Осирис пен исида туралы миф. Исида и осирис. Об Исиде и Осирисе Перевод и примечания Н. Н. Трухиной

Осирис пен исида туралы миф. Исида и осирис. Об Исиде и Осирисе Перевод и примечания Н. Н. Трухиной

01.07.2020

Осирис был богом, который некогда правил Египтом в те времена, когда смерть еще не являлась в мир. Люди ничего не знали о грехах; не было ни насилия, ни жадности, ни зависти, ни ненависти, ни прочих раздоров между людьми. Люди говорили между собой на сладком языке поэзии; они всегда были честны и кротки. Осирис любил людей и учил их искусствам земледелия и ирригации, мудрости и законам богов.

Геб (Земля) и Нут (Небо) были родителями Осириса и его жены Исиды. Поскольку они были богами, то в том, что они были одновременно мужем и женой и сестрой и братом, не было никакого греха. Они вдвоем правили страной, и она процветала; они вызывали разливы Нила, оставляющие на полях плодородный ил, на которой взрастал урожай. Их преданном помощником был бог мудрости Тот, который изобрел письменность и числа, обучив этим искусствам первых людей.

Но у богов был и злобный брат, Сет, царивший в безжизненной пустыне. Осирис был повелителем жизни и творчества, Сет — разрушения. Сет был столь жесток по натуре, что еще при рождении он прорвал дыру в боку своей матери. Когда люди научились орошать земли, Сет рассердился на то, что Осирис таким образом уменьшил его пустынные владения. День ото дня он все больше и больше завидовал своему брату.

Сет окидывал взором свое царство и видел только песчаные дюны, скорпионов и скалы. У него было много времени на размышления, ибо ничего не происходило в его владениях. Однажды он измерил рост Осириса, заметив тень своего брата, и построил для него прекрасный сундук из ароматного дерева.

Накануне наступления засушливого сезона (естественно, любимого времени года Сета) Сет собрал богов на великий пир, поставив сундук в центре прихожей. Все боги восхищались сундуком: он источал ароматы бальзама, кедра и ладана. Боги затеяли игру, по очереди залезая в сундук. Осирис опоздал на пир, и, когда он явился, все остальные боги уже сидели в пиршественной зале. Итак, Сет и Осирис оказались наедине в прихожей, где стоял сундук. Сет уговорил своего честного и доверчивого брата попытаться залезть в сундук. Но стоило Осирису оказаться в сундуке, как сбежались слуги Сета, забили крышку гвоздями и запечатали ее раскаленным свинцом.

Другие боги услышали стук молотков и оторвались от пиршества. Но, когда они вошли в прихожую, Сет и его прислужники уже бежали с сундуком в пустыню под покровом ночи. Боги попытались догнать их, поняв, что Осирис в сундуке, но было уже слишком поздно. В конце концов злодеи бросили сундук в Нил; к этому времени Осирис уж умер от удушья.

После смерти Осириса на Египет обрушились неведомые доселе несчастья. Пустыня Сета окружила со всех сторон плодородные земли; людям грозил голод. Тогда люди начали сражаться между собой за пищу и воровать. Матери не могли уснуть по ночам из-за плача голодных детей. С упадком земледелия и ирригации песчаное царство Сета стало расти и уже почти достигало берегов Нила. Отчаяние было так велико, что люди стали завидовать мертвым.

Исида, ее сестра Нефтида (которая была женой Сета) и мудрый Тот отправились на поиски Осириса через весь Египет, следуя за течением Нила. Сундук спустился вниз по реке, миновал дельту и попал в Средиземное море. В конце концов он приплыл в Библос, которым правили царь Мелкарт и царица Астарта.

Через некоторое время рядом с сундуком выросло деревце. Оно росло и превратилось в большое дерево, корни которого проросли сквозь сундук. Благодаря ароматной древесине, из которой был сделан сундук, дерево стало источать благоухание, прославившее его на весь мир. Исида услыхала об этом чуде и поняла, что описание этого аромата напоминает благоухание сундука.

По пути в Библос Исида в знак скорби срезала прядь своих волос. Тот посоветовал ей отдохнуть на острове в поросших папирусом болотах в дельте Нила. Семь скорпионов сопровождали Исиду в пути. Когда она отдыхала в доме одной благочестивой женщины, один из скорпионов укусил сына этой женщины, и мальчик умер. Растроганная плачем матери, богиня оживила ребенка.

Прежде чем Исида добралась до Библоса, царь Мелкарт и царица Астарта решили, что знаменитое дерево было одним из сокровищ их царства, и приказали срубить его. Из него сделали колонну в царском дворце. Так, когда Исида прибыла в Библос, от дерева остался лишь благоухающий пень. Богиня много месяцев подряд сидела на этом пне, не говоря ни слова.

Когда Мелкарт и Астарта услыхали о прекрасной чужеземке — быть может, богине, — они немедленно послали за ней. Исида пришла в царский дворец и возложила ладонь на голову царицы; и тут же тело Астарты стало источать сладкий аромат. Исида стала кормить ребенка царицы своим пальцем — так же, как прочие женщины кормят детей грудью. Она стала кормилицей царского сына и осталась жить во дворце.

Однажды ночью Исида украдкой срезала щепки с колонны, в которой находился Осирис, и бросила их в огонь. Древесина от соприкосновения с телом Осириса преобразилась чудесным образом, так что, когда она горела, можно было без всякого вреда касаться этого огня. Исида опустила царского сына в огонь, чтобы согреть его, и ребенок оставался невредим.

Но тут в зал вошла царица Астарта и, ужаснувшись при виде своего ребенка в огне, выхватила его из очага. Исида приняла облик ласточки и стала летать вокруг колонны. Она заговорила с сердцем Астарты, объяснив ей, что, если бы ребенок оставался в огне еще немного, он стал бы бессмертным; теперь же ему будет дарована просто долгая жизнь. Затем Исида снова приняла человеческий облик и рассказала Астарте всю историю Осириса. Утром царь Мелкарт повелел расщепить колонну и достать сундук.

Исида вернулась в Египет с сундуком. Открыв его, она обнаружила, что тело Осириса не истлело, а прекрасно сохранилось. Она обняла безжизненное тело своего мужа, поцеловала его, вдохнув в него жизнь, и Осирис ожил. Все еще опасаясь жестокого Сета, они прятались от него и жили скрыто.

Но Сет быстро узнал, что Осирис ожил, потому что пески немедленно отступили и урожай снова начал расти. Люди снова стали жить в мире со своими соседями. Само собой, Сет стал замышлять новое убийство своего брата. Однажды под видом охоты на газелей Сет подошел к спящему Осирису и разрезал тело брата на четырнадцать частей, разбросав их по всей земле. По сей день эти четырнадцать мест считаются в Египте «могилами» Осириса. Со смертью Осириса зло снова вернулось в страну, хотя и в меньшей степени, чем в прошлый раз.

Исида странствовала по всему Египту, чтобы собрать четырнадцать частей расчлененного тела Осириса. Она нашла их и сложила вместе на острове посреди Нила. Когда части тела Осириса воссоединились, мир снова вернулся в Египет. Но Исида услышала голос, сказавший ей, что этот мир не будет продолжительным: Сет уже успел отравить сердца людей. Но все же зло никогда не овладеет людьми полностью. Душа Осириса отправилась в страну мертвых, где он стал Царем Мертвых и Великим Судьей, и отныне смертные мужчины и женщины могли после смерти достичь бессмертия души, чтобы их тела и души воссоединились при воскресении. И хотя Сет принес в мир грех, Осирис принес надежду.

Вскоре после того, как Осирис стал царем Подземного мира, Исида родила ребенка, который получил имя Гор. Нефтида и Тот заботились о ней и воспитывали ее ребенка. Гору было суждено отомстить за своего отца, возглавив поход богов и людей против Сета. После рождения Гора власть Сета уже не была безраздельной. Но Сет послал скорпиона, который укусил Гора и убил его.

Исида стала молиться Ра, богу Солнца, который послал Тота научить ее заклинаниям, способным оживить мальчика. То, что Гор провел некоторое время в стране мертвых, пошло ему на пользу: ведь он смог встретиться там со своим отцом Осирисом и научиться у него мудрости. Гор считается покровителем царствующего фараона и хранителем благосостояния Египта.

Законы Осириса

Осирис учредил законы, управлявшие страной мертвых. У каждого человека есть три части — тело, дух-«ка» и дух-«ба». После смерти «ка» продолжает жить, а тело сохраняется благодаря мумифицированию, ибо это — собственность и обиталище «ка». Когда Осирис призовет мертвых к воскресению, «ка» полностью овладеет телом.

В момент смерти «ка» покидает тело и отправляется на суд. Душа странствует по залам дворца Осириса, где свидетельства о жизни души сперва рассматривают сорок два чиновника. Эти чиновники абсолютно беспристрастны: положение, которое занимал человек при жизни, никоим образом не влияет на решение посмертного суда. Но окончательный приговор душе выносят трое судей мертвых, восседающие в Зале Двух Истин.

Эти судьи — боги Гор, Анубис и Тот. Тот, бог мудрости, помещает на одну чашу весов, против свидетельства о жизни души, чистое белое перо, символизирующее Маат — «истину». Если душа честно заявляет, что не повинна ни в одном из сорока двух прегрешений, Тот отводит ее к трону Осириса, который с этих пор властвует над этой душой, пребывающей в вечном блаженстве, и который однажды воскресит тело этого человека, воссоединив его с душой.

Если человек повинен в менее чем половине из сорока двух грехов, Тот обращается к Осирису с просьбой допустить эту душу к вечному блаженству. В подобных случаях решающим свидетельством будет свидетельство сердца — намерения человека. Некоторые даже утверждают, что горячие и холодные сердца взвешивают на разных весах.

Если же душа совершила более половины из сорока двух прегрешений и если у человека холодное сердце, Осирис либо приказывает ей воплотиться снова и расплачиваться за грехи тяжелым трудом на земле, либо посылает ее в ад, где ей надлежит очиститься от грехов, а затем подвергнуться повторному суду.

В египетских захоронениях находят пищу и личные вещи, которые помещали туда вместе с телом. Это было необходимо для поддержания жизни духа-«ка», которой не требуется много пищи, а также для того дня, когда Осирис воскресит тело. Тело мумифицировали в подражание не подвергшемуся тлению телу Осириса.

Египтяне при упоминании недавно умерших людей нередко называли их «Осирисами», так же как современные люди зовут их «покойными».

Изложено по: Плутарх. 12-17 с восполнением подробностей из различных древнеегипетских текстов

Земное царствование Осириса и заговор Сета

После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня неба обрела возможность рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

В первый день она родила Осириса (египетск. Уси р(е)). Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:

Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!

Илл. 84. Сет в виде стилизованного животного (жирафа?). Алебастровая статуэтка; XXVI династия; ГМИИ .

На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она воздвигала надгробную стелу, чтобы Сет не смог найти настоящей гробницы и чтобы Осириса почитали во всех номах Египта и во всех городах. Единственной частью, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - оксиринх (греч.; египетск. Хат; илл. 171 на с. 241), лепидот (илл. 172 на с. 242) и фарг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

В египетских текстах такое отношение к этим рыбам не засвидетельствовано; напротив, оксиринх и лепидот считались священными (см. далее, с. 241), а в некоторых областях почитался и фарг. По одному из мифов, эти рыбы возникли из крови Осириса.


Илл. 94. Мумификация и оплакивание умершего, отождествляемого с Осирисом. На погребальном ложе - мумия, жрец - Анубис - накладывает пелены, плакальщицы изображены с иероглифами Исиды (справа) и Нефтиды. Прорисовка рельефа с западной стены скальной гробницы сановника Пеннута в Анибе; XX династия .

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Поэтому египтяне справляют праздник в честь фаллоса (прилож. II-Г).

Затем богиня смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали её сестра Нефтида и сын Нефтиды, знаток целебных трав и секретов бальзамирования Анубис (илл. 94).

Через 70 дней мумия была готова. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого брата (илл. 95, 96):



Илл. 95. Исида и Нефтида оплакивают Осириса.
Илл. 96. Исида и Нефтида в обликах птиц оплакивают Осириса
.

Вместе с двумя сестрами горевали духи города Пе. Услышав причитания Исиды и Нефтиды, они пришли к телу Осириса и стали танцевать [танец печали, избивая] <...> свои тела, [ударяя] <...> в ладоши [рвали] свои волосы*.

«Тексты Пирамид» сообщают другую версию этого мифа, согласно которой Исида и Нефтида, собрав тело Осириса (отождествляемого с умершим фараоном), оживили его с помощью Нут и Ра.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить сына. Но, зная тайны магии и колдовства, она могла зачать ребёнка и от мумии супруга. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Согласно Плутарху (12), Хор (отождествляемый Плутархом с Харвером) был зачат ещё до рождения Исиды и Осириса, когда они пребывали в чреве Нут, однако в другом фрагменте (19) говорится, что «Осирис сочетался с Исидой после смерти, и она произвела на свет Гарпократа (грецизир.; египетск. Хор-па-херед)» - Хора-ребёнка.

См. примеч. 17 на с. 34. По Плутарху, во второй день рождается Хароерис (египетск. Харвер). В том же фрагменте (12) Плутарх называет Хароериса сыном Исиды и Осириса, отождествляя его, таким образом, с Хором - сыном Исиды.

«Иные же утверждают, что это срок его жизни, а не царствования» (Плутарх. 13).

Греческий траурный обычай. Сравн., однако, Геродот. II. 65 - прилож. II-Е.

Уадж-Ур - буквально: «Великая Зелень» - море, в данном случае Средиземное.

У Плутарха - вереск (редкая разновидность древовидного вереска).

Разные источники называют разное число дней, в течение которых Исида собирала останки Осириса. Вместе поиски и мумификация продолжались 70 дней (время, в течение которого не виден Сириус).

Из глубокой древности пришло к нам имя Осириса. Культ этого божества существовал в Египте еще в эпоху Древнего Царства, т.е. в первой половине третьего тысячелетия до Н.Э. Таким образом, имя Осириса (Усира) звучит в человеческих устах на протяжении почти пяти тысячелетий. Возможно и дольше. Известно, что Осирис был одним из самых почитаемых божеств древнеегипетского пантеона. Эллины также относились к нему с уважением, ассоциируя с Дионисом. Средневековые алхимики использовали его имя в своих поисках философского камня. А аристократы-авантюристы XVIII века, такие как Сен-Жермен и Калиостро пытались достичь бессмертия под его божественным покровительством. Действительно, даже в экстравагантной компании древних божеств, столь контрастно отличающихся от наших представлений о божественном, Осирис выглядит весьма своеобразно. История его жизни, смерти, воскрешения и посмертного существования остается одним из самых любопытных мифов, которые знала древность. К сожалению, в этой самой древности миф об Осирисе в сравнительно полном виде был воспроизведен только Плутархом – греческим автором, жившем в начале уже нашей эры. Этот синкретический трактат был озаглавлен “Об Исиде и Осирисе”. В нем элементы древнеегипетского предания были перемешаны с эпизодами древнегреческой мифологии, имена многих египетских богов заменены на имена соответствующих им, по мнению автора, греческих божеств. Даже древнее имя Усир, принадлежащее главному герою, было преобразовано в греческое Осирис. Как мы знаем, в дальнейшем оно прижилось. Итак, обратимся к предложенной Плутархом интерпретации древнего мифа.

Часть первая. Рождение Владыки Всего Сущего.

Говорят, что когда Гелиос узнал о том что Рея тайно сочеталась с Кроном, он изрек ей проклятие, гласящее, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес, влюбленный в богиню, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил из них пять дней и приставил их к тремстам шестидесяти; и до сих пор египтяне называют их «вставленными» и «днями рождения богов». Сразу дадим расшифровку. Под Гелиосом Плутарх, очевидно, подразумевает центральное божество древнеегипетского пантеона – бога солнца Ра. Греческая богиня Рея заменяет здесь египетскую богиню неба – Нут, а Крон – бога земли – Себа. Прообразом Гермеса в египетской мифологии является божество по имени Тот.

Необходимо отметить космологическую подоплеку этого отрывка. Несомненно, здесь на языке мифа объясняется известный астрономический факт - определенное несоответствие между лунным и солнечным годом. Те пять дней, которые Тот выигрывает в шашки у Луны и составляют этот “астрономический зазор”. Подобное отхождение от закономерностей, исходящих от высшего божества (Ра), такое вопиющее нарушение его воли, с точки зрения древних египтян могло быть вызвано только событием чрезвычайной важности и, несомненно, относящимся к области священного.


Рассказывают, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: владыка всего сущего является на свет. На второй день родился Аруэрис, которого называют Аполлоном, а некоторые также старшим Гором. На третий день на свет явился Тифон, но не во-время и не должным образом: он выскочил из бока матери, пробив его ударом. На четвертый день во влаге родилась Исида; на пятый - Нефтида, которую называют Концом и Афродитой, а некоторые - Победой. Миф гласит, что Осирис и Аруэрис произошли от Гелиоса, Исида - от Гермеса, а Тифон и Нефтида - от Крона.

Здесь стоит пояснить, что божество, которое Плутарх ассоциирует с Тифоном, древние египтяне называли богом пустыни, Сетом. Стоит заметить, что при рождении Осирис провозглашается Владыкой Всего Сущего. Таким образом, его божественное право на господство было предопределено свыше. Недаром в первой своей ипостаси он выступает в качестве Верховного Правителя, своеобразного Царя Царей (заметим, что отцом его, согласно мифу, был сам Ра). Его брат Сет, который будет играть в дальнейшем повествовании очень важную роль, с самого своего рождения воплощает в себе деструктивный элемент. На свет он появляется насильственно и противоестественно, как говорится в мифе “не во-время и не должным образом”. Это противопоставление благословенной судьбы Осириса и негодной судьбы Сета с самого начала задают определенную метафорическую дуальность, которая будет развита в дальнейшем.

Рассказывают, что Нефтида стала женою Тифона, а Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева до рождения.
Как видим, инцест в древнеегипетской мифологии никак не имеет статуса табу. Напротив, брак братьев и сестер здесь как бы остается под божественным покровительством. Надо сказать, что многовековая история Древнего Египта знала немало случаев кровосмесительных браков, в результате которых, зачастую, происходило постепенное вырождение правящий династий.
Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой.
Итак, мы видим, что судьба Владыки Мира была уготована Осирису с рождения. Однако в мифе он выступает не только в виде могущественного правителя, но и в качестве монарха-просветителя. Действительно, просветительскую функцию Осириса здесь стоит выделить как ключевую. Цивилизация Древнего Египта, по мнению большинства историков, была бы невозможна без их успехов в сельском хозяйстве, в частности – в выращивании злаковых культур. Поэтому неудивительно, что Осирис, бог, выведший человечество из первобытного состояния, был для египтян богом зерна. Вот что пишет об этом известный антрополог Джеймс Фрезер в своем монументальном труде “Золотая ветвь”:
Осирис – бог зерна. Рассмотрения этого мифа и ритуала, связанного с Осирисом, думается, достаточно для того, чтобы доказать, что в одной из своих ипостасей этот бог был персонификацией хлеба, который, образно говоря, ежегодно умирает и возрождается вновь… С этим толкованием хорошо согласуются детали мифа об Осирисе. В нем говорится, что Осирис был отпрыском Неба и Земли. Какой еще родословной можно пожелать, богу, вырастающему из земли и оплодотворяемому небесной влагой? Правда, непосредственно египетская земля была обязана своим плодородием не ливням, а разливам Нила, но ее обитатели, должно быть, знали – или по крайней мере догадывались,что великую реку в ее течении питают дожди, выпадающие в глубине страны. Самое прямое отношение имеет к богу хлеба и предание об Осирисе, научившем людей земледелию.
В своем трактате Плутарх недвусмысленно ассоциирует Осириса с греческим богом плодородия - Дионисом. В одном месте он даже прямо говорит:
А то, что Осирис и Дионис - одно, кто знает лучше, чем ты, Клея? Так и должно быть: ведь это ты предводительствуешь в Дельфах вдохновенными жрицами, предназначенная отцом и матерью для таинств Осириса.
Но, несмотря на многочисленные доказательства идентичности этих двух богов, представленных Плутархом, характер их культов сильно различается. Достаточно лишь вспомнить сочинение Еврипида “Вакханки”, и сравнить дикие обряды поклонниц Диониса с просветительской деятельностью Осириса, о котором сам же Плутарх писал как о “отвратившего египтян от звероподобного образа жизни”. В первой части мифа об Осирисе раскрывается как раз “солнечная”, разумная сторона его религии. Осирис предстает в ней как высшее существо, наделенное божественной властью и, при этом, всеблагое, принесшее людям цивилизацию. Очень важен здесь символический аспект. Осирис воплощает в себе вообще всякую производящую силу; как выразились бы психоаналитики – либидо как таковое. В интерпретации того же Плутарха, он репрезентирует божественный Логос, творческое Слово. Недаром к нему относится и древнеегипетский фаллический культ, как культ плодородия, культ активной, производящей энергии.

Часть вторая. Гибель Осириса.

Тифон по возвращении Осириса стал готовить ему западню, втянув в заговор семьдесят два человека и имея сообщницей эфиопскую царицу по имени Асо. Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру. После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис вступил в гроб и лег. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким. Говорят, что это случилось в семнадцатый день месяца Афира, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса. Из египетских источников также можно узнать, что умер замурованный в саркофаге Осирис не сразу, а только на четырнадцатый день. Это еще одна аллюзия на природные циклы. Смерть Осириса древние египтяне связывали с ежемесячным убавлением луны. Ведь именно четырнадцать дней проходит от полнолуния до новолуния. В этот срок луна как бы умирает, подобно Осирису. По этому поводу сразу возникает вопрос. Как Осирис вообще мог умереть? Разве боги не бессмертны? Между прочим даже в пушкинской “Сказке о царе Салтане” за время путешествия царственного семейства по “морю-окияну” в засмоленной бочке ребенок успел вырасти, научиться ходить и говорить. И хоть рос он, как говориться у Александра Сергеевича, “не по дням, а по часам”, прошло, должно быть, немало времени. Странно, что персонажи русской сказки в таких обстоятельствах выжили, а древнеегипетский бог – умер. Очевидно, и способ, которым Осирис был умерщвлен, имеет свой скрытый смысл. Морской горизонт имел в представлении некоторых народов мистическое значение и играл роль линии, разделяющей мир живых и мир мертвых. Отсюда и обычай хоронить умерших, отпуская их в лодке в открытое море (вспомним “Мертвеца” Джима Джармуша). Саркофаг является в этом фрагменте исключительно важным элементом. В глаза бросается очевидная нелепость такого способа умерщвления Владыки Всего Сущего. Однако без него здесь обойтись никак не могли, так как он играл роль судна, переправившего Осириса в мир мертвых.
Когда Исида узнала, что любящий Осирис по ошибке сочетался с ее сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтиды, то она стала искать дитя, ибо Нефтида, родив, тотчас удалила его из страха перед Тифоном; ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду; она вскормила его, и он, названный Анубисом, стал ее защитником и спутником, и говорят, что он сторожит богов как собаки - людей.
Больше всего, конечно, в этом фрагменте забавляет фраза “… любящий Осирис по ошибке сочетался…”. Впрочем, теперь становится понятно, почему мог невзлюбить Сет своего брата. Не мудрено, обладая от природы столь неистовым темпераментом решиться даже на братоубийство. Интересно, что Исида отнеслась к этой измене с пониманием. Скорбь от гибели мужа была для нее явно сильней ревности. Да и вообще о ревности здесь нет ни слова. Это не удивительно. Фараоны Древнего Египта нередко имели по нескольку жен, так что измена “любимой жене”, очевидно, не считалось делом зазорным.
Исида узнала о саркофаге, что море пригнало его к берегу Библа и прибой осторожно вынес его в заросли вереска. А вереск, в малое время выросши в огромный и прекрасный ствол, объял и охватил его, и укрыл в себе. Царь удивился размерам растения и, срубив сердцевину, содержащую невидимый взору гроб, поставил ствол как подпорку для крыши.
Символическое значение этого эпизода отсылает нас к еще одному аспекту культа Осириса. Помимо указанных выше “специальностей”, Осирис считался в Древнем Египте еще и богом деревьев. Для Плутарха это было одним из доказательств полной идентичности Осириса и Диониса. Различные культы поклонения деревьям существовали в разные времена и в разных частях мира. Один из самых известных из них является религия друидов. Впрочем, “священные рощи” были знакомы многим традиционным обществам. В некоторых племенах Океании, к примеру, существовала (а, возможно, существует и до сих пор) традиция хоронить своих мертвецов в дуплах деревьев, растущих в особом священном месте. Считалось, что дух умершего поселяется в таком дереве, и продолжает жить, пока живо само дерево.
Исида, узнав об этом от божественного духа молвы, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и не говорила ни с кем, но только приветствовала служанок царицы, ласкала их, заплетала им косы и навевала от себя на их тело удивительный аромат. Лишь только царица увидела служанок, как в ней возникло влечение к незнакомке, волосам и телу, источающему благовоние. За Исидой послали, а когда она прижилась, ее сделали кормилицей царского сына. Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела; сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг колонны - и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия. Тогда изобличенная богиня выпросила столп из-под кровли; легко освободив его, она расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миром, вручила царю и царице; и теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла.
Пожалуй, это самый странный фрагмент истории, с трудом поддающийся толкованию. Стилистически он несколько выбивается из остального повествования. Например, совершенно непонятно поведение Исиды в качестве кормилицы. Впрочем отгадку мы найдем, изучив гомеровский гимн Деметре, где почти слово в слово повторяется история со сжиганием смертной оболочки ребенка. Вообще у греческой Деметры и Исиды можно отыскать много общего. Во-первых, обе они были богинями земледелия. Известно, что Осирис, научив людей возделывать почву, в дальнейшем поручил заботы о соблюдении земледельческих циклов своей сестре и супруге. Затем, обе они скорбят и находятся в поиске. Деметра ищет свою дочь Персефону, похищенную Аидом, Исида – соответственно Осириса. Каждая из богинь, скрыв свою истинную природу, становится кормилицей в царской семье: Деметра – у элевсинского царя Келея, Исида – у царя Библа, Малькандра. Эпизоды со сжиганием смертной плоти младенцев, как уже было сказано, абсолютно идентичны. Кроме того, в обоих случаях мать-царица становится свидетелем пугающего зрелища и тем самым губит своего ребенка, не прошедшего до конца очистительного ритуала. Плутарх упоминает любопытную деталь: “… она расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миром, вручила царю и царице; и теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды”. Судя по всему, речь здесь идет о храме Баалат-Гебал, действительно находившемся при жизни Плутарха в Библе. Надо сказать, что храм этот был уже в ту пору весьма древним. Предположительное время его постройки – примерно 2800 лет до Н.Э. Упомянутое Плутархом дерево, скорее всего, действительно было священным артефактом этого храма. Таким образом, здесь мифология смыкается с историей. Вторая часть легенды достаточно разительно отличается по общей стилистике и атмосфере от первой части. Там мы имеем дело с процессами, преимущественно космологическими, наблюдаем, как рождаются и спускаются с небес боги, как люди получают в качестве божественного дара различные способности. Здесь же события развиваются, скорее, в горизонтальной плоскости. Боги в своих поступках больше похожи на людей. Они обманывают, предают, погибают, скорбят, страдают. Их божественная природа здесь уже не столь очевидна. Впрочем, в сюжет мифа привносится интрига, которая не характерна для архаических культов. Персонажи, вовлеченные в драматическую реальность, обнаруживают интересные характерные черты. Например, Исида показывает себя в качестве женщины-мага. Если Сет добивается своего силой и хитростью, то Исида использует для достижения своих целей скрытыми силами природы, власть над которыми дана ей при рождении. Нахождением Исидой тела Осириса следует завершить вторую часть. Дальше начинается история, связанная с наиболее таинственным и, вместе с тем, наиболее важной частью культа Осириса – его воскрешением и последующим воцарением над Царством Мертвых.

Часть третья. Воскрешение Осириса.

И рассказывают, что потом, когда Исида ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги, Тифон, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и рассеял их. Когда Исида узнала об этом, она отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке. По этой причине будто бы крокодилы не трогают плавающих в папирусных челноках, испытывая или страх или, клянусь Зевсом, почтение перед богиней. И потому якобы в Египте называют много гробниц Осириса, что Исида, отыскивая, хоронила каждый его член. Иные же отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и дала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Тифону, если бы он победил Гора и стал отыскивать истинную гробницу, пришлось отказаться от этого, так как ему называли бы и показывали много могил. Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фалл, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой. Исида же, по рассказам, вместо него сделала его изображение и освятила фалл; в честь него и сейчас египтяне устраивают празднества. Один из самых важных элементов этой части – расчленение тела Осириса на четырнадцать частей. Во-первых, таким образом легенда объясняет, почему по всему Древнему Египту были разбросаны святилища, жрецы каждого из которых утверждали, что в нем захоронен прах Осириса. Заметим, что главное из этих святилищ располагалось в Мемфисе, где согласно приданиям была захоронена голова бога. У Фрезера, которого мы цитировали в первой части, дается интересная символическая интерпретация этого фрагмента. В ней Осирис ассоциируется с зернами, которые придаются земле для последующего “воскрешения” в новых колосьях. Таким образом разделение Осириса на части – это разделение на части колоса, предназначенного для последующего возрождения. Эту версию подтверждают некоторые элементы культа Осириса, в которых зерна пшеницы действительно представляют его репродуктивную энергию. Еще одна параллель имеет отношение к христианской символике. Известно громадное символическое значение хлеба в Священном писании. Хлеб играет немаловажную роль и в свершении церковных таинств. Так в божественной литургии, одного из ключевых обрядов православной и католической церквей, хлеб символизирует тело Христа. Надо сказать, этот момент весьма неоднозначно воспринимался на заре христианства его противниками. Например, некоторые язычники считали христиан сумасшедшими за то, что те “поедали тело собственного бога”. Доходило до того, что христиан обвиняли в каннибализме. Однако невежественные римляне не знали, что хлеб в данном обряде был символом воскресения Христова, и, поедая его, христиане причащались вечной жизни. К сожалению, у Плутарха о воскресении Осириса говорится мало и вскользь. Зато в египетских источниках оно имеет центральное значение. Вообще египетская версия несколько отличается от пересказа греческого ученого. Известный египтолог Уолисс Бадж в своей книге “Египетская магия” приводит перевод оригинального древнеегипетского текста, посвященного богу Тоту:
Найдя мертвое своего мужа Осириса, Исида птицей воспарила над ним, и удары крыльев ее рождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Своими «словами власти» она воскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Гор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростниковых топях.
Таким образом, согласно этой версии, Гор был зачат уже после воскрешения Осириса. А само воскрешение явилось результатом магических манипуляций Исиды, получившей поддержку от бога неба – Тота. Еще один вариант находим в упомянутой “Золотой ветви” Фрезера. По этой интерпретации, когда тело Осириса было найдено, Исида с Нефтидой устроили поминальный плач.
Причитания сестер не пропали даром. Сжалившись над их горем, бог солнца Ра послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Нсиды, Нефтиды, Тота и Гора он составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников. После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых. Там он носит титулы Господина Подземного Мира, Хозяина Вечности и Владыки Умерших. Там в обществе сорока двух советников восседал он в великом зале двух истин и судил души умерших, которые торжественно исповедовались перед ним, и, после того как сердце их было взвешено на весах справедливости, получали вечную жизнь в награду за добродетель или надлежащую кару за грехи свои.
Этот вариант содержит отсылку к обряду мумификации – одной из наиболее своеобразных особенностей древнеегипетской культуры. Известно, что каждый древнеегипетский покойник, захороненный согласно обряду, ассоциировался с Осирисом. Воцарение Осириса в Подземном Мире, его титул Владыки Умерших является продолжением его будущности Владыкой Всего Сущего. Воскреснув, Осирис становится символом бессмертия, залогом вечной жизни. Развязка легенды, изложенной Плутархом, закрепляет за Осирисом победу в схватке добра со злом:
Потом, как гласит предание, Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал и упражнял его для боя, а затем спросил, что он считает самым прекрасным на свете. Когда тот ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло,- снова спросил, какое животное кажется ему самым полезным для того, кто идет на битву. Услышав в ответ от Гора «конь», он удивился и стал допытываться, почему конь, а не лев. Тогда Гор сказал, что лев нужен тем, кто нуждается в защите, а конь нужен, чтобы отрезать и уничтожить бегущего врага. Услышав это, Осирис обрадовался, ибо Гор был совсем готов для борьбы. И рассказывают, что, в то время как беспрерывно многие переходили на сторону Гора, явилась к нему и наложница Тифона Туэрис и что змею, которая ее преследовала, убили друзья Гора; и до сих пор в память этого бросают веревку и перерубают ее посередине. Что касается сражения, то оно будто бы продолжалось много дней, и победил Гор. Исида же, получив скованного Тифона. не казнила его, но развязала и отпустила. У Гора не хватило терпения снести это: он поднял на мать руку и сорвал с головы ее царский венец. Но Гермес увенчал ее рогатым шлемом. Затем Тифон предъявил Гору обвинение незаконнорожденности, но при защите Гермеса Гор был признан богами законным сыном, а Тифон потерпел поражение еще в двух битвах.
Борьба с Сетом имеет в легенде метафизический характер. Противостояние между созидателем Осирисом и разрушителем Сетом напоминает космическую войну между Ахурой Маздой и Ангрой Маинью в древнеиранской мифологии. Известно, что зороастризм, возникший в древней Персии, породил манихейство, также рассматривающее в качестве центральной темы мировой драмы – противостояние Доброго и Злого божеств, равных по степени могущества. Сложно сказать, были ли эти элементы результатом культурного заимствования или явились воплощением одного архетипа на разных культурных почвах. В любом случае, многие черты, которые были в дальнейшем успешно развиты в христианством, имелись и в этих древних культах. Вообще внешнюю схожесть древнеегипетского культа Осириса и христианского вероучения подчеркивали многие исследователи. Наиболее яркая параллель проходит между образами самих Христа и Осириса. Приведем наиболее характерные черты:

  • И тот и другой были сыновьями верховного божества (в христианской интерпретации – Бога Отца, в древнеегипетской – бога солнца Ра).
  • Оба были помазанниками божьими на великое царство.
  • Оба воплощали в себе как природу бога, так и природу человека.
  • Оба принесли людям божественный дар, воплощенный в слове (Логосе).
  • Существуют параллели между их земной жизнью (раздача Иисусом хлебов во время нагорной проповеди и обучение Осирисом людей хлебопашеству).
  • Оба погибли безвинно.
  • Оба воскресли.
  • Оба показали людям дорогу к вечной жизни.
Разумеется, из этого не следует, что образ Христа, священный для всякого христианина, был заимствован из древнеегипетской религии. Но, без сомнения, в древности Осирис вдохновлял своих адептов не меньше чем Христос – христиан. Многие века египтяне верили вечную жизнь, гарантом которой являлся Осирис. В эллинский период существовала даже живая эманация Осириса – священный бык Апис. Согласно преданию, в это животное, имеющее ряд особых признаков, переселялась душа Осириса. Поэтому Апис жил в храме, посвященном Осирису, и люди поклонялись ему как живому богу.Нынче религия Осириса как и вся древнеегипетская цивилизация погребена под толщей песков. Десятки веков не справляются обряды в честь этого некогда столь могущественного бога. Забыты имена жрецов некогда столь славных храмов. Да и сами храмы разрушены временем до основания. Однако до сих пор живет легенда об этом древнем боге. Слово о нем хранят каменные стелы, царские гробницы, великие пирамиды, раскрашенные саркофаги, полуистлевшие папирусы, греческие пергаменты, трактаты средних веков и книги нашей эпохи. Поколения людей приходят и уходят, будто волны, накатывающие на морской берег, а Владыка Всего Сущего продолжает жить благодаря магии Слова. И, кто знает, может быть когда ни будь семена этого божественного Слова, взойдут, представив миру новое его воплощение.Воскликнем же, подобно древним жрецам: “Восстань, Осирис!”

Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.

Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой.
Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

Но тайная смута против благодетельного и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сетх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу.
Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море.

Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор.
Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.

Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению. Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца.

Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.

7. ОСИРИС И ИСИДА

Миф об Осирисе и Исиде - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние гиптяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов». Сын бога земли Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

«…Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах,

Небо смешалось с землей, тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною

Отгородился ты от меня…»

По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды.

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом - она собрала его тело воедино и сказала:

«О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса - пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Осирис - это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но, кроме того, он считался богом растительности, производительных сил природы. В храмах, посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового цикла.

Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за гробом, не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем покойного ставится имя Осириса - «Осирис имярек».

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н. э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченное его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

ИСИДА Великая волшебница, носящая трон на голове. Она сама – царский престол. Сет убил ее супруга Осириса и разбросал куски его тела по всему свету. Исида отправляется на поиски, чтобы собрать их воедино и вернуть Осирису

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

ОСИРИС Изображенный в образе коронованной мумии со скипетром и кнутом, Осирис судит человеческие дела. Ему известна тайна воскресения. Чтобы возродиться, надо стать

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги автора

9. ИСИДА СИЛЬНАЯ ЧАРАМИ Древний Египет в представлении окрестных народов был таинственной страной магов и колдунов.Жизнь египтянина была полна веры в чудесное, магия играла огромную роль и в религиозном культе, и в повседневной жизни. Служение богам сопровождалось

Из книги автора

Исида, Изида (егип.) - богиня плодородия, воды и ветра, покровительница мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Гора. Изображалась в виде женщины с коровьими рогами на голове или в виде коровы, ее атрибутами были колосья, змея,

Из книги автора

Осирис (егип.) - бог производительных сил природы, властитель загробного мира, старший сын Геба и Нут, брат и муж Исиды, брат Нефтиды и Сета, отец Гора. Унаследовав власть над Египтом, О. научил людей сеять ячмень и пшеницу, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство