Практики суфиев. Латихан — суфийская техника. Необходимость проведения суфийских практик

Практики суфиев. Латихан — суфийская техника. Необходимость проведения суфийских практик

Цель программы — помочь каждому человеку, кто думает, что готов:

  • улучшить или восстановить здоровье,
  • найти своё предназначение в жизни, раскрыть свой потенциал и реализовать его,
  • понять смысл жизни,
  • создать гармоничные отношения,
  • освоить раз и навсегда навык правильной постановки целей,
  • быстро раскрыть свою интуицию,
  • научиться мыслить путём озарения.

Многоуровневая программа онлайн-тренингасоздана Николаем Третьяковым по просьбам участников Центра "Мотивация", которые успешно прошли курсы по саморазвитию и самовосстановлению здоровья в Центре, смогли быстро раскрыть свой потенциал и добиться желаемых целей.

"Создание Себя" — это, простой до банальности пусть, но, между тем, сложный одновременно. Стоит нам задуматься над тем, что же на самом деле влияет на развитие человека и что нас формирует, даёт возможность трансформироваться, преобразовывать себя, действовать или просто "плыть по течению", как поступает большинство людей, и ответ возникает сам собой: "Всё…"

Основные принципы программы суфийских практик

Онлайн-тренинг "7 ключей суфийской практики" настолько подробно и мощно раскрывает точные методы саморегуляции и саморазвития человека, при этом используя только индивидуальный подход, что вам нужно будет всего лишь выделить себе до 2 часов занятий в день в течение семи недель, при этом каждую неделю 2 дня — суббота и воскресенье — вы сами будете решать чем вам заниматься.

Главное , что сейчас, в современном формате жизни, благодаря возможностям новых технологий — есть интернет, ноут-бук и т.д., — у вас появляется реальный шанс изменить свою жизнь , качественно преобразовать отношения в любой сфере вашей деятельности, на 100% восстановить или максимально близко к 100% улучшить своё здоровье. Важно учитывать, что, проходя курс, вы можете оставаться в топографически удобном для вас месте, скажем, в условиях домашнего очага, в вечернее время, после насыщенного дня, при этом решая и текущие вопросы, проблемы и затруднения, которые прояснятся, буквально, с первого дня ваших занятий по данной программе онлайн-тренинга.

Вот почему такая возможность — онлайн-тренинг "7 ключей суфийской практики" — представляет собой очень большую ценность — вы легко и быстро (курс рассчитан на 7 недель) сможете овладеть основными принципами, методами и, что особенно важно, практиками многотысячелетней истории традиций и посвящений. Стоит только, например, отметить одно то, что оздоровительная часть курса выстроена на основе энергетической медицины великого врачевателя и мыслителя своего времени Авиценны , и вы получаете упражнения, "рецепты" и знания в чётком порядке лично от автора книг, изданных на русском и немецком языках, — "Очищение" и "Пробуждение" — Николая Третьякова.

Важно и выгодно, что в течение 35 дней, каждый из которых является полноценным уроком в письменном и видео-формате, вы назначаете удобное для вас время получения информации, наставник лично работает с вами по индивидуальной программе , и вы, в любой момент, при необходимости, можете задавать ему вопросы, на которые получаете подробные ответы из опыта только практических применений — в программах Николая Третьякова такой принцип является основным.

"Практика, быстро дающая результат!" — именно это правило лежит в основе всех программ и тем более данного курса онлайн тренинга потому что здесьсобраны уникальные практики, помноженные на индивидуальный подход.

Изучая данный курс, вы обязательно почерпнёте для себя много нового и сделаете максимально правильные шаги вперёд к улучшению своей действительности в сферах: личной жизни, здоровья, карьеры, бизнеса, достижений, отношений с кем бы то ни было, хобби, творчества, таланта, самореализации; найдёте ответы на все ваши вопросы.

Начало, дающее результат…

Во время занятий и после прохождения курса совершенно чётко вы будете понимать и знать следующее:

  • действенные методы улучшения личных отношений,
  • создание взаимных отношений, с пониманием и любовью в основе,
  • качественная практика постановки целей,
  • пути достижения целей,
  • прекрасное здоровье, максимальная энергия, при любых нагрузках,
  • выявление своего внутреннего "Я",
  • развитие интуиции — "С чего начинать?",
  • тренировка силы воли и силы духа,
  • ощущение и создание гармонии во всем — "Это возможно!",
  • навык правильного удерживания фокуса собственного внимания,
  • ключевые аспекты положительного мышления,
  • навыки и прямое ощущение как всегда сохранять силу, быть нужным, всегда оставаться "на высоте",
  • определение направления потока успеха — "Можно ли оказаться в нужном месте в нужное время?!",
  • внесение в жизнь равновесия,
  • основополагающие аспекты философии развития личности…

и многое другое, что позволит вам, действительно, изменить вашу жизнь к лучшему во всех её смыслах и проявлениях.

Применение тех практических навыков, в значении своём, фактически, "Инструментов" суфийской психологии и практики, которые вы изучите в данном курсе онлайн-тренинга "7 ключей суфийской практики", позволит вамосуществить многое, ранее казавшееся невозможным.

Вы сможете убедиться на практике в своей жизни, что, оказывается многими процессами можно управлять, многое станет доступно вам, вы изменитесь до неузнаваемости, в лучшем смысле этого слова, этот тренинг сделает вас ещё более сильным, ещё более уверенным в себе, ещё более активным в жизни.

Обращаем ваше внимание также на то, что Суфийские практики — это не религия , это философия и последовательный, методологический подход в становлении человека как Личности с большой буквы "Л". Основной момент: в нашем случае, философия — это не слова и теория . Важнейшая задача курса онлайн-тренинга "7 ключей суфийской практики" :дать вам инструменты для практического применения всех знаний , ежедневного простого их использования!

Основной эффект — Николай Третьяков о плане программы онлайн-тренинга "7 ключей суфийской практики"

Программа онлайн-тренинга состоит из семи модулей, каждый из которых содержит чёткие инструкции, основные, ключевые методики и упражнения, выполняя которые вы максимально улучшите своё здоровье; станете успешным во всех сферах деятельности, которые сами научитесь обозначать для себя; сможете создавать прочные отношения.

Выполняя все инструкции, изучая методики и осуществляя практические действия "ключей суфийских практик", вы становитесь обладателем лидерских качеств и легко начинаете увеличивать ваш финансовый результат, чувствуете себя счастливым и успешным человеком, а, главное, узнаёте как сохранять здоровье и как его восстанавливать, с помощью внутренних резервов организма.

Ключи суфийский практик:

  1. Ключ первый:
    • Побеждает всегда — сильный духом! Добивается своих целей человек — сильной воли! Супер-инструмент любой победы — внутренняя дисциплина! Суфийская практика даёт ключ как развить в себе эти качества и научиться ими эффективно пользоваться.
    • Здоровье: укрепление сердца. Увеличение жизненной активности организма человека.
  2. Ключ второй:
    • Любовь сильнее любых болезней, трудностей и проблем! Психотехника суфийской практики открывает источник любви в самом человеке. Человек становится не ожидающим даров любви, а дающим их!..
    • Здоровье: укрепление печени. Мощная фильтрация физического тела. Улучшение состава крови.
  3. Ключ третий :
    • Тот, кто контролирует свои эмоции — контролирует свою жизнь! Суфийская практика даёт ключ к управлению эмоциями. Погашению негативных и увеличению позитивных эмоций.
    • Здоровье: повышение стрессоустойчивости организма. Нормализация работы НС.
  4. Ключ четвёртый:
    • Любой успех зависит от внимания. Суфийская практика развивает концентрацию внимания. Человек видит ясно причины — следствия, перспективы и пути к их реализации. Успешный человек — это внимательный человек.
    • Здоровье: восстановление гормонально-ферментного баланса организма.
  5. Ключ пятый:
    • Равновесие внутреннее даёт равновесие внешнее. Что такое равновесие, в чем его польза и как достичь — объясняет суфийская практика.
    • Здоровье: улучшение работы ЦНС. Улучшение кровообращения мозга, повышение внимательности, улучшение работы памяти.
  6. Ключ шестой:
    • Развитие скрытого Чувства — дар Создателя человеку! Но, умеет ли человек читать язык чувств? Суфийские техники учат пониманию и практическому использованию языка чувств.
    • Здоровье: развитие работы органов чувств.
  7. Ключ седьмой:
    • Предопределение. Где, когда и как человек способен развиваться максимально эффективно, с пользой для себя и других. От чего зависит эффективность развития ребёнка и взрослого. Суфийская практика открывает это знание.
    • Здоровье: Восстановление и улучшение гармоничной работы всех органов и систем организма в единой целостной системе "Человек".

Таинственная магия чисел

Учитывая то, что нумерология чисел оказывает влияние на жизнедеятельность человека, очевиден и тот факт, что семёрка является символом тайны. Это одно из самых удивительных чисел, несущих смысл и проявляющих свою реализованность в природе: 7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги…

Список "участия семёрки" в жизни человека можно продолжать, пожалуй, до бесконечности, узнавая всё новые его смыслы. Мы используем это число так часто в различных направлениях нашего кругозора, что даже не замечаем его значение и влияние на нашу жизнь.

С детства мы слышим это магическое число, например в сказках: "Цветик-семицветик", "Волк и семеро козлят", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Белоснежка и семь гномов" и другие; для усиления эмоций или значимости информации мы употребляем "Семёрку" в пословицах и поговорках: "семь пядей во лбу", "семь раз отмерь, один раз отрежь", "семь вёрст до небес и все лесом", многие другие. Часто встречается эта, уникальная по своей энергетике, цифра в исторических фактах, в литературе, в архитектуре, в математике, в химии, в названиях кинофильмов, и во многих других сферах.

На самом деле, и в названии программы онлайн-тренинга "7 ключей суфийской практики" , разработанной Николаем Третьяковым, заложен глубокий смысл.

От редакции.
Это начало книги К.Эрнста о суфизме. Мы не планируем дальнейшую публикацию этого исследования.

Суфизм
Путеводитель
Карл У. Эрнст, д-р наук

The Shambhala Guide to Sufism
Carl W. Ernst, Ph. D.
Shambhala
Boston & London
1997

Анне-Марии Шиммель
С благодарностью и любовью

Список иллюстраций и таблиц
Предисловие
1. Что такое суфизм

«Дервиш» и «факир»: взгляд на суфизм со стороны
Открытие суфизма востоковедами
Термин «суфий» как нормативное этическое понятие
Терминология, ныне используемая суфиями

2. Священные источники суфизма

Кораническое событие как форма мистического опыта
Мистические темы Корана
Пророк Мухаммад как мистический образец для подражания и объект поклонения

3. Святые и святость

4. Имена Бога, медитация и мистический опыт

Сокровение Слова Божьего
Продвинутые духовные стадии, практики и переживания

5. Суфийские братства: наставничество, ученичество и посвящение

6. Суфийская поэзия

Основы исламской поэзии
Арабская суфийская поэзия
Персидская суфийская поэзия
Переводы, разночтения и запись стихов
Суфийская поэзия на других языках исламского мира

7. Суфийская музыка и танец

Местные музыкальные и танцевальные традиции

8. Суфизм в современном мире

Суфизм и веяния современности
Суфизм и государство
Суфизм и фундаменталистский ислам
Обнародование тайного
Новые веяния в деятельности суфийских наставников

Примечания
Избранная литература
Избранная дискография
Глоссарий

Список иллюстраций и таблиц

1. Ибн Араби, суфий на все времена. Бронзовая статуя. Автор – Мустафа Али (Дамаск, 1995); коллекция Мириам Кооке и Брюса Лоуренса.
2. Изображения суфиев из кн. «Дервиши, или Восточная духовность» (Лондон, 1868), написанной американским дипломатом и переводчиком Джоном П. Броуном, с оригинальными подписями:
А: Дервиш братства мевлеви из Дамаска
Б: Абдаль-марабут, или святой человек, в состоянии «вне ума»
В: Дервиш братства руфаи в экстатическом состоянии
Г: Дервиш руфаи в состоянии экстаза
Д: Шейх накшбанди, усмиряющий льва своей духовной силой
Е: Епитимья (наказание) дервишей мевлеви
Ж: Дервиш бекташи, курящий гашиш
3. Мавзолей Бовы Мухьяддина (ум. в 1986 г.), недалеко от Филадельфии
4. Плакат с изображением гробницы хаджи Маланг Шаха Баба в Бомбее
5. Девяносто девять имен Бога
6. Каллиграфическое описание вознесения Пророка (Коран 17:1), читающееся снизу вверх (Мухаммад Шьям, 1987 г.)
7. Духовные стадии согласно Ансари и Кушайри
8. Тонкие субстанции (лата’иф) в суфийской психологии
а: семь тонких субстанций в системе Симнани (ум. в 1336 г.), братство кубравийя
б: шесть тонких субстанций в упрощенной системе накшбанди
9. Список сорока суфийских братств согласно аль-Сануси (ум. в 1859 г.)
10. Цепь духовной преемственности или генеалогическое «древо» (шаджара) братства накшбанди в Индии

Предисловие

Десять лет назад, получив исследовательский грант Фулбрейта, я отправился в Пакистан с целью написать книгу о южно-азиатском суфизме. Это был необыкновенный год, в течение которого моя семья и я непосредственно встретились с исключительным радушием и высокой культурой людей Лахора.
Когда мои знакомые в Пакистане расспрашивали меня о моей работе, это выглядело забавно. Иногда, узнав, что я изучаю суфизм, мой огорошенный собеседник отшатывался, произнося: «Вам следует знать, что суфизм не имеет ничего общего с исламом». В других случаях мой собеседник придвигался ко мне и взволнованно говорил что-нибудь такое: «Ты имеешь дело с суфизмом! Великолепно! Вот что я скажу тебе: мой дед был пиром [мастером], и если хочешь, мы можем сходить на его могилу”.
Эти две позиции отражают двойственность, связанную с суфизмом и его отношениями с исламом, которые глубоко укоренились в современных исламских странах во всем мире.
Ныне в большей части исламских стран можно обнаружить набожных людей, склонных к догматизму и настроенных весьма критически по отношению к многим практикам и верованиям, связанным с суфизмом.
Эта тенденция, резко усилившаяся после 1800 г., часто описывается ее последователями как “возрождение” или “реформация” исламской веры. В своих крайних идеологических и политических проявлениях эта позиция хорошо известна благодаря средствам массовой информации под названием “фундаментализм” или “исламизм”. Для тех, кто реально не сталкивался с мусульманами, мужчинами и женщинами, всё дело и ограничивается этой политизированной концепцией ислама, которая муссируется средствами массовой информации.
Специалисты предпочитают использовать термин “фундаментализм” для описания борющейся с современными веяниями идеологии, которую разделяют примерно двадцать процентов последователей всех крупнейших религиозных конфессий.
В этом отношении роль и численность исламского фундаментализма сравнима с фундаментализмом в среде христиан, иудеев, индусов и буддистов.
На большинство наблюдателей произвело большое впечатление то, что фундаменталисты сосредоточили весь свой гнев на осуждении секуляризма* и моральном разложении, связанном с “Западом”, что ныне стало ключевым подходом к регулированию политического, экономического и научного авторитета европейских и американских стран и, в меньшей степени, их бывших колоний.

* Секуляризм – борьба за отделение школы от церкви (прим. пер.).

В какой-то степени фразеология фундаментализма в исламских странах является полемическим откликом на грандиозную колониальную эксплуатацию территорий, захваченных западными странами. В период со времени вторжения Наполеона в Египет в 1793 г. и до распада Оттоманской империи в 1920 г. едва ли не все мусульманские страны были захвачены и колонизированы иностранными державами. И потому не следует удивляться, что сопротивление преобладанию Запада продолжает оставаться актуальным для идеологов, подобных Аятолле Хомейни в Иране.
Политическая фокусировка западных средств массовой информации уводит в тень одну важную составляющую, которой просто одержима фундаменталистская фразеология: выискивание всего того, что может являться внутренней угрозой исламу.
Главной внутренней угрозой исламу, с точки зрения фундаменталистов, является суфизм. Его стремятся представить пережитком средневековых суеверий, идолопоклонством и разложением. Истоки суфизма при этом усматривают в идольских обрядах христиан, поклоняющихся своим святым, и в еретических учениях греческих философов-пантеистов. В суфизме усматривают такие мерзости, как поклонение могилам, языческая музыка, заимствованная у индусов, и надувательство доверчивых верующих корыстными суфийскими учителями-мошенниками.
Основательность, с которой фундаменталисты взялись за суфизм, проявилась уже в движении вахаббитов в Аравии в начале 1800 гг., которое можно рассматривать как предтечу фундаменталистских движений сегодняшнего дня; когда их племенной союз пришел к власти, одним из первых свершений было разрушение всех величественных мавзолеев суфийских святых и шиитских имамов в Аравии и Ираке – их рассматривали как идольские постройки, которые одни люди возвели в честь других, почитаемых полубогами. Поэтому их и следовало разрушить. Многие фундаменталисты решительно отрицали даже широко распространенное почитание пророка Мухаммада. Преуспев в манипулировании массовым сознанием, фундаменталисты попытались взять в свои руки толкование религиозной законности – как в своей стране, так и на Западе. Их авторитарные установки, изложенные языком покорности Богу, не допускали никаких иных трактовок религиозной истины.
По иронии судьбы в результате стратегических успехов фундаменталистских движений в таких важнейших регионах, как Аравия, и вследствие колоссальных нефтяных запасов, которые оказались в руках режима Сауди, многие современные мусульмане изучили историю исламской религиозной традиции, из которой суфизм категорически исключен. Ирония же заключается в том, что до 18 века в течение предыдущих десяти веков большинство выдающихся религиозных ученых в Мекке. Медине и других крупных городах исламского мира непосредственно занимались тем, что мы сейчас называем суфизмом. Это вдвойне забавно, поскольку фундаменталистская история замалчивает те религиозные занятия, в которые ныне вовлечено более половины современных мусульман. Почитание пророка Мухаммада и суфийских святых – неотъемлемая черта мусульман любой исламской страны на протяжении от Китая до Марокко. Если говорить об этом более подробно, то следует сказать, что миллионы людей имеют посвящение в многочисленные суфийские братства, которые сохраняют цепь духовной преемственности, восходящей к пророку Мухаммаду, поколение за поколением обучая посвященных. Техники медитации и произнесение имён Бога, иногда под музыку и во время танца, по-прежнему практикуются как дисциплины под наблюдением суфийских мастеров. В стихах, песнях и рассказах на местных наречиях, обращенных к огромной аудитории, сохраняются жизнеописание и наставления суфийских святых. Вопреки попыткам многих постколониальных правительств ввести суфийские святыни и братства в определенные рамки – из-за большого числа их приверженцев и возможного политического влияния – деятельность, связанная с суфизмом, по-прежнему осуществляется, невзирая на эти попытки.
Главная цель полемических атак со стороны фундаменталистов на суфизм – отделить суфизм от ислама и объявить его враждебным исламу. Эта стратегия позволяет фундаменталистам определять ислам так, как им желательно – за счет избирательного использования рукописных текстов. Нововведения этого начинания совершенно ускользнули от внимания большинства журналистов и дипломатов, поскольку изучение исламской культуры по большей части не играет особой роли в евро-американской системе образования. Арабский термин «ислам» сам по себе имел относительно небольшое значение в классических религиозных системах, основанных на Коране; буквально он означает «покорность Богу» и указывает на минимум внешних форм, согласных с религиозным долгом.
Если обратиться к работам таких богословов, как знаменитый Абу Хамид аль-Газали (ум. в 1111 г.), то оказывается, что ключевым понятием религиозной принадлежности является не ислам, а иман, или вера. Тот, кто имеет веру, является му’мин, или верующим. Вера – одна из важнейших тем в Коране, упоминаемая в священном тексте сотни раз. В сравнении с иман ислам представляется относительно редким термином второстепенного значения; в Коране он встречается восемь раз. Однако поскольку термин ислам относится к описанию тех обществ, где люди покорны Богу, на практике он используется для политического размежевания людей по ту и эту сторону границы – если стоит задача обособления *.

Исторически термин ислам был введен в европейские языки в начале 19 в. востоковедами, такими как Эдвард Лане, в качестве прямого аналога современной христианской религиозной концепции; в этом отношении ислам был по большей части неологизмом – подобно таким терминам, как индуизм и буддизм. До этого времени европейцы, чтобы обозначить последователей пророка Мухаммада, использовали термин мухаммадане или магометане.
Начало использования термина ислам учеными-немусульманами совпадает по времени с увеличением частоты его встречаемости в религиозных рассуждениях тех, кто ныне называет себя мусульманами. То есть термин ислам стал популярен в реформистских и предфундаменталистских кругах примерно в то же самое время; он был популяризован европейскими востоковедами.
И сторонние «научные» обозреватели, и свои, внутренние идеологи обрели в термине ислам идеальный инструмент.
Ислам, одновременно воспринимаясь и как совокупность неизменных религиозных доктрин, и как социологическая единица (ныне ее обычно связывают с арабскими меньшинствами), образовал оппозицию европейской цивилизации. При этом многое осталось за рамками исламской истории и культуры; такова была не слишком дорогая плата за каждую из двух этих составляющих.
В этой книге я стараюсь избегать отсылок к исламу как к неизменной и нераздельной религии, которая каким-то образом делает однородными сотни миллионов людей, в разные эпохи и в разных странах. Я использую определение «исламский» для того, чтобы обозначить ориентацию, в которой главным письменным источником является Коран, а образцом человека – пророк Мухаммад, при этом я не настаиваю на какой-то особой властной структуре помимо этой простой формулы. Следуя за Маршаллом Ходгсоном, я использую определение «исламистский» для описания практик в цивилизации и культуре, которые были равно восприняты и мусульманами, и немусульманами, и связаны с исламской религиозной традицией, при этом не имея в качестве своего источника основные мусульманские тексты.
Предыстория термина суфизм весьма непроста, она будет изложена в начальной главе этой книги. Как и ислам, термин суфизм был введен в европейские языки востоковедами, однако восприятие этих двух терминов было принципиально различным. В исламском обществе вплоть до нового времени не знали этого разделения. Здесь разнообразная деятельность, которую мы обозначаем понятиями суфизм и ислам, не были выделены в особую сферу, в частности, они не были отделены от религиозной жизни. До 19 в. высказывание «суфизм не имеет ничего общего с исламом» было невозможным.
Хотя кое-кто из читателей захочет сразу начать чтение с последующих глав, посвященных различным аспектам суфийской традиции, рекомендую начать с 1-й главы – чтобы ознакомиться с кругом спорным вопросов в интерпретации суфизма сегодня.
Однако современные методики выискивания различий ведут к новым разногласиям и новым казусам, немыслимым в предыдущие эпохи. Недавно я прочел публичную лекцию по суфизму в Вашингтонском музее. Она собрала около ста человек. Я ожидал после лекции вопросов по изложенному материалу. Вместо этого меня на повышенных тонах атаковали люди, которые с горячностью выступали против того, что суфизм может иметь что-то общее с исламом. Стало ясно, что это – иранцы или афганцы, изгнанники из своих стран. Они проклинали фундаменталистских интерпретаторов ислама за все те ужасы, которые им пришлось пережить. В то же время они были очень расположены к великим суфиям и продолжали глубоко чтить их, особенно персидского поэта Руми. Они не могли представить себе, что обожаемый ими Руми мог иметь какое-то касательство к ненавистным им лидерам исламской революции в Иране, или к фанатичной фракции лидеров исламистской милиции в Афганистане. Так что для тех, кому стал чужд фундаментализм, ислам является символом авторитарного угнетения, а суфизм – символом пути к свободе и всеобщности. Фундаменталистская нетерпимость прочно утвердилась в их суждениях.
В этой книге я не пытаюсь дать некое окончательное определение суфизма и ислама. Суть дела заключается в том, что это – крайне спорные термины. Попытки дать любому из них авторитетное определение, в основном, важны в контексте политической конфронтации идеологического характера либо для самоопределения группировок, которые так или иначе опираются на суфийскую традицию. Иными словами, суфизм это не то, что ясно каждому; это появившийся в нашем обществе термин, который используют различные группировки для разнообразных целей.
Для востоковедов суфизм – описательный термин для корпуса религиозных верований и практик; исламские мистики традиционно используют термин суфизм как нормативный, для передачи определенных этических и духовных идеалов. Многочисленные формы деятельности, реально практикуемые исламскими мистиками, известны под разными наименованиями и терминами. Современные суфийские лидеры, желающие утвердить свои собственные взгляды, иногда дискредитируют иные разновидности суфизма, называя их псевдосуфизмом – особенно в тех случаях, когда не акцентируются исламские практики и принадлежность к исламу.
Фундаменталисты хулят суфизм как извращение ислама, а новаторы-секуляристы относятся к суфизму как к пережитку средневековья.
В научных трудах исторического плана суфизм обычно описывается как мистический аспект ислама. Такой тип описания предполагает, что суфизм включает в себя личный контакт с Божественным, что и составляет внутренний смысл исламской религиозной практики, при этом происходит некое приобщение. Такое объяснение содержит ряд неявных проблем. Предполагается, что сам язык описания должен быть ясен и точен, а здесь он таковым не является.
В первую очередь мистицизм подразумевает, что ведущим является личный опыт, индивидуальное переживание, и потому он оказывается вне рассмотрения в некоторых видах корпоративной и политической деятельности суфийских групп. Да и сам термин «мистицизм» является предметом споров и замешательства, что побудило некоторых ведущих ученых-суфиологов отказаться от использования понятия «мистицизм» для определения суфизма .
Наконец, как уже говорилось выше, понятие ислам, которому обычно дается глобальное и всеобщее толкование, в современно м религиозном словаре является весьма неопределенным понятием. Используя их, люди по своему усмотрению придают этим понятиям тот или иной смысл.
В отличие от этого, в академических кругах, включая издания суфийских братств, суфизм описывается как универсальная сущность мистицизма, составляющая сердцевину всех религий. С этой точки зрения ислам – в лучшем случае случайность (и, возможно, мешающая) в рассмотрении суфизма.
В этой книге я использую понятие суфизм предельно широко – включая не только тех, кто считает себя суфиями или кого считают суфиями другие, но также и весь спектр исторических традиций, текстов, культурных артефактов и практик, связанных с суфиями. Применив к суфизму принцип «фамильного сходства», я умышленно избегаю попыток выяснить, кто же является «истинным суфием» или каковы надлежащие отношения суфизма и ислама. В понятиях суфийской риторики ответы на такие вопросы значимы лишь в устах авторитетного суфийского мастера. Я, разумеется, не притязаю на это. Критически относясь к политическим позициям, основанным на устаревших ориенталистских подходах, я верю, что можно изучать и по достоинству оценивать такую традицию, как суфизм, без мистификаций, с позиции изучения религии.
Единственное притязание, отстаиваемое в этой книге, – это возможность приводить суждения и аргументы на основании исторических свидетельств.
Эта книга не предназначена для знатоков и специалистов по Среднему Востоку и исламским странам, и потому я воздерживаюсь от использования диакритических знаков, используемых при транслитерации иностранным имён и терминов, которые так любят специалисты.
Книга охватывает обширный круг вопросов описательного характера, посвященных суфизму, а также дискуссионные вопросы, связанные с ним.
Сегодня в каждом музыкальном магазине можно приобрести чудесные записи оригинальной музыки, исполняемой в суфийских кругах. Ныне эта музыка стала частью мировой музыкальной культуры. Пакистанский кавваль (певец) Нусрат Фатех Али Хан и марокканские музыканты из Джаджуки спонсировались крупнейшими компаниями звукозаписи и снискали восторженные отзывы ведущих европейских и американских музыкантов, а их музыка появилась в виде саундтреков к недавно вышедшим кинофильмам («Прогулка мертвеца»). Персидский поэт Руми в многочисленных переводах на английский язык ныне – самый читаемый поэт в Америке (по тиражам проданных книг). Кружащиеся дервиши из Турции регулярно выступают на Западе в крупнейших концертных залах. Существуют десятки сайтов («страниц») в Интернете, принадлежащих суфийским группам, базирующимся в Америке. Выходят литературные иллюстрированные журналы, например, журнал «Суфий» иранского суфийского братства Ниматуллахи, издаваемый в Лондоне. Как охватить все эти проявления суфизма? Эта книга, описывая условия возникновения суфизма, дает читателю необходимую основу для понимания современных форм суфизма.
Принимая во внимание проблематичный характер нашей терминологии, мы поместили в начале книги краткое предварительное обсуждение того, как суфизм стал предметом исследования на Западе и каким образом термин суфизм функционирует в западных языках. После этого введения последовательно рассматриваются практики, учения и персоналии – в исторической перспективе, вплоть до сегодняшнего дня.
Книга не претендует на исчерпывающий охват материала; специалисты, без сомнения, обратят внимание на преобладание примеров, заимствованных на мусульманском Востоке, особенно в Персии и Индии – по сравнению с Турцией, Аравией и Южно-Азиатским регионом. Предмет рассмотрения необъятен, и исчерпывающее изложение истории, литературы, философии, искусства и практик, связанных с суфизмом, потребовало бы многих томов и сотрудничества ученых, говорящих на разных языках /
Вместо этого в данном путеводителе помещена подборка эссе по широкому кругу тем, что дает возможность ориентироваться в различных аспектах суфийской традиции.
Особенностью нашего подхода является радикальный отход от общепринятых исторических и доктринальных исследований суфизма, поскольку здесь не требуется, чтобы каждый рассматриваемый термин имел ясное определение, удовлетворяющее всех. Вместо отвлеченных философских доктрин меня гораздо больше волновало выяснение того, какое место занимает то или иное понятие в практике и учении суфизма.
В отличие от более ранних исследований по суфизму, в данной книге суфизм не трактуется как преимущественно традиционное явление, принадлежащее прошлому. Хотя изучение исторического суфизма важно для понимания темы, оно нуждается в сопоставлении с современными проявлениями суфизма – чтобы выявить их современное значение. Я надеюсь, что знакомство и прояснение доводов и спорных точек зрения в современных интерпретациях суфизма поможет мне сыграть роль проводника в отношении читателя, который хочет оценить те преимущества, которыми сегодня обладает суфизм.
В то же время библиография и примечания отсылают читателя к лучшим и наиболее приемлемым переводам суфийских текстов и исследованиям по суфизму.
После вводной главы, излагающей концепцию суфизма, на целом ряде тем обсуждаются истоки и происхождение суфизма, с постепенным переходом от начального периода к настоящему времени. Первые главы посвящены священным образцам, из которых исходит суфизм. Это прежде всего кораническое откровение и пример пророка Мухаммада. За обсуждением природы святых и святости следует обзор медитативных практик, связанных с повторением слова Божьего. Далее следует описание генеалогии суфийских братств и их обрядности и ритуалов. Затем рассматривается суфийская поэзия и музыка, с комментариями об их месте в современной культуре. Последняя глава посвящена необычным дилеммам, вставшим перед суфизмом в современном мире. Здесь приводятся разные варианты ответов на вопрос об отношениях суфизма и ислама.
Некоторые суфийские наставники сегодня настаивают на том, что суфизм не что иное, как подлинная практика ислама в его наиболее полном измерении. Другие суфии оставили усилия следовать исламскому закону и ритуалам, они представляют суфизм как всеобщую духовность, не ограниченную религиозными рамками. Приводятся обе точки зрения, однако вопрос, какой из них следовать, вынесен за рамки изложения.
Суфийская метафизика исследовалась чаще, чем любой другой аспект суфизма, поэтому я привожу здесь лишь ее краткую сводку, желая сделать акцент на практическом суфизме, которому в предыдущих исследованиях не уделялось достаточного внимания.
Книга основана на двадцатилетнем опыте изучения урду, арабского и персидского суфизма во время учебы в Гарвардском университете, а затем в качестве профессора – сперва в колледже Помоны, а теперь – в университете Северной Каролины в Чапели Хилл. Длительные исследования в Индии и Пакистане, а также поездки в Турцию и Иран обогатили материал книги.
Я глубоко благодарен моему первому учителю, профессору Анне-Марии Шиммель, единственному влиятельному ученому, отдавшему исследованиям суфизма полстолетия. Книга посвящается ей – в благодарность за ту огромную услугу, которую она оказала всем, интересующимся суфизмом.
В течение многих лет я учился у многих ученых из Южной Азии, Среднего Востока, Европы Северной Америки. Мне очень помогли щедрость и дружелюбие двух моих коллег – специалистов по суфизму – из университета Дюка. Винсент Корнелл, тонкий критик и прекрасный собеседник, прочел первоначальный вариант рукописи книги и внес ряд ценных предложений. Брюс Лоуренс, с которым я сотрудничал на протяжении последних 15 лет, исследуя и изучая суфизм и ислам, оказался незаменим своей живительной интуицией и живостью ума; если бы не общение с ним и не его пример, книга вряд ли состоялась бы. Я весьма обязан своим студентам, чей энтузиазм и искренние отклики помогли мне сформулировать данный подход к суфизму. Я также благодарю своего научного ассистента Дженифер Саундерс за квалифицированный и тщательный отбор материалов. Фотограф Джеральд Блоу из Художественного музея Окленда подготовил к печати иллюстрации 1, 4, 6 и 10. Мне бы также хотелось выразить благодарность суфийским наставникам за их благосклонность и радушие; в частности, я хочу поблагодарить покойного Вахида Бакши Сиала Раббани из братства сабири-чишти (Пакистан), и д-ра Джавада Нурбахша, главу братства Ниматуллахи (Иран).
Разумеется, я несу ответственность за все мнения, высказанные здесь. Особую благодарность я выражаю Кендре Кроссен из «Шамбалы», которая предложила осуществить это издание. И как всегда, я приношу благодарность своей жене, Юдит Эрнст, за ее понимание и поддержку.

Примечание: Цитаты из Корана приводятся по обычному египетскому изданию. Даты следуют григорианскому летоисчислению (от н. э.), за исключением примечаний, где даты публикаций даются по исламскому календарю (в годах хиджры), за которыми следует та же дата от н. э.

Путеводитель «Шамбалы» по суфизму

1
Что такое суфизм

Пойди-ка, воспари с Платоном в эмпиреи,
К чистейшему добру, красе и совершенству
Или последуй запутанной стезёй наследников его.

Зовя освобожденье чувств, уподобляясь Богу, –
Как дервиши кружатся на Востоке
И головою подражают солнцу –

Иди, узнай у Вечной Мудрости, как властвовать,
И обратясь к себе, стань не в себе!

Александр Поп, Эссе о человеке (1734 г.)

Требования к женщине со стороны мужчин и общества увеличиваются с каждым годом. Она должна быть красива, умна, родить и воспитать здоровое потомство, при этом зарабатывать деньги, быть интересной собеседницей, а также создавать семейный уют. И это только некоторые критерии. Как же слабому по своей природе полу соответствовать поставленной планке и не потерять свою индивидуальность, а наоборот, расширить свой внутренний мир и приумножить свою привлекательность? Ответ на эти и многие другие вопросы можно найти, обратившись к суфийским практикам для женщин, которые представляют собой целый комплекс философских знаний и практических советов по самосовершенствованию. Если с головой окунуться в эту систему, с ее помощью можно постичь и себя физически и духовно, а также понять свое место и предназначение во Вселенной.

Ежедневные молитвы

Неотъемлемой частью духовных практик являются ежедневные молитвы, которые подбирает для женщин духовный наставник. Это могут быть как отрывки из Корана, так и расширенные молитвы, каждая из которых имеет свое предназначение. Для того чтобы добиться единения с Богом, суфисты каждый день читают молитвы не менее 5 раз. Считается, что с помощью такого чтения можно и проблем, главное - делать это осознанно и вникая в суть вопроса, который вас беспокоит, и при правильном выполнении этой задачи ответы и решения не заставят себя долго ждать.

Танцы дервишей (сакральные движения)

Для того чтобы приступить к этому упражнению, необходимо достичь «ментальной паузы», а значит, полностью абстрагироваться от своих мыслей, то есть вовсе ни о чем не думать, а просто слушать медитативную музыку или напевы. Дело в том что у суфийских танцев нет никаких специальных движений, они получаются непроизвольно и спонтанно, при полном расслаблении тела и разума.

Суфийское кружение

Одни из мощных упражнений, которые помогают привести в и добиться гармонии со своим телом, - это суфийские кружения. Для того чтобы приступить к их выполнению, необходимо надеть удобную одежду, которая не будет сковывать движения, и снять обувь, а дальше поднимите правую руку вверх, а левую опустите вниз и начинайте кружиться по часовой стрелке. Для того чтобы почувствовать результат, нужно делать это не менее часа. Тело будет постепенно становиться неподвижным, а затем наступит естественное падение, которого не стоит и бояться. После падения следует лечь на живот и пребывать в спокойном расслабленном состоянии 15-30 минут, желательно в это время сосредоточиться на .

Важно! Выполнять такое упражнение необходимо как минимум через 2-2,5 часа после еды.


Медитация смеха

Для того чтобы очистить разум от насущных проблем и переживаний, существует такая суфийская практика, как медитация смеха. При правильном выполнении можно совершенствовать и , а тем самым приумножать женскую силу.

Для начала необходимо расслабиться и лечь на спину. Постепенно настроиться на медитацию, избавляясь от мыслей и очищая свой разум. Затем нужно положить одну руку между ключицами и «солнечным» сплетением, именно там располагается чакра Анахата, которая отвечает за любовь, причем любовь сердцем, а не разумом. А вторую руку размещаем между лобковой частью и копчиком на уровне чакры Муладхара, которая отвечает за психоэмоциональное состояние и привлекательность женщины. После этого необходимо пропустить через себя волну , которая будет плавно подниматься от Муладхары к голове.

Зикры

Еще один способ очистить свое сознание и научиться воспринимать себя и окружающих спокойно - избавиться от злости и раздражения. Упражнение можно выполнять только в хорошем расположении духа, а если вы плохо себя чувствуете, гневаетесь или раздражены, лучше отложить практику на некоторое время. Суфийские зикры выполняются следующим образом. Сядьте и выпрямите спину, закройте глаза и сконцентрируйтесь на том, что находится у вас внутри. Ваше внутреннее зрение должно подключиться в этот момент. Необходимо добиться ощущения света в районе «солнечного сплетения», а затем сделать так, чтобы он поднялся в лобную часть и задержался между бровей, а потом опустился в область печени. Повторить зикры нужно 99 раз.

Важно! В промежутках между упражнениями рекомендуется выполнять медитацию «Суфийское дыхание», которая предусматривает подъем энергетического шара из нижней чакры в самую верхнюю.

Духовные стоянки

Более продвинутые ученицы могут осваивать духовные стоянки, которые заключаются в воздержании от некоторых благ, а также в и программировании на достижение поставленных целей. Суть вопроса в том, чтобы сконцентрироваться на чем-то очень важном для вас в данный период времени. Например, побороть свою ревность, обрести надежду или уверенность в себе, сконцентрироваться на знаниях и мудрости. Свои чувства и эмоции необходимо постоянно контролировать и обращать внимание на свою реакцию на происходящее. Такая работа над собой и своими ошибками, ее анализ, помогают женщине преобразиться духовно и физически.

Знаете ли вы? Посредством медитации и духовного совершенствования можно уменьшить свой биологический возраст на 5-10 лет, именно к такому выводу пришли ученые.

Суфийские практики, направленные на самопознание и самосовершенствование помогают женщинам обрести себя, расширить и очистить от ненужной информации свой разум, а также избавиться от многих болезней и стать более привлекательными.

Эта философия не терпит поверхностного отношения, перед тем как приступить к упражнениям, нужно вникнуть в суть, а еще лучше - обратиться за помощью к духовному наставнику, который направит вас в нужное русло и поможет избавиться от наболевших проблем и правильно расставить жизненные приоритеты.

м. Тургеневская

м. Семеновская

Запись: - открыта, - пока рано, - закрыта

Уровень сложности: - начальный, - средний, - продвинутый

Элементы энергетической практики

В качестве важных элементов энергетических суфийских практик выступают упражнения, которые зачастую используются в традиционной йоге. Выполняя их, человеку удается достичь некого тонкого состояния экстаза, когда его тело, разум и сознание растворяются друг в друге. Это состояние называется «халь». Существуют несколько уровней халя, среди них:

  • Курб – доступно новичкам, характеризуется ощущением близости Бога;
  • Махабба – более высокий уровень, на котором человек ощущает пламенную любовь к Богу;
  • Хауф – новая ступень, при достижении которой наступает раскаяние в поступках, мыслях, делах;
  • Шаук – в этом состояние, при котором человек испытывает страсть и преклонение перед Богом.

Достичь таких состояний можно несколькими способами, опишем некоторые из них.

Танцы дервишей

На самом деле то, что происходит с человек во время этих танцев, трудно назвать собственно танцем. Главная задача человека – это раскрепостить себя, отпустить мысли, полностью поддаться бессознательному. Движения в танцах дервишей рождаются не разумом, а совершаются произвольно под звуки медитативных напевов и музыки.

Суфийское кружение

Результатом этой энергетической практики является выход сознания из головных чакр, после чего человек достигает состояния халь. Определенный рекомендаций к выполнению этого упражнения не существует: суфийское кружение может проходить поз звуки медитативной музыки, с параллельным чтением мантр, свободно или с концентрацией на каком-то отдельном аспекте. Но есть несколько важных правил, следование которым очень желательно:

  • Кружиться лучше на голодный желудок (последний прием пищи должен быть за 2-3 часа до начала упражнения);
  • Направление кружения не имеет значения, главное – это расслабить тело;
  • Начать кружиться и выходить из этого состояния нужно плавно, скорость кружения выбирается индивидуально;
  • Если вы вдруг упали, лягте на несколько секунд на живот и расслабьтесь;
  • По окончании занятия нужен отдых;
  • Длительность занятий выбираете только вы – кружиться можно как несколько минут, так и несколько часов.

Смеховая практика

Очень интересный прием, позволяющий очистить организм, зарядиться позитивной энергетикой, освободиться от неспокойных мыслей и отгородиться от проблем. Упражнения выполняются следующим образом: нужно лечь на спину, сконцентрироваться, на протяжении нескольких минут медитировать, после чего положить руки в область чакр муладхара и анахата. Почувствуйте, как тело проникается легким и ярким смехом.

В нашей Школе суфийские женские практики в чистом виде не применяются, поскольку важным требованием их выполнения является четкая принадлежность к исламу. Однако некоторые элементы в рамках своих занятий мы используем.

Вы можете ознакомиться с

Древняя традиция духовного совершенствования - суфизм - ныне широко распространена. Люди с его помощью избавляются от проблем, стараются глубже проникнуть в суть своего земного пути. Суфийские практики для женщин - это упражнения, влияющие на душу и тело красавиц, позволяющие преобразиться, полностью изменить себя. Однако заниматься ими рекомендуется только тогда, когда поняли методику и философию традиции. Как и что делать, о чем думать? Давайте разбираться.

Определяемся с целью работы

Суфийские практики для женщин - это часть психоэнергетического обучения, затрагивающего основы души. Под руководством опытного наставника девушки выполняют задания, соответствующие их мере миропонимания, а также поставленной цели. Ученице требуется осознать, что перед ней открывается пространство, в котором она способна преобразиться. В принципе, мы все тем или иным образом совершенствуемся, нарабатывая опыт, переживая события, пытаясь осознать свою роль в них.

Суфийские практики для женщин - это направленная работа над изменением своего внутреннего Я в сторону более полного и искреннего контакта с миром. При этом ученица получает знание о том, как влиять на события, строить их в соответствии со своим пониманием гармонии. Если проще, суфийские танцы и упражнения позволяют ощутить себя центром своего мироздания. В первую очередь приходит правильное восприятие Вселенной, во вторую - умение жить в гармонии с ней. А это позволяет спокойнее относиться к факторам, ранее вызывавшим раздражение или отторжение, что значительно влияет на качество жизни. Целью практик является выработка ощущения правильности мироустройства, нахождение своего места во Вселенной как источника радости и счастья для окружающих.

Вся жизнь - борьба!

Суфийский мудрец и учитель аль-Газалн говорил, что у каждого человека есть два врага. Ими являются гнев и похоть. Укрощая их, личность устремляется в рай, поддаваясь влиянию, идет прямой дорогой в ад. Оба эти врага действуют через тело человека. Они постоянно рождают желания, не соответствующие истинным намерениям личности.

Посмотрите на то, как действует на людей реклама. Она построена так, чтобы слушатели или зрители стремились завладеть чем-то, попробовать удовольствие, о котором говорится в ролике (на картинке). Причем времени для размышлений у человека не остается. Реклама возбуждает низменные инстинкты, которые мгновенно овладевают телом, затмевая мозг. Поддаваясь влиянию «голоса» тела, личность перестает размышлять над своими истинными намерениями, ощущать связь с Высшим разумом. Оттого развиваются болезни, рождаются негативные чувства, тело занимает руководящую позицию, ломая дух.

Человек должен постоянно контролировать свои реакции, чтобы не оказаться во власти низменных инстинктов. Надобны размышления о сути желаний, их постоянный анализ, а также понимание того, откуда они берутся, чем вызваны.

Суфийские практики для женщин: упражнения для очищения

Чтобы тренировки оказались успешными, следует понять, что тело - это проводник духа. Любое совершенствование начинается с его очищения. И в первую очередь следует научиться избавляться от гнева, поражающего на физическом уровне печень.

Для этого созданы суфийские целебные упражнения (зикры). Они выполняются в положении сидя с прямой спиной. Обращайте особое внимание на настроение. Зикры позволительно делать только тогда, когда душа спокойна, ее состояние можно описать словом «хорошо». Закройте глаза и обратите внутренний взор в глубины тела. В области солнечного сплетения почувствуйте свет. Этот источник необходимо постоянно держать открытым и рабочим. Шар света необходимо поднять в область, расположенную между бровей, затем опустить через в печень. Повторите девяносто девять раз.

Суть упражнения состоит в том, чтобы сосредоточиться на увеличении свечения энергетического шара. Описанное упражнение позволяет избавиться от гордыни, воспринимать окружающих с добротой и пониманием.

Воспитание характера

Суфийские практики для женщин - это не просто упражнения, выполняемые лишь иногда, по желанию. На самом деле, чтобы добиться результата, необходимо воспитать в себе способность к постоянному контролю. И в первую очередь надобно обратить внимание на умение смирять негативные порывы. Работа непростая, зато очень мощная.

Упражнение состоит в том, чтобы в течение дня отслеживать реакции на чужое поведение и относиться к трудностям терпеливо. Сосредоточиться следует на сохранении ощущения гармонии. Нельзя позволять обстоятельствам влиять на То есть необходимо смотреть на мир через свое ощущение равновесия, стараясь сохранить его в неприкосновенности. Что бы ни происходило в течение дня, оставайтесь в хорошем расположении духа. Как только равновесие утеряно, восстанавливайте его и анализируйте причину гнева или раздражения.

Над этой областью придется поработать отдельно, выполняя иные техники.

Суфийские танцы

Кружение дервишей - одно из мощнейших упражнений, способное полностью преобразить сознание с первого выполнения. Большинство суфийских танцев включают в себя этот элемент. Мы опишем его подробно. Разуйтесь и кружитесь вокруг своей оси по часовой стрелке. Правую руку вознесите к небу, чтобы получать энергию от Вселенной, левую опустите вниз, через нее поток заземлится. Вращаться нужно не менее часа, свободно и легко. Стремитесь к ощущению неподвижности тела, являющегося центром огромного вихря. Движения продолжаются до момента естественного падения, смягчать которое не рекомендуется. Второй этап упражнения - медитация. Ложитесь на живот и освободите мысли. Оставайтесь в таком положении до пятнадцати минут. После как можно дольше сохраняйте молчание.

Как увеличить женский магнетизм?

Привлекательность девушки в большой степени зависит от работы второй чакры, отвечающей за удовольствие. Суфийская практика магнетизма для женщин направлена на то, чтобы очистить и активизировать ее. Выполняется упражнение в положении сидя. Спину выпрямите, глаза закройте. Руку положите на грудь, медленно вдыхайте, рождая в голове ощущение любви. Нужно создать образ прохождения чистой энергетики из Вселенной в ваше тело. На выдохе направляйте поток в область второй чакры (рядом с маткой). Продолжайте его движение до стоп. Опять вдыхаем любовь и направляем ее поток к макушке. В процессе работы необходимо достичь ощущения удовольствия в теле. Упражнение активизирует вторую чакру и повышает уровень женского магнетизма. Его хорошо практиковать после суфийского кружения.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство