Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха. Особенности обучения глухих и слабослышащих детей. Вопросы и практические задания

Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха. Особенности обучения глухих и слабослышащих детей. Вопросы и практические задания

01.07.2020

В соответствии с Законом №181-ФЗ органом, ответственным за разработку ИПР, являются федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), структуры, сформированные на базе прежних врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы функционируют на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 «О Порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Именно эти учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ, и, как правило, располагающиеся в районных поликлиниках, должны разрабатывать ИПР всем лицам, признанным в установленном законом порядке инвалидами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. И делается это в автоматическом порядке при первичном и очередном освидетельствовании в бюро МСЭ. По большому счету, инвалид не обязан подавать заявление о разработке ему ИПР в бюро МСЭ.

В соответствии с совместным Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 6 июля 2005 г. №229 и Приказом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» от 29 июня 2005 г. №14 «Об утверждении инструкции и формы документов по разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида в Самарской области» ИПР по любому разделу разрабатывается сроком на 1 год независимо от группы и причины инвалидности. Круг вопросов, регулируемых данным документом, выходит за пределы, очерченные его названием, в частности, в нем прописывается порядок обращения в бюро МСЭ за составлением ИПР, какие документы необходимо представить. Поэтому имеет смысл ознакомиться с ним поближе.

Как уже было сказано выше, разработка ИПР при первичном и повторном освидетельствовании – обязанность бюро МСЭ. Однако на практике нередки случаи, когда необходимо обращаться в бюро МСЭ самостоятельно. Примерная форма заявления в бюро МСЭ приведена в приложении №1. Содержательная часть заявления будет варьироваться в зависимости от того, в чем суть Ваших требований (хотите ли Вы дополнить ИПР или жалуетесь на невыполнение специалистами бюро МСЭ обязанности по оформлению ИПР при освидетельствовании).

Если Вы обращаетесь в бюро МСЭ самостоятельно, Вам необходимо знать следующее.

Если Вы имеете группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, и с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо оформить справку КЭК лечебно-профилактического учреждения, к которому Вы прикреплены, т. е. предварительно Вам нужно сходить в районную поликлинику за получением такой справки.

Если Вы нуждаетесь в том или ином техническом средстве реабилитации, то опять набор документов, представляемых в бюро МСЭ, будет зависеть от того, имеете ли Вы группу инвалидности со сроком переосвидетельствования или же инвалидность Вам установлена бессрочно. В первом случае для разработки ИПР на техническое средство реабилитации будет достаточно письменного заявления от Вас (или Вашего законного представителя). В последнем случае при условии, что с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, ИПР на техническое средство реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя) и справки КЭК лечебно-профилактического учреждения.

ИПР по разделу профессиональной реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида и данных последнего освидетельствования при условии, что с момента последнего освидетельствования прошло не более 3-х месяцев.

Если с момента последнего освидетельствования прошло более 3-х месяцев, то для разработки ИПР инвалид должен представить в бюро МСЭ следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида (или его законного представителя).

Инвалидам, имеющим группу инвалидности со сроком переосвидетельствования, разработка ИПР по разделу медицинской реабилитации осуществляется на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя). К заявлению также должно прилагаться направление из поликлиники, в котором указывается нуждаемость инвалида в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Инвалидам, имеющим группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования и с момента последнего освидетельствования у которых прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо представить следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида или его законного представителя.

2. Справка КЭК лечебно-профилактического учреждения с указанием нуждаемости в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Для разработки ИПР с целью проведения реконструктивных операций, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить заключение специалиста профильного стационара о нуждаемости инвалида в том или ином виде оперативного лечения.

При нуждаемости в слухо- или глазопротезировании, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить в бюро МСЭ заключение специалиста профильного центра.

Мероприятия по разделу психолого-педагогическая реабилитация (детям в возрасте до 18 лет) включаются в ИПР на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При формировании ИПР проводится всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается справкой лечащего врача из районной поликлиники или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

При необходимости в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеют право участвовать в разработке ИПР. Сформированная карта ИПР подписывается руководителем бюро МСЭ и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю).

Существует несколько способов направления гражданина в бюро МСЭ на освидетельствование и составление ИПР. Самый распространенный способ, когда районная поликлиника направляет человека на медико-социальную экспертизу, был подробно описан выше. Другие порядки направления встречаются на практике крайне редко, поэтому скажем о них кратко.

Постановление Правительства «О порядке и условиях признания лица инвалидом» предусматривает возможность направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Вместе с тем, хотелось бы отдельно остановиться на вопросе отказа родителей от составления их детям-инвалидам ИПР, на том, какие последствия такой отказ может повлечь в юридическом плане. Сразу предостерегаем Вас от смешения отказа с несогласием родителей с содержанием карты ИПР.

В соответствии с Семейным кодексом РФ «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей... При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию... Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, несут ответственность в установленном законом порядке».

Здесь идет речь об ответственности, предусмотренной законом. Типичной ответственностью в этом смысле является лишение родительских прав: «Родители могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей…». Уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось. При этом в зависимости от возраста и состояния ребенка в каждом конкретном случае становятся губительными вполне определенные действия (бездействие) родителя. Понятно, что отказ родителей от составления их ребенку-инвалиду ИПР вообще может быть квалифицирован в качестве такого действия, и следовательно, вменен родителям как уклонение от выполнения родительских обязанностей обеспечить ребенку-инвалиду полноценную реабилитацию.

Утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис .

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА :

1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.

Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;

2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

Это – существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях. Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при включении их в ИПРА. Изменения ИПРА , касающиеся антропометрических данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о новых реабилитационных мероприятиях или ТСР , то необходимо новое направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной экспертизы ;

3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное последствие такого отказа, указанное в Порядке, – бюро МСЭ не обязано в этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для ее реализации. Другие последствия – под вопросом: остается ли ИПРА действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в любом случае – собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, – поскольку ИПРА для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку, исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему гражданина – поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она «пустая» – отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно рекомендуем обжаловать «пустые» ИПРА , иначе ситуация с их разработкой не изменится.

4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА , указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю , указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.

По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА , содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.

К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество - заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…

5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель . Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.

Отметим также нововведения в формах ИПРА.

1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными . Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.

2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни . Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.

Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:

1) к сожалению, традиционный для российского законодательства подход «может сам – или не может сам» – не отвечает современным требованиям к помощи гражданам с инвалидностью . Градация заключения в соответствии с этими требованиями должна иметь по крайней мере такие же ступени, как и заключения о выраженности ограничений категорий жизнедеятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В пункте 21 форм ИПРА имеется табличка, в которой должна указываться одна из ТРЕХ степеней ограничения способности к самообслуживанию – в соответствии с указанным актом . Как вариант заключение о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни могло бы также иметь 3 вывода: возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц и невозможность того и другого (нуждаемость в постоянной помощи). Пока остается только надеяться на то, что бюро МСЭ будут тщательно исследовать способности и возможности гражданина и не будут давать заключение о невозможности ведения самостоятельного образа жизни, если при регулярной частичной помощи со стороны социальных служб, родных и близких (т.е. не полностью самостоятельно) он сможет жить в собственной квартире;

2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства . Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;

3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.

3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений , занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.

4. Сокращен раздел , посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом . Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.

5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров , препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.

7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию» , в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения , если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.

8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования , что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.

9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей : раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида . Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ .

Это очень неоднозначное новшество. Само по себе заявление не является заявлением о распоряжении средствами , которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по факту приобретения соответствующих товаров и услуг (Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 № 380). Получается, что это, скорее, заявление о намерении: гражданин не против возможности использовать средства материнского капитала на эти цели в будущем. Такое заявление не обязывает родителей потом это делать, они могут передумать без извещения кого бы то ни было. Вместе с тем, заполнение этого раздела в дальнейшем обязывает бюро МСЭ послать выписку из ИПРА в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств материнского капитала, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения – в части выполнения мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.

Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.

10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:

– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.

Какая информация содержится в индивидуальной программе реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается медицинской комиссией в бюро МСЭ. Собственно, это и есть результат работы этой самой комиссии. Если человека признали инвалидом – значит должна быть составлена эта карта.

Какую информацию содержит документ:

  1. Анкетные данные инвалида – его полное имя, дату рождения, возраст и пол. В карте галочкой отмечается наличие российского гражданства и подробный адрес (если человек не имеет определенного места жительства это тоже отмечается), контактный телефон;
  2. Часть раздела ИПР посвящена полной информации об учреждении, которое направило человека на комиссию;
  3. В ИПР указывается профессия и стаж работы инвалида, его квалификации на момент освидетельствования, состоит или нет на учете в центре занятости;
  4. Далее идут сведения о присвоенной в результате экспертизы группе, причинах инвалидности и дата ее установления, впервые или нет разработана карта, степени ограничения к разным сферам жизнедеятельности;
  5. Большая часть карты посвящена подробному описанию реабилитирующих мероприятий, включающих профобразование, необходимость в реконструктивной хирургии и протезировании, санаторно-курортном лечении;

Важно! В карте инвалид ставит свое согласие на содействие в поисках подходящей для него работы.

  1. Медкомиссия в индивидуальной программе реабилитации размещает заключение о стойкости нарушения функций в результате заболевания или травмы и рекомендует мероприятия по социальной и медицинской реабилитации. В таблице, содержащей рекомендации, указано, кто должен исполнить эти конкретные пункты. Особенно важен раздел, посвященный техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям.

Карта должна быть разработана комиссией в 30дневный срок с момента установления инвалидности. Чтобы ее разработали, нужно подать соответствующее заявление в МСЭ. Лучше написать его в двух экземплярах и на втором потребовать поставить отметку о принятии. Так вы получите хоть какую-то гарантию, что процедура не затянется надолго.

Что дает индивидуальная программа реабилитации инвалиду?

Эта карта – необходимый документ буквально в всех инстанциях. Если ребенок-инвалид поступает по квоте в высшее учебное заведение – нужно предъявить ИПР, если человек становится на учет в центре занятости – тоже. Карту спросят в фонде социального страхования для оформления путевки в санаторий и заявки на бесплатные средства реабилитации. Одним словом, без нее просто никуда.

Важно! Сведения о необходимых средствах реабилитации вносятся в карту в соответствии с федеральным перечнем. Если вы реально нуждаетесь, к примеру, в специализированной кровати, вам могут ее не вписать, так как она не входит в перечень, но если вы будете настаивать, кровать внесут, а в графе «Исполнитель» проставят «самостоятельно». Зачем это нужно? Если вы будете обращаться в благотворительные организации или, к примеру, в профсоюз, вы сможете аргументировать свою просьбу о помощи, подтверждая ее наличием необходимого ТСР в карте.

Скорее всего, в комиссии МСЭ вам предложат типовой бланк заявления, в который нельзя вписать никаких дополнительных, но очень важных для вас пожеланий. В этом случае в конце заявления припишите требование о рекомендация в приложении и сделайте лист приложения, в который запишите все ваши нужды. Требования по внесении рекомендаций в карту следует подтвердить заключениями специалистов. Карту разрабатывают на год, но вы можете потребовать ее нового выпуска и раньше, для этого придется снова пройти всю комиссию. Рекомендации по прохождению комиссии МСЭ мы описывали с в статье « « .

Совет! Некоторые МСЭ идут на серьезные нарушения, предлагая инвалидам (в основном представителям несовершеннолетних инвалидов) отказаться от разработки ИПР. Ни в коем случае не соглашайтесь!

Что делать, если вас не устраивает составленная индивидуальная программа реабилитации?

В каждом разделе карты при ее получении вы должны расписаться. Это подтверждает, что вы согласны с ее содержимым. Не торопитесь. Внимательно прочитайте содержимое раздела и в случае несогласия так и на пишите: не согласен и укажите причину. После вы сможете обжаловать решение местной комиссии в региональном бюро. Если там признают ваши требования законными, вы дадут новую карту. Если и там не найдете понимания – обращайтесь в федеральное МСЭ и суд.

Подробнее, как обжаловать решение МСЭ прочитайте по этой .

Для исполнителей, указанных в ИПР, ее содержимое – руководство к обязательным действиям, но инвалид сам может отказаться от рекомендаций МСЭ. Все услуги носят заявительный характер, так что если вы не обратитесь за их получением – то и не получите.

Обратите внимание, что исполнители реабилитационных мероприятий – не конкретные организации, а их тип – то есть фонд социального страхования (а не конкретный филиал), органы социальной защиты и так далее. Если конкретная организация по месту жительства отказывается от выполнения назначений ИПР – требуйте от них письменный отказ и идите в суд.

Что делать, если вас не устраивают средства реабилитации, бесплатно предоставленные по ИПР?

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в большинстве регионов осуществляется фондом социального страхования. В некоторых – органами социальной защиты. Закупки ТСР и ПОИ осуществляются через систему государственных контрактов и торги. Очень часто качество изделий, поставляемых бесплатно, не устраивает инвалидов. Это и понятно: когда ведется поиск самых дешевых изделий, ничего хорошего ждать не приходится. Есть две альтернативы:

Первая – аргументированно требовать именно то изделие, которое вас устраивает, писать жалобы во все инстанции от вышестоящего начальства до прокуратуры. Практика показывает, что в большинстве случаев инвалид выигрывает и ФСС заключает под него индивидуальный контракт.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Порядок исполнения рекомендаций ИПР пока нельзя назвать полностью отработанным. Существует много нюансов и расхождений, которые выматывают нервы и силы. Не сдавайтесь и держите все под контролем. Заранее ознакомьтесь с перечнем возможных реабилитационных услуг, проконсультируйтесь и получите заключение от лечащего врача о необходимых вам изделиях. Поверьте, очень многие люди, упустившие этот момент, выходят из МСЭ с пустыми картами, а потом хватаются за голову. В ваших интересах вписать в индивидуальную программу все, что только можно, а потом уже вы сами решите, что из рекомендованного стоит получать.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство