Справка самооценка психических состояний по айзенку. Самооценка психических состояний личности: методы и тесты. Методики диагностики психического состояния

Справка самооценка психических состояний по айзенку. Самооценка психических состояний личности: методы и тесты. Методики диагностики психического состояния

01.07.2020

Человек понимает свою ценность для других людей. А также способен оценить свои недостатки, достоинства, чувства и эмоции. Все эти проявления сознательности носят название — самооценка психических состояний личности — о которой пойдет речь далее.

Люди могут отличаться отношением к самому себе. Одни из них способны проводить публичные выступления, а другие стесняются общаться с продавцами в магазине. В чем причина различий? Существует единый термин в , описывающий все подобные типы поведения — самооценка. Данное понятие, отражающее личностную характеристику, применяется психологами, врачами, педагогами. А также обычными людьми в быту. По определению это собственное представление человека о своей важности.

Самооценка психических состояний

Самооценка формируется у человека еще в детстве. Для этого необходимо наличие самосознания, которое образуется до достижения 3 лет. При взрослении появляется способность осознавать себя по элементарным характеристикам. А также анализировать окружающих. При этом можно обнаружить первые признаки наличия самооценки. Но формируется она весьма долго и всю жизнь проявляет динамику изменений. О том, как формируется личность читайте в статье.

В результате изучения были выработаны методы расчета параметров этого понятия и выделены разновидности :

  • низкая, с неуверенностью в себе;
  • адекватная, с поведением, соответствующим ситуации.
  • , при которой идеализируют себя.

Для исследования видов самооценки выработаны психологические инструменты. Это следующие методики:

  • Айзенка;
  • Дембо-Рубинштейн;
  • Будасси для концепции «Я».

Рассмотрим первый способ самооценки психических состояний.

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

По Айзенку предлагается ряд утверждений, описывающих состояния. Используя лист самооценки, человек проставляет 2 балла, если ему часто присуще подобное, 1 балл — редко и 0 баллов, если указанного состояния у него не бывает. Для примера, это следующие строки с утверждениями:

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Соответствующее норме отношение к себе весьма важно, иначе у человека возникнут трудности в деятельности, при общении с окружающими и родственниками. Исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна заключается в нанесении меток на шкалы. Для испытаний предоставляется бланк с заданием — лист самооценки.

Важно! Сейчас применяется не классический способ, а модификация психолога А. М. Прихожан. В ее версии исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна проводится с увеличением числа шкал от 4 до 7. А также с некоторым изменением категорий «уверенность в себе», «счастье».

Каждый может проверить себя, для чего применяется шкала самооценки. На одном ее конце низкие баллы, а на другом — наивысший (10). Требуется отметить чертой уровень того или иного . А крестом обозначают то число баллов, при котором наступает гордость или довольствие.

Категории тестирования по Демб и Рубинштейн

Для тестирования предоставляется 7 следующих категорий:

  • ум и способности;
  • характер;
  • авторитетность среди сверстников;
  • умение что-то делать;
  • уверенность в себе;
  • внешние данные.

Обновленная методология самооценки Дембо и Рубинштейна применяется для тестирования, при котором шкала самооценки «здоровье» имеет тренировочное назначение. При выводе результата она не берется в расчет. Ведь этот параметр не является личностным. Тест выполняют за 10 или 12 минут. Далее методика самооценки личности переходит к анализу полученных результатов.

Все шкалы изготавливаются по 100 мм, в результате чего баллы легко исчисляются в миллиметрах. По сути это методика самооценки и уровня притязаний, в которой первый показатель замеряют от 0 до «-«, а второй — от 0 до «х». После этого вычисляют расстояние между чертой и крестом. Если притязания ниже самооценки, результат отмечают отрицательным числом.

Результаты тестирования по Дембо и Рубинштейн

Подсчитав баллы, определяют искомую характеристику.

  • Сумма очков по притязаниям должна быть от 75 до 89, если человека можно считать адекватным, реалистично относящимся к своим возможностям.
  • Отсутствие самокритичности наблюдается при 90 или 100 баллах.
  • При результате ниже 60 личность не может развиваться, у нее нет стремлений.

Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.

Нахождение количественного выражения уровня самооценки по Будасси

Самооценка подлежит измерению. Для этого разработана методика Будасси. Основа — способ ранжирования, при котором предлагается 48 слов о свойствах личности. Используя лист самооценки, испытуемый выбирает 20 для характеристики идеального человека (эталона). Могут быть выбраны плохие качества: эгоизм, грубость. Далее методика Будасси предполагает построение эталонного ряда в протоколе (он же — лист самооценки). Сначала располагают важные и хорошие свойства, а в конце — плохие и нежелательные.

Также необходимо построить ряд из свойств, которые присущи испытуемому. Наиболее ярко выраженной его характеристике присваивают 20-ый ранг, а наименее — 1-ый. Лист самооценки (протокол), включающий идеальное и реальное «Я», обрабатывается с целью выявления связи между ними. Применяется коэффициент ранговой корреляции. Сначала определяют разность двух рядов по каждой черте характера. Полученные числа возводят в квадрат, суммируются. Значение суммы записывается в формулу r = l — 0,00075 x Σ d2.

Число r — коэффициент со значением от -1 до + 1, характеризующий самооценку.

  • Если он от — 0,37 до + 0,37, между реальностью и идеалом слабая связь, что указывает на нечеткое представление о реальном и эталонном «Я».
  • При коэффициенте до +1 проявляется адекватная оценка себя.
  • При + 0,39 и до + 0,89 самооценка завышена.
  • После + 0,9 завышение чрезмерное.
  • От — 0,38 до — 1 заниженная самооценка.

Из чего состоит тест Шкала Занга для самооценки депрессии

Чтобы выявить различные симптомы угнетенных состояний сознания, применяется шкала Занга для самооценки депрессии. Тест проходят самостоятельно, в результате чего определяют тяжесть недуга. В исследовании 10 вопросов формулируются положительно и столько же — отрицательно. Отвечают одним из 4 слов:

  • редко;
  • иногда;
  • часто;
  • почти постоянно.

Ответам даются от 1 до 4 баллов. После 10 минут, на протяжении которых заполняют лист самооценки, производят суммирование и выясняют уровень . Если число баллов от 20 до 49, состояние в норме. Остальные показатели — увеличивающаяся по мере повышения баллов тяжесть данного состояния.

Другие методики

  • Экспресс диагностика уровня самооценки личности , осуществляющаяся быстрым способом. По инструкции нужно отвечать на вопросы словами: часто (3 балла), очень часто (4 балла), редко (1 балл), иногда (2 балла). К примеру: часто ли друзья подбадривают? Или: имеется ли беспокойство относительно будущего? Заполняя лист самооценки опросника, следует сложить баллы.
  • Диагностика нравственной самооценки проводится по баллам: 4 при полном согласии с фразой, 3 — почти согласен, 2 — несколько согласен, 1 — не согласен. Лист самооценки заполняется написанием этой цифры против высказываний типа: «Зачастую я добрый». Диагностика нравственной самооценки применима к подросткам в школе.
  • Вербальная диагностика самооценки личности имеет целью помочь сделать вывод о том, что ему дальше делать с тем или иным отношением к себе. Аналогично предыдущему методу нужно отвечать на предложенные суждения одним из слов: «очень часто», «часто», «редко», «никогда». А также заполнять лист самооценки баллами, соответствующими каждому ответу.

Показатели оценивания — уровень и соответствие. Завышенный результат отражает положительное отношение к себе, а заниженный — негативное. Из литературы на эту тему рекомендуется «Шесть столпов самооценки » — книга, считающаяся классикой в . В ней рассматриваются аспекты данного понятия: насколько это важно, от чего зависит, как повысить уровень. Описывается 6 практик, которые помогут человеку утвердиться.

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь)

Диагностика предназначена для определения уровня следующих важных психических черт: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Тревожность: не тревожные 14

Допустимая тревожность 6

Очень тревожные 0

Фрустрация: высокая самооценка, устойчивы к неудачам 11

Фрустрация имеет место 9

Низкая самооценка, избегают неудач 0

Агрессивность: спокойны 13

Средний уровень 6

Агрессивны, невыдержаны 1

Ригидность: легкая переключаемость 12

Средний уровень 6

Высокая ригидность 2

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Ригидность – одна из важнейших черт личности, представляющая собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...

методика "Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков."

Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку....

Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений"

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей,...

Анализ результатов исследования

В проведенной среди подростков диагностической работе, направленной на выявление склонности к суицидальному поведению, детей группы риска, приняло участие 24 человека -- ученики 9 Б класса, МОУ "Средней общеобразовательной школы №107", из которых 15 девочек и 9 мальчиков. Один ребенок опекаемый, двое из неполных семей. Многие дети имеют систематические дисциплинарные замечания, нарушают школьный режим, не посещают занятия, имеют вредные привычки--курение и употребление алкогольных напитков, регулярно пропускают занятия. Успеваемость класса ниже среднего.

Дети дружны, у класса есть негласный принцип -"взаимовыручка", охотно участвуют в любой творческой деятельности: смотр строя и песни, КТД, КВН, субботники. В общем, заинтересованы во всем, кроме школьных занятий.

По результатам методики "Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона выяснилось, что у 82% учащихся преобладает низкий уровень ощущения одиночества у 15% детей - средний уровень и у 3% - высокий уровень ощущения одиночества.

Рис.1. Результаты методики "Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Результаты данной методики позволяют сделать выводы о том, что большинство подростков исследуемой группы не ощущают себя одинокими, самооценка детей адекватна.

Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности" выявил у 19% диагностируемых подростков высокий уровень тревожности, у 37% -средний и у 43% -низкий уровень тревожности.

Рис.2. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень тревожности

Высокий уровень агрессивности выявлен у 6%, средний у 50%, низкий уровень у 44% испытуемых.

Рис.3. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень агрессии

Высокий уровень фрустрации (устойчивость к неудачам) наблюдается у 69% учеников, средний уровень у 31%, низкий уровень (уход от трудностей) -0%.

Рис.4. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень фрустрации

Повышенный уровень ригидности у 13% опрошенных, средний уровень - 44%, низкий уровень - 43% учащихся.

Рис.5. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень ригидности

В результате проведенного теста Г.Айзенка можно сделать выводы о том, что у большинства подростков адекватное отношение к окружающему миру и к себе. Они не испытывают тревожности и не склонны к агрессии.

Подростки с повышенным уровнем тревожности застенчивы, робки. Тревожные подростки испытывают колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим. Чрезмерное же, выше среднего, развитие у личности агрессивных и враждебных качеств порождает конфликтность, озлобленность и может являться предрасполагающим фактором к совершению противоправных действий.

В рисуночном тесте "Ваши мысли о смерти" у 97% учеников преобладает высокий уровень осознания отношения к смерти. Они изобразили старуху с косой, четко прорисовав детали, это указывает на то, что подростки осознают, что жизнь так устроена, и все живые существа когда-нибудь умрут. У них здоровое отношение к вопросу смерти. У 3% учащихся -низкий уровень, они обратили свое внимание не на фигуру, а на ее фон. Фон ярко закрашен, прорисованы мелкие детали, сама фигура практически не тронута. Это говорит о том, что подростки думают о смерти, настроены пессимистично, размышляют о своей горькой участи и несправедливости жизни.

Рис.7. Результаты теста "Ваши суицидальные наклонности"

Данные, полученные в ходе диагностики обобщены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики.

"Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества"

Тест Г.Айзенка

Тревожность

Агрессия

Фрустрация

Ригиднось

"Ваши мысли о смерти"

1. Ксения А.

2. Галина П.

3. Дмитрий Б.

4. Евгений Р.

5. Ольга М.

6. Андрей Л.

7. Анатолий В.

8. Мария К.

9. Александра А.

10. Данил Ш.

11. Владислав С

12. Сергей Н.

13. Дмитрий

14. Алексей А.

15. Дарья Б.

16. Елена Х.

17. Максим Д.

18. Мария Ш.

19. Юлия Н.

20. Рита З.

21. Диана Р.

22. Юрий П.

23. Илья Д.

24. Олег М.

Таким образом, как показала диагностика, одного испытуемого можно отнести к группе риска. У Александры А. наблюдаются предпосылки к проявлению суицидального поведения: заниженная самооценка, проявляется повышенная тревожность и агрессия, Александра А. думает о смерти и всерьез представляет, что бы было, если бы ее не было. У большей части испытуемых вышеперечисленные показатели в норме.

Из всего вышесказанного следует, что необходима комплексная коррекционно-профилактическая работа с учениками школы по профилактике суицидального поведения подростков в групповых формах внеурочного взаимодействия.

Выходные данные сборника:

АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ДО 65 ЛЕТ

Коноплёв Николай Николаевич

магистрант, магистратура (практическая психология) Российского государственного социального университета (филиал в г. Минске), Республика Беларусь, г. Новополоцк

Курилович Марина Анатольевна

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске, Республика Беларусь, г. Новополоцк

ANALYSIS OF THE SELF-ASSESSMENT OF MENTAL CONDITIONS OF WORKING AND NON-WORKING PENSIONERS TO 65 YEARS

Nikolay Konoplev

undergraduate, MSC (applied psychology), Russian state social University (branch in Minsk), Belarus, Novopolotsk

Marina К ourilovich

candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology and

conflict branch RSSU in Minsk, Belarus, Novopolotsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена сравнительному анализу психических состояний у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет. В условиях социальной депривации неработающие пенсионеры склонны оценивать своё функциональное состояние менее позитивно. Перед ними стоит задача адаптироваться к новым условиям. Адаптация полагает постановку новых жизненных целей.

ABSTRACT

The article is devoted to comparative analysis of the mental conditions of working and non-working pensioners to 65 years. In conditions of social deprivation, pensioners tend to assess their functional state less positively. Their challenge is to adapt to new conditions. Adaptation believes a new life goals.

Ключевые слова: работающие и неработающие пенсионеры; психическое состояние.

Keywords: working and non-working pensioners; mental state.

Одним из характерных явлений современности является процесс старения общества, увеличение количества пожилых людей в общей численности населения, что требует проявления по отношению к ним, к их опыту и заслугам большого уважения и заботы. Проблема осмысленности жизни и жизнестойкости в пожилом возрасте недостаточно разработана.

Для изучения характеристик самооценка психических состояний у работающих и неработающих пенсионеров в рамках магистерской диссертации (2013-2014 гг.) в г. Новополоцке проводится исследование. Выборка случайная. Работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312); неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312). Для изучения самооценки психических состояний была выбрана психодиагностическая методика «Самооценка психических состояний» далее СПС (Ганс Юрген Айзенк). Результаты диагностики обработаны в IBM SPSS Statistics 20. Для выявления различий между изучаемыми признаками был проведён расчёт U-критерия Манна-Уитни.

С помощью теста методики СПС можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тревожность - индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Фрустрация - это психическое состояние, выраженное неуспехом в удовлетворении потребности, желания и может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Агрессивность - это не вызванное объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека, по отношению к людям и окружающему миру. Ригидность - это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное ригидности по значению свойство личности - пластичность .

Таблица 1.

Абсолютные и относительные величины по показателям СПС у работающих и неработающих пенсионеров

Переменные

Уровни

Пенсионеры

Всего

Работающие

Неработающие

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

Анализируя данные абсолютных и относительных величин по показателям СПС у работающих и неработающих пенсионеров (табл. 1), следует отметить следующее, по шкале «Тревожность» у работающих и неработающих пенсионеров по низкому, среднему и высокому уровню незначительное отличие. Преобладание низкого и среднего уровня позволяет утверждать, что работающие пенсионеры до 65 лет чувствуют себя комфортно и безопасно. По шкале «Фрустрация» так же не наблюдается существенных отличий по процентным показателям, отражающим уровни переживания неуспеха в удовлетворении потребностей, желаний. По шкале «Агрессивность» согласно показателям имеются существенные отличия. Низкий уровень у работающих пенсионеров (51,3 %), и соответственно у неработающих (35,6 %). Средний уровень работающие пенсионеры (45,2 %), неработающие (57,4 %). Высокий уровень работающие пенсионеры (3,5 %), неработающие (7,1 %). Таким образом, распределение процентных показателей по уровням позволяет говорить, что у неработающих пенсионеров увеличивается средний и высокий уровни агрессивности. Это можно объяснить тем, что агрессивность преподносится как образец мужества и силы, и выступает своеобразной формой психологической защиты от страха. Так же, возможно, это выражение внутренней неудовлетворённости собой, своим социальным положением, принятием себя, своей новой роли (аутоагрессия).

По переменной «Ригидность» отмечается снижение низкого уровня неработающие (27,6 %), работающие (34,6 %) и увеличение высокого уровня (у работающих - 4,2 %, у неработающих - 13,5 %). Это говорит о том, что у неработающих пенсионеров существует затруднённость в принятии своей новой социальной роли, требующей перестройки сознания к изменившейся ситуации, связанной с характером социальной среды. Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обуславливается взаимодействием личности с характером среды, включая степень сложности решения задач, связанных с социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью в период зрелости. Результаты статистического анализа выявили различия по переменным «Агрессивность» и «Ригидность» у работающих и неработающих пенсионеров. Более выраженное количественное преобладание по переменной «Агрессивность» имеют неработающие пенсионеры (U=59400,000. p < 0,001). Средний ранг работающие пенсионеры (278,12), неработающие (34,88). По переменной «Ригидность» получены следующие значения (U=54755,000. p < 0,007). Средний ранг работающие пенсионеры (293,00), неработающие (332,00). Таким образом, проведённые качественный и статистический анализы эмпирических данных, а также содержательная интерпретация результатов U-критерия Манна-Уитни позволяет заключить, что выдвинутая в ходе исследования гипотеза о различии самооценки психических состояний подтвердилась частично. Обобщая полученные результаты, необходимо сделать следующий вывод: неработающие пенсионеры более склонны к неспровоцированной враждебности по отношению к людям и окружающему миру, вызванной неудовлетворённой потребностью социальной значимости, наблюдается снижение способности адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. У неработающих пенсионеров возникают затруднения, связанные с перестройкой целей, задач, поведения в условиях новой социальной ситуации развития личности.

Усовершенствование своего внутреннего мира на основе образовательного процесса позволит в зрелом возрасте оформить сознание (картину мира) не в деструктивном смысле (доживание, донашивание, доедание), а в позитивном (долголетие, достаток, добролюбие). Предлагается по новому увидеть зрелый возраст, его возможности для развития личности в аспекте личностного самосовершенствования на основе познания себя, своей жизни.

Список литературы:

1.Психологическая диагностика личности. Практикум для студ-тов, обучающихся по специальности 030301.65 - психология / сост.: В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008. - 160 с.

Иногда спланировать и воплотить положительные изменения в своей жизни нам мешают не столько внешние обстоятельства, сколько наши внутренние проблемы – неуверенность, тревожность, боязнь поменять хоть что-то (вдруг не получится?), неготовность выйти из зоны комфорта, отношение к окружающему миру, как к театру военных действий. Готов ли ты идти вперед или не уверен, что в нынешнем состоянии сможешь принять верное решение? Оценить актуальное состояние тебе поможет эта методика.

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

Описание состояний (Айзенк)

  • 3) Мой сон беспокоен.
  • 4) Легко впадаю в уныние.
  • 5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  • 6) Меня пугают трудности.
  • 8) Меня легко убедить.
  • 9) Я мнительный.
  • 13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • 15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • 19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
    • 22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
    • 23) Меня легко рассердить.
    • 25) Хочу быть авторитетом для других.
    • 30) Я мстителен.
    • 34) Меня трудно переубедить.
    • 37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
    • 39) Неохотно иду на риск.
    • Обработка результатов

      Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

      I. 1. 10 вопрос — тревожность;

      II. 11. 20 вопрос — фрустрация;

      III. 21. 29 вопрос — агрессивность;

      IV. 31. 40 вопрос — ригидность.

      0. 7 баллов — не тревожны;

      8. 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

      15. 20 баллов — очень тревожный.

      0. 7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

      8. 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

      15. 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

      0. 7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

      8. 14 баллов — средний уровень агрессивности;

      15. 20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

      0. 7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,

      8. 14 баллов — средний уровень;

      15. 20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

      Самооценка психических состояний

      Инструкция : Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

      I
    1. Не чувствую в себе уверенности
    2. Часто из-за пустяков краснею
    3. Мой сон беспокоен
    4. Легко впадаю в уныние
    5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
    6. Меня пугают трудности
    7. Люблю копаться в своих недостатках
    8. Меня легко убедить
    9. Я мнительный
    10. Я с трудом переношу время ожидания
  • Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход
  • Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
  • При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  • Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • Я чувствую растерянность перед трудностями.
  • В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  • Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  • Оставляю за собой последнее слово.
  • Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • Меня легко рассердить.
  • Люблю делать замечания другим.
  • Хочу быть авторитетом для других.
  • Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  • Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • Я мстителен.
  • Мне трудно менять привычки.
  • Нелегко переключать внимание.
  • Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • Меня трудно переубедить.
  • Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  • Нелегко сближаюсь с людьми.
  • Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  • Нередко я проявляю упрямство.
  • Неохотно иду на риск.
  • Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
  • Обработка результатов Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов: 1. 10 вопрос — тревожность; 11. 20 вопрос — фрустрация; 21. 29 вопрос — агрессивность; 31. 40 вопрос — ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов

    0-7 баллов — не тревожны;

    15-20 баллов — очень тревожный.

    0-7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

    8-14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

    0-7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

    8-14 баллов — средний уровень агрессивности;

    15-20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

    0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,

    8-14 баллов — средний уровень;

    15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

    / Длякурсовых2курсаз / Айзенк -тревожность

    ТЕСТ «САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ» (ПО АЙЗЕНКУ)

    Предлагаем вам описание различных психических со­стояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставит­ся I балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

    1) Не чувствую в себе уверенности.

    2) Часто из-за пустяков краснею.

    3) Мой сон беспокоен.

    4) Легко впадаю в уныние.

    5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприят­ностях.

    6) Меня пугают трудности.

    7) Люблю копаться в своих недостатках.

    8) Меня легко убедить.

    10) Я с трудом переношу время ожидания.

    11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

    12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

    13) При больших неприятностях я склонен без доста­точных оснований винить себя.

    14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

    15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплод­ной.

    16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

    17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

    18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

    19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по детски, хочу чтобы пожалели.

    20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

    21) Оставляю за собой последнее слово.

    22) Нередко в разговора перебиваю собеседника.

    23) Меня легко рассердить.

    24) Люблю делать замечания другим.

    26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

    27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

    28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

    29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

    31) Мне трудно менять привычки.

    32) Нелегко переключать внимание.

    33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

    34) Меня трудно переубедить.

    35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

    36) Нелегко сближаюсь с людьми.

    37) Меня расстраивают даже незначительные наруше­ния плана.

    38) Нередко я проявляю упрямство.

    39) Неохотно иду на риск.

    40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

    1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопро­сов:

    I. 1. 10 вопрос - тревожность;

    II. 11. 20 вопрос - фрустрация;

    III. 21. 29 вопрос - агрессивность;

    IV. 31. 40 вопрос - ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов:

    О. 7 - не тревожны.

    8. 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня.

    15. 20 баллов - очень тревожные.

    О. 7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь труднос­тей;

    8. 14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;

    15. 20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

    О. 7 баллов - вы спокойны, вы­держаны;

    8. 14 баллов - средний уровень агрессивности;

    5. 20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть труд­ности при общении и работе с людьми.

    О. 7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,

    8. 14 баллов - средний уровень;

    15. 20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходят­ся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

    Самооценка психический состояний айзенк

    Исследование проводилось на студентах СПбИПиА. Студенты были приглашены с разных курсов, разных возрастов и с разных отделений. Приглашены они были с помощью объявления на доске и в интернете.

    Задача стоила пригласить самых разных студентов, чтобы с уверенностью говорить о том, что этот тренинг подходит всем студентам СПбИПиА

    Было взято 2 группы: тестируемую на 12 человек и контрольную на 18 человек — связано это с тем, что на тренинг студенты идут без особой охоты, поэтому взято минимальное количество человек, а вот контрольная группа наберётся легко достаточно лишь два раза протестировать не проходивших тренинг студентов.

    Было проведено два тестирования в каждой группе с одинаковым временным интервалом, Первое исследование до того как дать упражнения в тестируемой группе и одновременно дать тестирование в контрольной группе. Затем второе тестирование я проведу после того как тренинг будет полностью пройден тестируемой группой. И так же одновременно в двух группах.

    Методики исследования

    Шкала депрессии Э. Бека (Э. Бэк)

    Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

    Шкалы: уровень депрессии

    Методика предназначена для диагностики уровня депрессии.

    0-4 балла — депрессия отсутствует;

    5-7 баллов — легкая депрессия;

    8-15 баллов — средний уровень депрессии;

    16 и более баллов — высокий уровень депрессии.

    Приложение 5 депрессия

    Самооценка психических состояний (Г. Айзенк)

    Шкалы: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

    I 1. 10 вопрос — тревожность;

    II 11. 20 вопрос — фрустрация;

    III 21. 29 вопрос — агрессивность;

    IV 31. 40 вопрос — ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов.

    Интерпретация результатов теста

    0-7 баллов — тревожность отсутствует;

    8-14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

    15-20 баллов — высокая тревожность.

    0-7 баллов — имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

    15-20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

    Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

    Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

    Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

    Тестовый материал в приложение 7

    Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)

    Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность:

    до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.

    Назначение теста: Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

    Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

    Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

    Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

    Что значит нейротизм в психологии? Тест Айзенка

    Многие, увидев в названии этой статьи незнакомое для них слово, задумались: «Что же такое нейротизм?». Так вот, это личностное свойство, которое отличается чрезмерной возбудимостью, постоянным чувством незащищенности, а также излишней эмоциональностью.

    Нейротизм в биологии

    В мозге и кишечнике человека вырабатывается особое вещество — серотонин, которое часто называют «гормоном счастья» . Его количество влияет на настроение. Избыток серотонина вызывает чувство счастья и безмерной радости. А дефицит — состояние тревожности, депрессии. Таким образом, нейротизм рассматривается с биологической точки зрения. Но более наглядно объяснить параметры этой черты личности способна психология.

    Нейротизму подвержены эмоционально нестабильные люди, со слабой психикой, которых называют «невротиками». Они постоянно возбуждены, их преследует чувство беспокойства и даже страха. Для них характерна склонность к появлению фобий, может присутствовать комплекс неполноценности , заниженная самооценка, чувство вины. Поступки, совершаемые ими, могут быть абсолютно не адекватными и лишенными всякого смысла. Также, помимо всего этого, возникает множество соматических жалоб: бессонница, различные проблемы пищеварения, головные боли.

    Когда человек находится в сложной жизненной ситуации и испытывает сложность в принятии различного рода решений, то его эмоциональная сфера подвергается излишней нагрузке. В такие периоды возрастает риск возникновения стресса. Реакция невротика на него отличается особой раздражительностью, беспокойностью, высоким уровнем тревожности . Более продолжителен и проходит намного труднее, чем у людей, которые имеют другой тип характера. Также невротики больше подвержены стрессу, так как они глубоко переживают мельчайшую неприятность.

    Причины возникновения

    Главной причиной нейротизма является неудовлетворение социальных потребностей. Например, нужда быть услышанным, понятным в обществе. Если же вместо одобрения и принятия индивид получает осуждение, то возникает страх высказывать свое мнение, понижается самооценка , появляется комплекс неполноценности. Человек замыкается в себе. Ухудшение ситуации, в свою очередь, может привести к нейротизму.

    Бывают случаи, когда излишняя эмоциональность начинает оказывать губительное влияние на жизнь человека. Например, он общения с такими людьми могут отказываться окружающие, так как находиться с ними становится невыносимо, их поведение отталкивает . Тогда невротику необходимо лечение и помощь квалифицированного психолога или же психотерапевта.

    Было выдвинуто множество теорий насчет нейротизма. Самые известные и значительные из них были сделаны: Зигмундом Фрейдом, Гансом Айзенком, Альфредом Адлером, Фрицем Перлзом, Карен Хорни. Ганс Юрген Айзенк — британский психолог, который всем известен не только как создатель теста IQ, но еще опросника на тип темперамента.

    Изначальный его вариант был предложен в 1947 году, содержавший 40 утверждений и лишь одну шкалу — «нейротизм» . Спустя 9 лет, методика была несколько усовершенствована, Айзенк добавил еще 8 утверждений. Следующий этап создания теста был пройден в 1963 году. Опрос уже состоял из 57 пунктов, 9 из которых были направлены на выявления лжи, желания человека «приукрасить действительность». Через 6 лет был предложен еще один варианта теста, в качестве диагностики которого была добавлена еще одна шкала — «психотизм». Тест содержал 101 вопрос. В настоящее время последняя версия не востребована, так как результаты часто оказываются ложными.

    В своей двуфакторной теории модели личности Айзенк применял экстраверсию, интроверсию, нейротизм, психотизм .

    1. Экстраверсия выражается в том, что человек больше склонен на общение и взаимодействие с людьми, окружающим миром. Он не боится рисковать, может поддаться импульсу, довольно-таки оптимистичен и не привык отступать перед желаемой целью.
    2. Интроверсия же, наоборот, предполагает необщительность, боязнь внешнего мира, обдуманность при принятии решений, спокойствие. Интроверт отличается пессимистичностью, сдерживанием чувств эмоций, уравновешенностью. При контакте с посторонними людьми испытывает некий страх, неуверенность, но с близкими достаточно открыт.
    3. Нейротизм показывает способность человека регулировать свое психическое состояние, уровень беспокойства, эмоциональной нестабильности, неуверенности в себе. Людям с высокими показателями нейротизма свойственна мнительность, излишняя чувствительность и легкая возбудимость. По определению Айзенка это свидетельствует о том, что снижена активация лимбической системы. А повышенный уровень экстраверсии и интроверсии — ретикулярной формации.
    4. Психотизм говорит о выраженности тех состояний, при которых возможно наличие и проявление психоза.

    Нейротизм соотносится с вегетативной нервной системой , разделяющейся на два отдела: симпатический, парасимпатический. Симпатическая активизирует человеческий организм в период депрессии или стрессовой ситуации, вследствие этого, расширяются зрачки, повышается потоотделение, а также сердечный ритм усиливается. Парасимпатическая, в свою очередь, возвращает организм к нормальному состоянию. Согласно теории Айзенка различия в эмоциональности объясняются разным уровнем чувствительности парасимпатической и симпатической систем.

    Определения типа темперамента с помощью теста

    По методике Айзенка также возможно определить свой тип темперамента:

  • Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт. Представители данного типа темперамента по своей натуре лидеры, в отношениях предпочитают играть доминирующую роль, поэтому имеют не самое большое количество друзей. Выделяются тем, что обладают достаточно высокой самооценкой, склонны к соперничеству.
  • Сангвиник - экстраверт, который отличается эмоциональной стабильностью. Это люди, которые смотрят на мир позитивно, берутся за любое дело, общительны, энергичны, беззаботно относятся к жизни. Они способны мгновенно загореться какой-либо идеей, но с той же скоростью к ней и остыть. С помощью своей гибкости могут с легкостью выходить из самых сложных ситуаций. Сангвиника можно назвать душой компании, потому что он обладает прекрасными ораторскими способностями.
  • Флегматик - интроверт с эмоциональной устойчивостью. Люди, относящиеся к флегматичному типу темперамента, отличаются невозмутимостью, социальной пассивностью, миролюбивостью, надежностью, оптимистичностью. Они не привыкли выполнять несколько дел сразу. Обычно берут не количеством, а качеством. Выполняя свою работу, руководствуются рациональностью и последовательностью.
  • Меланхолик - эмоционально нестабильный интроверт. К этому типу относятся творческие люди с достаточно тонкой душевной организацией, которые склонны к долгим размышлениям, переживаниям, достаточно обидчивы, внешне молчаливы и проявляет спокойствие, пессимисты. У них низкая самооценка, поэтому для достижения целей они нуждаются в постоянном самоутверждении.
  • С помощью психологии человек способен разгадать тайны самых тайных недр своей души. Понять, чем вызвано то или иное состояние, а самое главное, узнать методы лечения, оказать помощь своим близким или же себе. Тест Айзенка на определение типа темперамента также может быть полезен для того, чтобы определить качества своего характера и разобраться в своем внутреннем мире. Психология — это интереснейшая наука, которая способна помочь человеку в различных сложных жизненных ситуациях.

    "КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

    Психические состояния — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира

    Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функциониро-вания основных интеграторов психики (личности, интеллекта, созна-ния), используют термины состояние личности, состояние интел-лекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипно-тические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 14.1). Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл. 14.2.

    Более подробно о психических состояниях в процессе трудовой деятельности можно почитать ЗДЕСЬ .

    Если Вам предстоит важное и ответственное дело (экзамен, публичное выступление, свидание и т. д.), а Вы боитесь, что будете волноваться и не сможете проявить себя с лучшей стороны — то Вам обязательно поможет техника НЛП " якорение". Описание этой техники Вы можете посмотреть — ЗДЕСЬ.

    Если Вам наоборот нужно раслабиться и не нервничать попусту, то Вы можете использовать приемы аутогенной тренировки (ЗДЕСЬ).

    Снижение волнения при внезапном стрессе и восстановление психического равновесия при помощи глубокого дыхания — ЗДЕСЬ

    Основные направления работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    В колледже на 01.01.2015г. обучается всего 29 детей-сирот: 13 обучающихся СПО и 13 обучающихся НПО; 15 - совершеннолетних и 14 - несовершеннолетних.

    Работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ведется по следующим направлениям:

    2. психокоррекция и развивающая работа;

    3. психологическое консультирование;

    4. психологическое просвещение;

    За последний период (с 01.09.2014 по 01.01.2015 г.) было проведено:

    — адаптация к новым условиям обучения;

    Диагностика акцентуаций характера по Шмишеку;

    — диагностика характерологических особенностей личности;

    — методика мотивации обучения;

    — тестирование по Айзенку «Определение темперамента»;

    — определение уровня конфликтности;

    — методика диагностики самооценки;

    — самооценка психологических состояний (Айзенк).

    «Как управлять эмоциями»;

    «Тренируйте уверенн6ость в себе»;

    «Конфликт. Как его избежать»;

    III . Индивидуальное и групповое консультирование: по вопросам обучения, здоровому образу жизни, о вреде алкоголя, наркотиков, табака, о личных проблемах, об отношениях со взрослыми.

    Тренинг «Коммуникативное общение».

    «Влияние стресса на здоровье»;

    «Оптимальная стратегия поведения в стрессе»;

    «Эмоциональное самовыражение, как способ регуляции стресса»;

    «Позитивное отношение, как способ регуляции стресса»»

    «Релаксация, как способ регуляции стресса».

    Работа с опекунами (с 01.09.2014 г. по 01.01.2015 г.).

    — знакомство с опекунами вновь прибывших студентов (сентябрь,

    индивидуальные беседы с каждым из опекунов (сентябрь, октябрь);

    — общеколледжское родительское собрание (11.10.2004 г.);

    — собрание сирот по вопросам государственного финансирования детей-

    сирот в колледже за 2014-2015 учебный год (ноябрь);

    — собрание выпускников детей-сирот по вопросам выплаты льгот по

    © 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство