Слова, которые мы говорим, рисуют наш портрет. Выставка «Видим, рисуем, говорим…

Слова, которые мы говорим, рисуют наш портрет. Выставка «Видим, рисуем, говорим…

Вот-вот, берегите речь... Фото Владимира Захарина

По мнению Максима Кронгауза, доктора филологии, одного из крупнейших российских лингвистов, русский язык переживает те же самые проблемы, что и большинство других языков. При этом Кронгауз, стремящийся рассматривать все проблемы с двух точек зрения - лингвиста и «просвещенного обывателя» - убежден, что в решениях языковых вопросов нет универсальных формул. Иногда верх берет мнение профессионалов, иногда - «народа». Такое отношение к языку позволяет Кронгаузу считать себя скорее лингвистом-либералом, чем лингвистом-консерватором. Обо всем этом Максим КРОНГАУЗ рассказал Григорию АРОСЕВУ .

Сегодня, спустя шесть-семь лет после первого издания вашей книги «Русский язык на грани нервного срыва», в каком состоянии находится русский язык - нервный ли это срыв, расцвет, увядание?

В русском языке уживаются совершенно противоположные тенденции. С одной стороны, наступила легкая стагнация - пик острых процессов, о которых я писал в книге, пришелся на 90-е годы и начало 2000-х. А что будет дальше - не очень понятно. Язык зависит от внешних обстоятельств - и от социально-политической обстановки (в политической сфере явнейшим образом идет процесс поиска нового адекватного языка), и от технического прогресса. Кажется, что новых открытий не должно быть. Такие «взрывы», как сам Интернет, а также внутри него - блогосфера и социальные сети, уже произошли. Но вдруг придумают какое-то новое суперустройство, которое повлияет на язык, как на него повлияли собственно компьютеры и Интернет? Делать прогнозы сложно. Мы не понимаем, как будет развиваться мир, а язык развивается вслед, а не самостоятельно.

Находятся ли другие языки в такой же ситуации, что и русский?

Конечно. В русском языке не наблюдается никаких уникальных процессов. Все языки, которые активно представлены в Интернете, так же активно подвергаются его влиянию - эти переживания выпали не только на долю России. Кроме Интернета, на языки повлияли и перестройка с распадом СССР, и распад стран соцлагеря. Но каждый язык переживал все эти события в зависимости от особенностей и собственно языковых, и культурных.

Судя по книге «Русский язык на грани нервного срыва», вы предпочитаете поначалу описывать какую-либо проблему (к примеру, изменение правописания слова «парашют» на «парашут») очень лояльно, как будто одобряя возможные модификации. А потом, в конце каждой главы или части, однозначно заявляется, что вы против перемен и за устоявшуюся норму. Как, по-вашему, должны фиксироваться изменения в языке?

В этой книге я всячески демонстрировал раздвоенность своего сознания. С одной стороны, я выступал как культурный носитель языка, а с другой - как лингвист. Лингвист смотрит на все, полагая, что любые перемены могут быть обоснованы, а культурный носитель языка плачет, прося о том, чтобы все оставили как раньше. Разное отношение ко всем явлениям - контрапункт книги. Для меня это было важно, потому что плач по русскому языку несется по всей земле русской, и я не хотел к нему присоединяться. Но позиция классического лингвиста «все перемелется» мне тоже чужда - ее фальшь в том, что все, конечно, перемелется, но мы теряем вкус и чувство языка. Мы теряем комфортную среду. Конечно, «парашют-парашут» - мелочи. Но ради чего нам терять комфорт и свои привычки? Язык ведь вообще построен на привычке и на языковой интуиции. А языковая интуиция построена на языковом опыте. И если мы меняем опыт, мы меняем интуицию. Но каковы мотивы и аргументы, ради которых мы должны это делать? Что касается фиксации изменений - это больной лингвистический вопрос. Есть лексикографические культуры, где изменения вносятся путем анализа устной и письменной речи. В Японии, к примеру, проводится традиционный эксперимент - людям на шеи вешаются диктофоны, на которые записывается все сказанное «подопытных» и их собеседников. Затем лингвистами проводится анализ, что изменилось в языке по сравнению с предыдущим экспериментом. Если нечто может назваться однозначной тенденцией, это фиксируется в словарях. У нас же они составляются по старинке - автор опирается на ранее изданные словари и собственные мнение и интуицию, а если авторов много, им надо искать компромисс. А эта процедура гораздо менее объективная. Поэтому наша лексикографическая традиция очень условна и зыбка.

Но если в русском языке следовать за тем, как говорит большинство, неизбежным будет изменение нормы на «звонит» и «одевать» в значении «надевать». Как с этим быть?

Считается, что норму формирует не сам народ, а его образованная часть, при всей условности этого понятия. Конечно, более половины населения говорит «звонит», а также путают «одевать» и «надевать». Но возникает вопрос, что считать «истиной в последней инстанции» - словарь или живую речь. Можно считать и то, и другое. Если вы лингвист, то будете ссылаться исключительно на словарь. Но иногда кажется, что позиция лингвиста смешна. К примеру, долгое время в словарях значилось, что нужно говорить «фОльга» (с ударением на «о»), хотя все носители языка говорили «фольгА». Словарная норма выглядела нелепо. Сейчас это исправлено. Лингвист не может сопротивляться бесконечно - если все перейдут на новое ударение или новую форму слова, лингвист будет вынужден подчиниться.

Вы неоднократно заявляли, что используете «Яндекс» и другие поисковые сайты для проверки написания какого-либо слова, если его нет в словарях. Насколько этот прием - проверка через Интернет - оправдан, стоит ли его брать на вооружение?

Ясно, что словари не успевают за всеми изменениями, и некоторых слов там просто нет. И если я их найти не могу, чем мне руководствоваться? Тем, как пишут люди. Еще можно спросить уважаемого человека, то есть заменить авторитет словаря авторитетом носителя языка. Но не у всех есть такая возможность. Поэтому проще набрать слово в поисковой системе. Хотя иногда лингвисты, руководствуясь некими системными соображениями, фиксируют как нормативное не самое распространенное написание. И таким образом лингвист влияет на ситуацию и даже переламывает ее. Пример - написание слова «шоппинг/шопинг». Поначалу преобладало двойное «п». Однако потом на сайте gramota.ru было объявлено, что правильное написание - «шопинг», с одной «п». И через год или два оба варианта сравнялись по частоте употребления, то есть авторитет лингвиста (словаря) переборол тенденцию.

Часто ли вы встречаете незнакомые слова, если речь не идет о специализированной литературе?

Встречаю. Не могу сказать, что часто, но бывает. Раньше было чаще. Однажды я вернулся в Москву после длительного пребывания за границей, взял газету и увидел следующее объявление: «Растамаживаю а/м». Я остолбенел, потому что ничего не понял - не знал, что такое «а/м», и не знал, что в русском языке есть корень «тамаж». Более того, интуитивно близкий корень «тамож» не является глагольным. Однако в этом случае русский язык, ничего не заимствуя, породил слово, которое я сразу не смог интерпретировать. Обычно же русский язык, создавая новые слова, дает подсказки в виде приставок, суффиксов и тому подобных. А здесь не хватало в том числе контекста.

Случается ли порой, что вы неправильно говорите?

Есть нормы, которые я знаю, но которые не хочу соблюдать, так как это идет вразрез с моими привычками. Я просто стараюсь избегать произнесения таких слов. К примеру, мне не хочется говорить «по средам», потому что мой языковой опыт подталкивает меня к иному произношению - «по средам». Поэтому я не использую множественное число и говорю «в среду» или «каждую среду».

А как быть со склонением топонимов?

Правильнее, грамотнее, конечно, их склонять. Но в некоторых ситуациях мне это тоже неловко делать, поскольку я привык к несклоняемым вариантам. Наверное, я сказал бы «Приземляемся в Шереметьево», а не «в Шереметьеве».

Какими аргументами следует оперировать, предлагая людям следить за своей речью? Ведь контраргумент чаще всего такой: «мы же не на уроке русского» и «главное - ты меня понимаешь».

Язык - это не только средство коммуникации, но и инструмент установления определенных социальных связей. Надо понимать, что то, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным. Я понимаю, что и очень умный человек может выразиться неграмотно. Но в силу воспитания нас может оттолкнуть от человека, который делает грубую ошибку - к примеру, «ихний» вместо «их». Это лишь одна черта человека, но она не очень приятная. И если в речевом портрете человека таких черт много, может начаться отторжение речи собеседника. Равно как и в других ситуациях отторжение поведения, внешности, манеры одеваться. Язык - одна из важных, если не самая важная характеристика человека, и это может быть самой важной причиной следить за своей речью. Если вы хотите сблизиться с человеком, не надо его отпугивать своим речевым портретом. Понятно, что люди общаются с представителями своей же социальной среды - достаточно вспомнить «Пигмалиона» Бернарда Шоу, где герой начинает строительство человека со строительства его речи. Лингвист меняет речь женщины до такой степени, что влюбляется в нее. Влюбиться в торговку цветами, найденную на улице, он не мог бы - в первую очередь мешал бы язык.

Есть ли какие-нибудь советы для тех, кто живет не в России, но хочет хранить (возобновлять, спасать) свой русский язык?

Рецепт всегда один: максимальное использование русского языка. Надо говорить дома на русском языке, не подстраиваясь под тех, кто не хочет его использовать. Необходимо читать по-русски, в том числе с детьми, необходимо практиковать культуру письма.

Рисунки, машинально нарисованные во время разговора по телефону.Согласно необычному исследованию, проведённому немецкими психологами, две трети абонентов, беседуя по телефону, машинально рисуют ручкой на бумаге всевозможные фигуры, которые в символической форме выражают их внутреннее состояние. Попав в руки опытного специалиста, эти произвольные орнаменты и каракули, иначе называемые психографией, могут рассказать очень многое о "художнике": подчас даже то, о чём человек и не догадывается. Впрочем, бросив взгляд на произвольные рисунки, немало узнать о характере их автора способен не только специалист.

Спирали, круги, волнистые линии.

Чужие проблемы не слишком заботят автора, кажутся ему обременительными. Его внимание сейчас полностью сосредоточено на собственной персоне. Возможно, он переживает какой-то кризис и должен принять серьёзное решение. В таком состоянии человек легко может вспылить и обидеть собеседника..

Цветы, солнца, гирлянды.

Сетки.

Человек ощущает, что попал в рискованное или неловкое положение. Каждая решительная жирная линия - это атака, которую он не решает предпринять. Если под конец рисунок обводиться - значит, с проблемой покончено, по крайней мере, внешне. Скорее всего, автор склонен проглатывать обиду и раздражение.. Это опасно: в душе накапливается разочарование, чем дальше, тем более несчастным чувствует себя человек.

Узоры, как на обоях.

Острые углы и плавные овалы соединяются в мотив, повторяющийся до бесконечности. Такой узор говорит о том, что вам скучно, надоел разговор, а может быть - вообще весь ваш образ жизни. Можно начать с пустяка: скажем, позволить себе нечто экстравагантное, такое, чего вы всегда хотели, но не разрешали себе это сделать. Это нарушит однообразие, действующее на вас угнетающе.

Кресты.

Кресты выражают чувство вины, возникшее, скорее всего, в ходе разговора. Что-то вас тяготит: или вы себя укоряете сами, или вас упрекнул собеседник. Надо непременно обсудить причину, иначе вам предстоит ещё долго мучиться.

Человечки.

Пусть их весёлый вид не вводит в заблуждение. Это изображение - признак беспомощности или желания уклониться от какой-то обязанности. Люди обычно рисуют человечков в момент, когда им следовало бы сказать решительное "НЕТ", но они не могут заставить себя произнести это слово. Так что человечка надо воспринимать как предупреждение и сказать себе: "Не сдавайся! Откажись, иначе потом будешь сокрушаться из-за собственной слабости!".

Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры.

Ясно одно: вас легко не проведёшь. У вас чёткие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения. Вы редко испытываете страх перед противниками и конкурентами. Чем более угловатые геометрические фигуры, тем более вы агрессивны, хотя внешне это и не всегда заметно. Это качество сковывает вашу фантазию и не позволяет расслабиться. Постарайтесь смотреть на вещи проще.

Соты.

Они говорят о стремлении к спокойствию, гармонии, упорядоченной жизни. Они могут и означать желание создать семью. Не исключено, что ваша проблема - в нежелании осознать существование такой мечты.

Шахматные поля.

По-видимому, вы оказались в неприятном или затруднительном положении. Вы мечтаете о ясном и надёжном пути, который выведет вас из него. Если такие изображения появляются часто, то вы вероятнее всего страдаете от скрытых комплексов.

Переплетение кругов.

Мысль о стабильных личных связях? Возможно. Но чаще такой рисунок означает желание участвовать в чём-то. В настоящий момент вы чувствуете, что находитесь вне событий. Может быть, хотите кому-то помочь, но не знаете как. Постарайтесь уяснить, почему вы "вне игры", и исправить положение.

Флекс

Сложные рисунки, которые не поддаются никакой расшифровке ввиду большого количества совершенно не связанных символов, которые "уживаются" на одном листе. Такие рисунки были названы "флексом"

Спирали и пружины

Спирали, пружины и другие похожие на них формы часто рисуют люди, обладающие эгоистическим и честолюбивым характером. Они могут быть мстительны и злобны, в особенности когда окружающие не признают из них лидера. Сами рисунки символизируют вращение вокруг собственной персоны, воспринимаемой как нечто очень значительное. Спирали нередко чертят люди влиятельные - "сильные мира сего" - или же считающие себя таковыми.

Волнистые и "пиковые" линии

Волнистые и "пиковые" линии чаще всего - временное явление, вызванное обстоятельствами, которые на данный момент вышли из-под контроля. Чем резче обозначен пик, тем труднее проблема. По мере разрешения задачи линии приобретают всё более округлую форму и иногда переходят в пружины, означающие: вызвавшие кризис обстоятельства остались позади.

Углы и ёлки

Углы, ёлки и подобные им знаки сообщают о том, что человек занят делом, которое ему не нравится, но он вынужден заниматься им в силу определённых обстоятельств. Отсюда и острые углы, нередко объединённые в одну линию-цепь. Этот вид автоматического рисунка может быть связан с внутренней несобранностью и "ершистостью" человека, из-за которых у него возникают трудности в общении с людьми иного склада.

Звёзды и салют

Звёзды и салют чертят личности, стремящиеся достичь чего-то в жизни: счастья, славы, богатства. Но также они могу свидетельствовать о мечтательности, склонности к полёту мысли и т.п.

Цветы и листья

Цветы, особенно если они нарисованы размашисто, говорят о романтическом складе натуры, о чувственности и склонности к фантазёрству и преувеличениям. Чем округлее формы лепестков и листьев, тем больше проявляются эти качества у человека. Цветы с заострёнными лепестками или имеющими форму клешней и ромбов рисуют обычно натуры, склонные к мистике и оккультизму. Также они могут свидетельствовать о нервозности и эксцентричности.

Солнце и облака

Солнце - это жизнелюбие и радость, знак человека, с оптимизмом глядящего в будущее. А появляющиеся возле солнца облака нередко сигнализируют о каком-то препятствии, омрачающем жизнь, особенно если они заштрихованы или нарисованы вместе с дождём.

Круги

Круги и вообще округлые формы, пересекающиеся и касающиеся друг друга, недвусмысленно свидетельствуют о непризнании и обделённости. Человек, рисующий подобные фигуры. стремится вместе со всеми участвовать в каком-нибудь деле, но его незаслуженно (с точки зрения автора рисунка) обходят вниманием и лишают дружбы. Множество кругов - это тоска, одиночество и, быть может, неразделённая любовь.

Решётки и сетки

Нарисованная с сильным нажимом сетка означает, что человек чувствует себя подобно зверю, загнанного в угол. Каждая линия - это отпор, который, однако, остаётся лишь на бумаге. С точки зрения характера в целом, решётка выдаёт человека не глупого, которому не хватает решительности заявить о себе.

Шахматные клетки

Шахматные клетки - признак забывчивости, короткой памяти. Чертящий их человек всё время старается не потерять нить разговора и в тоже время обдумывает ответ на вопрос, заданный намного раньше. Каждая клетка - это несказанное слово, невыраженная мысль. Обычно рисуют простую шахматную доску, но бывает, составляют из заштрихованных квадратиков сложные узоры, свидетельствующие о невнимательности, быть может, навеянной скукой.

Домики и симметричные фигуры.

Симметричные фигуры символизируют аккуратность, расчётливость и любовь к порядку даже в мелочах. Человек, рисующий их, умён и умеет отстаивать свою точку зрения. Он чётко видит поставленную перед собой задачу и никогда не будет делать того, чего делать не хочет, если, конечно, это не обязательно для достижения цели. Подчас такой человек бывает очень упрям, а если попытаться сбить его с намеченного "курса", то потом можно и пожалеть об этом.

Эй ты, дурень! Слышал, как тут протопали солдаты? - спросил человек слепого фермера.
Через минуту к нему обратился другой человек:
- Слепец! Открой-ка рот и скажи, слышал ли ты, как здесь промаршировали солдаты?
Чуть позже раздался третий голос:
- Сэр, вы не слышали, проходили ли по этой дороге солдаты?
Наконец подошёл ещё один человек и, положив руку на плечо фермера, спросил:
- Дорогой мой, пожалуйста, скажи мне, слышал ли ты, как по этой дороге проходили люди?


И слепой человек правильно описал тех, кто задавал ему вопросы: первый был солдатом, второй - капитаном, третий - генералом, а четвёртый - царём.


Слова выявляют говорящего. Язык - оружие сердца, он охраняет человека. Слишком долгие разговоры, громкая речь, грубые и несдержанные слова, - всё это влияет на здоровье человека и порождает злобу и ненависть в других; такая речь ранит, отчуждает, ожесточает. Если вы оступились, то можете отделаться вывихом, если же оступится ваш язык, вы нанесёте удар другому. Чем мягче мы говорим, чем меньше мы говорим, чем нежнее мы говорим, тем лучше и для нас, и для других..


/индийская притча/

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.12.2012. Слова, которые мы говорим, рисуют наш портрет

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Суворова Надежда

Даже если мы не умеем рисовать, когда скучно выводим на бумаге узоры или фигуры. Многие не обращают внимания на эти картинки, но психологи и в них нашли скрытый смысл. Дело в том, что когда мозг занят другим делом, руки находятся под контролем подсознания и передают сигналы из глубины души.

Подобными исследованиями занимается и . Поэтому важно суметь увидеть в незначительных деталях истинную сущность человека, скрытую под маской сознания.

Анализ рисунка

В отличие от тестов, где перед человеком ставят конкретную цель нарисовать дом, семью, животное, здесь важен выбор сюжета картинки. Он расскажет о мыслях, скрытых страхах и мечтах, что нельзя узнать при помощи привычных методов диагностики.

Человек

Чаще неосознанно человек выводит фигуры людей. И от того, какими они получаются, судят о внутреннем состоянии и чувствах, переживаемых на данный момент.

Интерпретация:

Если фигурки выходят маленькими и схематичными, то человек ощущает давление со стороны и беспомощность перед ним. Он хочет остаться в одиночестве и боится общения.
Если фигурка изображена прямо, то рисовавший не испытывает страха перед людьми, но чем больше она «смотрит» в сторону, тем скрытнее личность.
Непропорционально большая голова говорит об интеллектуальном складе ума. Маленькая, наоборот, о техническом. Чем детальнее прорисована внешность, тем сильнее заботит она человека.
Маленькие, плохо прорисованные или закрытые глаза, говорят о визуальных страхах. Это может быть образ, увиденный в фильме или представленный в воображении.
Чем больше у нарисованного человечка уши, тем важнее для «художника» мнение со стороны. Отсутствие говорит, что ему безразличны общественные устои.
Широкие плечи выдают силу и властность, а узкие слабость. Сутулая спина подсказывает, что человеком управляет чувство вины.
Руки, прижатые к телу или прикрывающие его, говорят о конфликтах с окружающими людьми.
Если ноги расставлены широко, значит человек не любит выслушивать чужое мнение, если соединены, то легко подчиняется приказам со стороны. Длинные ноги указывают на желание быть независимым, а короткие на чувство неловкости.

Обратите внимание на позу и выражение лица, если они агрессивные, человека одолевает чувство, которое не может побороть. Если при этом рот закрыт или стиснуты зубы, то он не хочет об этом говорить.

Имя или подпись

Будьте осторожны, оставляя на листах бумаги подпись. Не только потому что ей воспользуются мошенники, но для сохранения . Психологи утверждают, что человек, выводящий свое имя или оставляющий автограф на случайно попавших под руку листочках, страдает от тщеславия и зациклен на себе.

В тоже время человек может писать отдельные слова или фразы, которые ему пришлись по душе. Не ищите в них двойной смысл, они говорят о том, какие ассоциации у человека вызывает место где он находится, окружающие люди и внутреннее состояние.

Геометрические фигуры

Важно обратить внимание, имеют ли эти фигуры углы, а также их количество. Чем больше в рисунке острых деталей, тем решительней настроен «художник». Квадраты, прямоугольники, трапеции и треугольники говорят о четкой цели и стремлении к ней. Если фигура имеет 6 или больше углов, ее автор осторожен и внимателен.

Круги, овалы и кольца указывают на мягкость характера. Если несколько таких фигур соединены между собой или находятся одна в другой, то человеку необходима поддержка и участие. Закрашенные круги говорят о замкнутости и нежелании общаться.

Спирали и волны

Рисующий закручивающиеся линии человек находится в кругу своих эмоций и переживаний. Ему не требуется сочувствие и участие окружающих, он погружен во и ему в нем комфортно. Если завитки спирали мелкие и частые, то имеется неразрешенная проблема, которая вызывает . Такой человек неуравновешен и может вспылить.

Волны, напоминающие очертание женской фигуры выдают сексуальный подтекст рисунка. Такому человеку не хватает теплоты и внимания со стороны противоположного пола. Возможно, у него возникает сексуальное влечение к определенному человеку, но это желание остается неосуществимым.

Сердца и звездочки

Сердечки на бумаге рисуют люди ранимые и впечатлительные. Они подвержены воздействию романтических . Такие «художники» мечтательны и мягкосердечны. Но внешне это никак не проявляется. Они и кажутся строгими и серьезными.

Рисованием звезд увлекаются те, кто хочет достичь карьерных высот и общественного признания, и обладают всеми нужными для этого качествами. Они целеустремлены, оптимистичны и полны энергии для свершения задуманных планов.

Солнце и облака

Если вы увидели, что кто-то рисует солнышко и облака вокруг, знайте, что этот человек добр и мягкосердечен. Он живет мечтами и грезами, часто выдумывает небылицы и рассказывает их. Такой «художник» любит общение и плохо себя чувствует, когда рядом никого нет.

Обычно, рисунок не заканчивается на одном сюжете, к нему приплетаются новые образы и символы. Это говорит о богатой фантазии. Рисующий с удовольствием подарит свое творение и нарисует еще, если вы его об этом попросите.

Крестики и решетки

Если человек выводит перекрещенные линии, в его жизни присутствует сложная ситуация, которая пока не имеет выхода. Своими рисунками он показывает, что хочет защититься от тяжелых жизненных невзгод.

Кресты и решетки указывают на страх перед возникшей ситуацией и . Такое чувство возникает из-за неуверенности в себе, нежелании идти на компромисс и прислушиваться к мнению опытных людей.

Домики

Рисуя домик, человек неосознанно ищет опору в жизни, хочет найти поддержку. Он обеспокоен своим нынешним положением, старается исправить его и сделать свою жизнь лучше. Дом, окруженный забором говорит о нехватке поддержки со стороны близких. Маленькие окна указывают на замкнутость и недоверие.

Дым из трубы выдает добрый характер «художника». Сад и цветы говорят, что ему не хватает уюта и покоя. Если к дому ведет дорожка, то человек ждет перемен в жизни. Отсутствие двери и крыльца, наоборот, подскажут, что он боится изменений, которые могут произойти.

Животный мир

Изображение рыб или птиц, расправивших крылья и плавники, говорит о свободолюбии автора. Если же он нарисовал обезьяну или похожего на нее животного, то имеет инфантильные черты личности.

Кошки и собаки, нарисованные на бумаге, подсказывают, что человеку не хватает тепла, и он хочет завести друзей. Если он изобразил крокодила, то имеет властный и деспотичный характер.

О чем расскажет техника рисования

Если вы хотите заглянуть глубже и узнать о человеке еще больше интересного, посмотрите на то, как он рисовал. Сильное или слабое надавливание, толщина линии, обведение контуров и цвет, которым выполнялся рисунок, расскажет другие факты о психологическом состоянии человека.

Резкие штрихи

Быстрые движения, проведение ручкой по одной линии несколько раз говорят о тревоге, которая овладела человеком. Если он рисует нечеткие черты и сложно понять, что точно изображено, нет деталей и четкости, присутствует волнение или другой .

Когда штрихи получились четкие и аккуратные, а рисунок крупным и детальным, можно говорить о рассудительности и серьезности «художника». Он точно знает, что хочет от жизни и твердо стоит на своем.

Плавные линии

Если человек выводит плавные линии, рисует замысловатые узоры, при этом еле прикасается к бумаге карандашом или ручкой, то он мягкосердечен и податлив. Такая личность находится в .

Яркие линии расскажут о том, что, несмотря на доброту и отзывчивость, управлять таким человеком не получится. Он знает, чего хочет, и не ориентируется на чужое мнение.

Выбор цвета

По этому фактору судят, если перед рисующим имеется выбор: лежат разноцветные карандаши, ручки или фломастеры. В зависимости от того, в какой гамме выполнен рисунок, можно судить о настроении, преобладающем в данный момент.

Интерпретация цвета:

Красный. Говорит о напористости и твердости, внутренней энергии и желании действовать. Человеком и эмоциональное напряжение, способное вызвать .
Оранжевый. Указывает на хорошее расположение духа. Человек испытывает желание общаться, делиться своими мыслями и идеями.
Желтый. Если человек выбрал для рисования этот цвет, его переполняет чувство радости и счастья. Он испытывает эмоциональный подъем и полон новых идей.
Зеленый. Говорит о гармонии, царящей внутри рисующего, душевном покое и уравновешенности. Человек, выбравший этот оттенок, находится в поиске себя.
Синий. Указывает на то, что человеку комфортно в окружающей его обстановке, он готов к искреннему и откровенному разговору.
Фиолетовый. Говорит, что человеком , а не разум. Он легко раним и находится в творческом поиске.
Серый или графитовый (в том числе и простой карандаш). Указывает на присутствие уныния и тоски.
Черный. Этот цвет олицетворяет или .

Соединив анализ сюжета рисунка и интерпретацию выбора цвета получаются однозначные выводы о характере человека, эмоциональном состоянии и чертах личности.

Расположение рисунка на листе

Еще один фактор, по которому вы узнаете о человеке интересные факты – это расположение рисунка на листе бумаги. В зависимости от того, в каком месте он предпочитает выводить узоры, преобладают те или иные черты характера:

верхняя сторона. Указывает на и желание заслужить признание в обществе. Если рисунок маленький, то присутствует тревога и страх, если большой, то человек высокомерен и заносчив;

нижняя сторона. Говорит о неуверенности в себе и замкнутости. Человек, выбирающий эту сторону, нерешителен и боится перемен;
левая сторона. Ориентировка на прошлое. «Художник» любит разбираться в себе, размышлять о прожитой жизни, делать выводы;
правая сторона. Говорит о стремлении вперед. Выбор в пользу правой стороны листа указывает на то, что человек ориентирован на будущее.

Прежде чем анализировать рисунки, убедитесь, что вы готовы услышать результаты. Иногда они настолько непредсказуемые и шокирующие, что сложно поверить в правдивость.

2 марта 2014

«Видим, рисуем, говорим…» - это выставка-дуэт московских художниц, педагогов по живописи, рисунку и композиции Екатерины Ульяновой и Елизаветы Милоградовой, связанных дружбой и совместной многолетней работой в одной из изостудий Москвы. Сейчас Екатерина является руководителем и педагогом изостудии «Арт-Детство», созданной ею в 2005 году в Центре культуры и досуга «Лира». В 2016 году студия получила почетное звание «Ведущая творческая студия города Москвы». А Елизавета, дважды награжденная Грантом Правительства Москвы в области образования (2004 и 2014 г.), преподает изобразительное искусство и ведет группы дополнительного образования изостудии «Талантливые дети» в ГБОУ Школа №627.

Художницы родились и выросли в Москве, занимались в московских изостудиях, учились в одной художественной школе. Воспитывались в среде интеллигенции и художников. С детства впитывали атмосферу московской жизни, архитектуры и культуры, проводя многие часы в легендарных музеях Москвы среди чудесных плодов мирового искусства, что формировало их художественное видение, мышление и впоследствии нашло отражение в их творчестве, а также в работе с детьми, их учениками. Теперь нужно привить любовь к прекрасному у будущего поколения, научить их видеть прекрасное, восхищаться, творить…

«Видим». Как научиться видеть? Видеть удивительное и прекрасное, даже в самых обычных вещах? Это свойственно детям - они верят в сказку, могут самое обычное явление превратить в волшебство. Мы учимся у детей непосредственности и наивности, умению видеть мир открыто и без стереотипов, этого порой так не хватает взрослому состоявшемуся художнику! Но и мы учим детей видеть - видеть сто оттенков в одном цвете, видеть картину мастера, уметь ее «прочитать», видеть композицию, ритм, движение и красоту вокруг нас. Наши занятия - это диалог между взрослым и ребенком, художником и тем, кто делает первые открытия в изобразительном искусстве. А наши картины – это наш взгляд на мир.

«Рисуем». Дети рисуют с рождения. Это часть их игры, часть познания окружающего мира и самого себя. Ребенок и карандаш - два неотъемлемых понятия, конечно, если взрослый не совершил случайно когда-то ошибку, внезапно вторгнувшись в мир ребенка со своими «советами». Дайте детям свободу, бумагу и карандаши, и вы увидите, как ребенок сам научится рисовать! Он будет выражать свои эмоции, настроение, играть, рисуя. Мы только подсказываем, направляем, дополняем рисование ребенка, стараемся его заинтересовать, вдохновить и поверить в собственные возможности. Мы педагоги, но мы и сами художники. Мы рисуем! Наши работы - это наш разговор с миром и со зрителем, отражение наших впечатлений и чувств, это то, что мы хотим донести до вас, смотрите!

«Говорим». Мы говорим с нашими учениками. О чем? Обо всем… О закате и восходе, о цвете моря и оттенках неба, о композиции, колорите, о художниках и их произведениях, о тайнах и загадках старинных полотен и Древнеегипетских скульптур. Мы говорим с родителями наших учеников о важности творческого развития в развитии личности человека, о развитии художественных способностей и формировании мыслящего человека. Мы говорим через наше творчество со зрителями о нашем времени, о современном человеке и его среде, о связи с нашей историей, о жизни и о себе!

«Мы видим, рисуем, говорим! Мы хотим сделать ваше пребывание на нашей выставке интересным, полезным, запоминающимся».

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство