от весны, сундучок, изображения животных, презентация, схема.

Материал раздаточный: картинки о весне пейзажные и сюжетные.

Структура занятия:

1 часть – организационный момент.

Пальчиковая гимнастика.
Загадки.
Чистоговорка.
Чтение письма от Веснянки.
Беседа по теме.
Игровые упражнения.
Пословицы о весне.
Физминутка.

Составление предложений по индивидуальным картинкам.
Электронная физминутка для глаз.
Составление рассказа по картине.
Игра “Угадай кто?”

Ход занятия

1. Пальчиковая гимнастика:

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться,
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем.
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем.

2. Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь со всеми и на осетинском языке. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.

3. Детки послушайте загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет?
Кто знает?
Когда это бывает?

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

– Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?

4. Ребята, посмотрите какой интересный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Письмо. Прочитаем.

Дорогие ребята, Здравствуйте!

Пишет Вам Веснянка из весеннего леса. У нас случилась беда. Пока Весна проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок Весны, где находились волшебные слова о весне и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Весне собрать эти слова.

Веснянка.

Ребята поможем Веснянке собрать слова о Весне. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о Весне будем складывать в него.

5.

– Какое у нас сейчас время года? А как сказать на осетинском языке?

– После какого времени года наступает весна?

– Назовите весенние месяцы?

– Назовите месяц начала весны,– какая весна в этом месяце (ранняя)?

Назовите месяц середины весны.

Назовите месяц конца весны,– какая весна в этом месяце (поздняя)?

Чем отличается весна от другого времени года?

Какие птицы прилетают первыми?

Что происходит со снегом? (почками, природой, с животными)

Что одевают люди весной?

6. Игровое упражнение “Какая погода”

Какая погода бывает весной, если на улице:

– идет дождь;
– светит солнце;
– дует ветер;
– туман?

Солнце весной какое?
Травка вырастает какая?
Сосульки весной что делают?
Снег что делает?
Ручьи что делают?
Птицы что делают?
Листочки что делают?

Скажите со словом весенний: – лес, солнце, трава, ручеек, ветер, проталинка, одежда, сад, месяцы, гроза, погода, день, настроение, дождь, небо, цветы.

7. Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок. А давайте сложим в сундучок пословицы о весне:

1.Вода с гор потекла – весну принесла.
2.Март с водой, апрель с весной.
3.Где в апреле река, там, в июле лужица.
4.Весна красна цветами, а осень – плодами.

8. Назовите слова ласково и во множественном числе (По схеме): ветер, ручей, снег, вода, облако, проталина, ветка, трава, небо, солнце, день.

Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок.

Поработали, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка.

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва.
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

9. Составление предложений по пейзажным картинкам.

Ребята пройдите за столы, посмотрите внимательно на свои картинки. И составьте по ним предложения (3-4 ребенка).

Молодцы ребята, постарались. А сейчас посмотрите на экран, понаблюдайте глазками за солнышком и цветочками. (Электронная физминутка для глаз).

Замечательно, а сейчас мы будем составлять рассказы по картине. Как можно ее назвать? Эту картину мы с вами уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите, какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинах, ручьях.(3-4 ребенка).

Молодцы вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Ваши рассказы очень понравились Веснянке, и она их тоже сложит в волшебный сундучок.

Весне рады все и животные тоже, давайте поиграем в игру “Угадай кто?”

Моделирование (используется интерактивная доска).

Это что за животное, как назвать его на осетинском языке:

Белка – тыртына;
Медведь – арш;
Лиса – руваш;
Заяц – таркуш;
Волк – бирах.

Молодцы ребята. Мы собрали полный сундучок красивых слов о весне. Закроем его, чтобы слова не вылетели и отправим его Весне. Вы справились со всеми заданиями, я вами горжусь.

Занятие окончено.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые:
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные: ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Ход занятия
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.
Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель : здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?
Ответы детей (можно посчитать считалкой).
Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.
На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.
Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?
Дети дают имя мальчику.
Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна: а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)
Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.
1.Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2.Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3.А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4.Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5.А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6.Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7.Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8.Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9.Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10.Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11.Как мы её назовём?
Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.
Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1.Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2.Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3.Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4.Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);
5.Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6.Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7.Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8.Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9.Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10.Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11.Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12.Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1.Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2.Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3.Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4.Как называются эти птицы (это скворцы);
5.Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна!).
Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.
Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

Краткое описание

Программное содержание:
-связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указать место и время действия, используя имеющиеся у них знания.
-словарь и грамматика: формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
-звуковая культура речи: закреплять умение отчетливо произносить слова в словосочитаниях, словообразованиях.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Описание

Дидактическое обеспечение: кукла-заяц одевающаяся на руку, картина «Весна в лесу» художника Кудрякова Д., морковка. Предварительная работа: - беседа о времени года весна, о ее особенностях; - рассматривание картинок с изображением диких животных, перелетных птиц, деревьев, весенних цветов, беседа о них; -расширить представления детей о перелетных птицах (загадки, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи с голосами перелетных птиц); - дидактическая игра «Когда это бывает?»; - взаимодействие с родителями: изготовление масок с изображением перелетных птиц, лесных животных; - чтение стихотворений о весне. Методы и приемы: - беседа, загадки, вопросы, физкультминутка, игровые упражнения (« Отгадай и присядь», «Скажи одним словом», «Продолжи предложение, найди причину»).
Ход занятия Вводная часть Воспитатель. Ребятки, посмотрите пожалуйста, кто к нам пришел! Правильно, заяц. Заяц. Здравствуйте дети! Меня зовут Храбрец! Я пришел к вам с подарком. Но сначала отгадайте загадки! Готовы? Слушайте внимательно: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (ВЕСНА) Дети отгадывают. Заяц. Молодцы, правильно! Воспитатель. Как вы догадались, что это весна? Ответы детей. Объясните пожалуйста, что означают эти слова: «Она приходит с ласкою и со своею сказкою? (Весной ярче светит солнышко, становиться теплее. Журчат ручейки по асфальту. Птички по утрам громче поют, радуются теплу и свету. Деревья протягивают свои ветки к весеннему солнышку, чтобы раскрылись первые почки. День становиться длиннее, а ночь короче и т. п.). « Волшебной палочкой взмахнет?» (Только ранней весной появляются в лесу первые цветы - подснежники). Ответы детей. Воспитатель. Молодцы! Заяц. Ой, таким умницам и не жалко никакого подарка! Слушайте следующую загадку: Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель В гости к нам пришел… АПРЕЛЬ. Дети отгадывают. Почему вы думаете, что это апрель? Что значит: «Яростно река ревет и разламывает лед?», « В небе жаворонка трель?» Ответы детей. Воспитатель. Правильно. Молодцы дети. Заяц . Ребятки, я так рад, что к вам пришел! Я с удовольствием подарю вам то, что принес! Вы такие молодцы, так старались, правильно отвечали на вопросы! Мне очень понравилось! (Заяц-Храбрец дарит картину «Весна в лесу») . Воспитатель и дети благодарят Храбреца и предлагают ему присоединиться к ним для продолжения занятия. Основная часть Воспитатель выставляет картину «Весна в лесу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы: 1.Какое время года изображено на этой картине? 2.Как вы догадались, что это весна? 3.Где происходят события? 4. Что происходит на ближнем плане? 5. Что происходит вдалеке? 6.Как можно назвать эту картину? Ответы детей. Воспитатель. Молодцы ребятки! Заяц. Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Заяц весной меняет свою белую шубку на серую, потому что … /ему в лесу от хищников прятаться легче/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. Ежи после зимней спячки много едят, потому что…/они очень голодные, им нужно набираться сил/. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/. Проснулись медведи, потому что…/ им нужно воспитывать и кормить медвежат/. Проводится физкультминутка. (Автор Шадалиева Э.Р.) Дети выполняют соответствующие движения. Нужно нам всем дружно встать, Мы весну идем встречать. Все надели сапоги, В лес весенний мы пошли. Вот нам мишка помахал, А вот зайка поскакал. Ручеек дрожит, журчит, За весной быстрей бежит. Соловьи из гнезд запели, Мы послушать все присели. «Приходите к нам сюда, Будем рады мы всегда!» Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам составить рассказ по этой картине. Используйте в нем те словосочетания, которые вы только что говорили о весне в лесу, и его обитателях. Помогите мне вспомнить их и четко произнесите (тает снег, прилетели птицы, поет соловей, медведь зевает, проснулся ежик, первые подснежники, испуганный заяц, зеленеет травка, течет ручеек). Подумайте, как вы начнете свой рассказ, как продолжите и чем закончите. Не забудьте придумать к своему рассказу название. Предлагаю составить коллективный рассказ. Воспитатель вызывает троих детей, предлагает им договориться: кто будет начинать, продолжать и заканчивать. После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя. При этом отмечается содержание рассказа, ее форма и концовка. Вопросы: Понравился ли вам рассказ? Чем? Интересный ли получился рассказ? Какие предложения в этом рассказе понравились? Как начинался и чем закончился рассказ? Дети отвечают. После высказываний детей воспитатель подводит итог (рассказ интересный, полный, законченный). Дети отмечали все происходящие действия изображенные на картине, как на переднем плане, так и на заднем. Упражнение «Отгадай и присядь» Заяц. Ребята, я очень люблю играть, прыгать, бегать, приседать. Дети, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Хотите со мной поиграть? Дети. Да. / Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. / Заключительная часть. Анализ занятия: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Ответы детей. Воспитатель. Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят за интересный рассказ о весне и ее обитателях. А теперь, поблагодарим нашего гостя Храбреца и угостим его морковкой. Заяц. Спасибо большое и за интересные рассказы, игры и морковку, я это все люблю! А можно я к вам еще приду в гости!? Дети . Мы всегда рады! Заяц . Спасибо и до новых встреч!

татьяна сивохина

ткрытое занятие в подготовительной группе

Составление описательного рассказа по картине И . И. Левитана «Весна . Большая вода»

(подготовительная группа )

Цель :

Обучение детей описывать пейзажную картину ;

Задачи :

1. Учить детей понимать замысел картины , видеть особенности композиции и цветового фона.

2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа .

5. Развивать интерес к пейзажной живописи , помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

6. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа : наблюдения за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций о весне ; чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок о весне ; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «подснежник» из цикла «времена года» , произведения композитора Н. А. Римского- Корсакова, Вивальди.

Оборудование :

портрет И. И Левитана , репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода» ; схемы-карточки .

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (весна )

А скажите мне за что вы любите это время года (ответы детей)

(Опрашиваю несколько детей)

Да, мы все очень ждали прихода весны . Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне , какая она?

(долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Сообщение темы занятия

А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.

(зачитываю четверостишие)

Полюбуйся : весна наступает ,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят …

Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины .

С весенними пейзажами мы познакомились на занятии , когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня вы станете настоящими искусствоведами, будете описывать замечательный весенний пейзаж.

(перед детьми выставляется мольберт с репродукциями картины И . И. Левитана и его портрет .)

3. Беседа по картине

(Выставляется репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода.» )

Вспомните, как называется эта картина ? Кто её написал?

(И. И. Левитан «Весна . Большая вода» )

По каким признакам мы видим, что это весна (ответы детей : много воды, листья ещё не распустились на деревьях, ясно светит солнце, и. т д.)

Как называется явление природы, которое изобразил художник. (ответ детей : половодье, разлив, потоп, когда много воды вокруг)

Это явление называется половодьем, повторите пожалуйста, все вместе- половодье.

Слово половодье произошло от слова – полная вода- значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, и привольно и бескрайне разлилась вода так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.

Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (дети : прозрачная, спокойная, обильная, холодная)

Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину (Ответы детей : в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)

А что вы можете сказать о деревьях? (в чистом зеркале воды отражаются деревья, в воде стоят тонкие, стройные, извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)

Ребята, а почему вода кажется голубого цвета? (дети : небо отражается в воде)

А что можно сказать о небе? (оно голубое, по нему плывут белые облака)

А что изображено на переднем плане картины ? (изогнутый берег, пес чанный берег, маленькая лодка)

А что вы можете сказать о лодке? как она там оказалась (дети : деревянная лодка стоит у согретого позолоченного солнцем берега. Наверное, на ней приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры , людям нужна лодка чтобы добраться до домиков или амбара)

Глядя на это произведение, можем ли мы сказать в какой день художник рисовал картину : в солнечный или ненастный (ответ детей)

Как вы узнали,что день ясный? (ответы детей)

А что изобразил художник на дальнем плане картины ? (вдали видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)

Посмотрите на картину и скажите , какими красками пользовался художник, рисуя эту картину ? (ответы детей : неяркими, размытыми, оттенками синего и жёлтого цвета)

Что вы чувствуете, глядя на эту картину ? (Радостные чувства : наступила весна , светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

А как бы вы назвали эту картину ? (ответы детей)

4. Вхождение в картину . (Включить тихо музыку композитора Вивальди «весна » )

А сейчас я приглашаю вас в увлекательное путешествие по картине .

Ребята, закройте пожалуйста глаза и представьте, что мы находимся на том месте, которое изображено на картине .

Все хорошо представили, что мы находимся на том замечательном месте в картине ? (ответы детей)

1.-Тогда скажите мне пожалуйста, что вам захотелось сделать здесь и сейчас?

(Называя ребенка по имени спрашиваю ответ)

(побродить по берегу, покататься на лодке,ловить рыбу….)

2. Походите по берегу и прикоснитесь ко всему, что вас заинтересовало,

Постарайтесь ощутить разные предметы. Какие ощущения вы испытываете? (называю ребёнка по имени и говорю : к чему ты прикоснулся, что почувствовал) (Согретый позолоченный солнцем берег. Холодный, влажный, сырой песок. Деревянная тяжёлая лодка, шершавые корявые деревья. Дома в воде. Вода прозрачная холодная. Солнце греет, припекает. В тени холодно. Деревья холодные шершавые)

3.-Посмотрите вокруг может быть можно что- то попробовать на вкус, есть ли что- либо съедобное (если все дети молчат, обратить внимание на берёзу)

Посмотрите ребята, со ствола берёзки текут капельки, протяните ладошку и поймайте эти струящиеся капельки, это берёзовый сок, попробуйте какой он вкусный и свежий. (воду пробовать не хочется, потому что это растаял снег, а он грязный)

4. А сейчас вдохните глубоко почувствуйте запах который окружает вас, какие запахи вы чувствуете здесь? (ответы детей : свежести, сырости, влаги, сосновой смолы)

5. А сейчас я предлагаю вам послушать, какие звуки вы слышите здесь? (звук вёсел, шум волны, щебет птиц, скрип деревьев, звук капели)

Ребята наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в детский сад, а сейчас открываем глаза .

5. Составления плана рассказа в виде картинно графического плана .

Ребята давайте составим план , который поможет вам составить рассказы . (Выставляю картинки – пункты плана ) :

2. Место действия

3. Время действия

5. Композиция картины

6. Цветовая палитра

7. Настроение картины

6. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)

б) индивидуально

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна . Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная , потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

7. самооценка

Ребята, чей рассказ вам понравился ? И почему?

8. Оценка рассказов детей . (По ходу)

Воспитатель оценивает рассказы детей .

Ваши рассказы получились полными , последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения , подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .

9. Итог занятия

Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?

(Бережно. Защищать и охранять все живое.)

Давайте любить природу, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан .

МБДОУ детский сад №3 «Аленушка».

Занятие по развитию речи.

Тема: Составление описательного рассказа по

картине «Весна пришла».

Подготовила воспитатель:

Станица Егорлыкская.

Программное содержание: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия природы; учить внимательно рассматривать картину; составлять описательный рассказ; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: объявление, маршрутный лист, мольберт, схемы предложения (из 2-х слов, из 3-х слов, из 4-х слов), картина, кассета с классической музыкой и с записью «карканья» вороны, магнитофон, опорные схемы, корзина с разрезными картинками и подснежниками, пригласительные.

Ход занятия:

- (Заходим в группу, здороваемся. Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотят посмотреть как мы с вами готовимся к школе.) Давайте встанем в круг, настроимся на занятие и вспомним слова, которые мы с вами берем для получения знаний.. Игра «Ладошки» (передаем слова друг другу из рук в руки: память, внимание, слух, ум, сообразительность, наблюдательность, терпение, усидчивость, смелость, смекалку).

Молодцы, ребята! (Раздается карканье вороны. Ребята, что-то у нас в группе шумно, может у нас окно не закрыто, давайте посмотрим. (Подходим к окну. На окне лежит сверток. Что это? Давайте посмотрим. Раскрываю свиток и читаю объявление.)

Объявление.

Внимание! Внимание! Скоро состоится в.....ий бал. Приглашаются ребята, которые много знают о в…е, в…..их признаках.

Для проверки знаний используйте маршрутный лист.

(Посмотрите, здесь есть непонятные слова, напоминает кроссворд. Хотите узнать

что это за слова? Тогда рассаживайтесь по местам. Вывешиваю слова, разгадываем их. Читаю полностью объявление.)

Наверно это и есть маршрутный лист. Вы готовы к проверке знаний? Тогда давайте посмотрим первое задание «Стихи о весне».

Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты

слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?

(Дети читают стихи.)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

Какие слова вам подсказали приход весны?

Ребята, какие слова, словосочетания о весне вам понравились? (Дети называют.)

Молодцы, вы были очень внимательны и запомнили красивые слова о весне.

Переходим ко второму заданию. (Открываю задание.) Что это за схемы?

Дети: Схемы предложения.

Придумайте предложения о весне из 2-х слов. (Дети называют.)

Придумайте предложения из 3-х слов.

Умницы, сколько прекрасных предложений вы придумали.

Давайте узнаем следующее задание. Это задание музыкальное. Сейчас мы прослушаем отрывок музыкального произведения, попробуйте услышать как музыка рассказывает о весне. (Слушаем.)

Что весеннего вы представили?

Дети: Светит яркое солнышко. Звенит капель. Раздается пение птиц. Пробивается зеленая травка. Распускаются цветы. На деревьях набухают почки. Медведь бродит в поисках пищи. Просыпается вся природа. И т. д.)

Молодцы. Я тоже услышала пробуждение природы после зимы. Светит лучистое солнышко, тает снежок, появляются проталинки. Журчат весенние ручейки, звенит капель. Представила как пробивается молоденькая травка, распускаются подснежники. Раздаются веселые трели птиц. Все радуются приходу весны.

А в следующем задании мы с вами попробуем превратиться в первые весенние цветы – подснежники. (Игра-имитация «Подснежник» под музыкальное сопровождение.)

Обратите внимание на маршрутный лист. Задание: «Назвать весенние слова».

(Становимся в круг: У друга теплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Передай другу весеннее слово: подснежник, капель, проталинки, ручейки, зеленая травка, теплый ветерок, голубое небо, мать-и-мачеха, почки, молодые листочки, муравьи, грачи, веселые зайчата, тюльпаны, и др.

Молодцы, сколько весенних слов вы вспомнили. А сейчас внимательно посмотрите на картину и назовите какие признаки весны на ней изображены?

Дети: видны проталинки; распустились подснежники; на деревьях набухают почки; распускаются зеленые листочки; птички вьют гнезда; медведь бродит в поисках пищи; зайчики поменяли шубку; цветет верба; светит яркое солнышко на чистом небе; дети одеты легко, по-весеннему; текут ручьи.

Молодцы! Мы с вами увидели как красиво о весне рассказали поэты, композитор, художник. А как мы с вами можем рассказать о весне? (Давайте посмотрим на маршрутный лист. Осталось последнее задание «Составить рассказ о весне по опорным схемам.»)

Еще раз посмотрите внимательно на картину, что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Кто еще изображен на заднем плане? Во что одеты дети? Как зовут мальчиков? Чем они занимаются?

Кто желает рассказать о весне по картине с опорой на схемы? (Заслушиваем 2-3 рассказа.)

Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Все задания маршрутного листа мы выполнили. Давайте вспомним, что мы с вами делали? (Дети рассказывают, какие задания они выполняли).

(Раздается карканье вороны. Что же это такое? Даже при закрытом окне слышен крик ворон? (Подхожу к окну.) Ребята, посмотрите, что это за корзина? А это ваше домашнее задание: вы должны дома с родителями сложить картинку, составить по ней рассказ, записать его на бумаге и принести его на бал вместе с пригласительным билетом. (Раздаю конверты с картинками, подснежники и пригласительные. Дети уходят.)

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство