Периодичность проведения специальной оценки условий труда составляет. Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

Периодичность проведения специальной оценки условий труда составляет. Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

26.09.2019

Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя – это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить , а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее – РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

    надомников;

    дистанционных работников;

    лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

    В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее – ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;

    В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

    В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

    В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

1. Нарушение порядка проведения СОУТ:

a. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

b. Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1-4 статьи 9 426-ФЗ)

c. Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

d. Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

2. Нарушение сроков при проведении СОУТ:

a. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

b. Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)

c. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

d. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

3. Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.

Сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.

СОУТ – это процедура, которая является необходимой для любого предприятия. Оценка покажет, какие существуют негативные факторы на здоровье работников, а так же доступные методы сокращения их количества. Процедура должна помочь улучшить условия труда и составить правильные компенсации и отчисления.

Зачем проводить оценку

Необходимость оценки зафиксирована в ФЗ №197 , согласно закону любая организация, которая не провела подобную процедуру, будет оштрафована или наказана другими методами .

СОУТ показывает состояние условий труда. Это поможет установить алгоритм по выплатам компенсаций за существующую опасность или вред здоровью, а также определить план мероприятий для устранения негативных факторов.

Последствия проведения оценки дает возможность производить конкурентоспособную продукцию , которая будет внедряться на внутренний и внешний рынок. С недавнего времени Россия является частью ВТО, что позволяет на равных конкурировать с иностранными продуктами. Сертификация – это один из методов утверждения качества товара и безопасности трудящихся на производстве граждан. СОУТ – это не отъемлемая часть сертификации работ по охране труда.

Правильно проведенная оценка поможет рационально распределить компенсацию и утвердить список льгот, которыми сможет пользоваться трудящийся . Один из факторов – снижение налогов на фонд заработной платы .

Для предприятий проведение оценки даст достаточное основание для начала процедур по улучшению рабочих мест, на что необходимо тратить определенные суммы. Все потраченные средства будут считаться одной из частей себестоимости продукта . Также предприятие получит скидки на страховые тарифы, которые необходимы для страхования фирмы и каждого работника в частности от несчастных случаев.

Обоснование для расходов на улучшение условий сможет защитить владельца предприятия от приходов налоговых служб. Зачастую при отсутствии оснований начисляются крупные штрафы , так как потраченные деньги на средства защиты, спецодежду и т.д. будут считаться определенного рода растратой.

Порядок проведения СОУТ

Периодичность проведения и сроки действия

Периодичность проведения будет зависеть от оценки условий труда.

Если вредные факторы не были выявлены, и по истечении пяти лет не возникло никаких оснований для проведения оценочных работ, то проводить их впредь не требуется. Если же в течение пяти лет возникла причина проведения повторной оценки, то после этого «срок» вновь обнуляется.

То есть, при обнаружении негативных факторов , полученная оценка будет действительна в течение пяти лет. По ее истечению предприятие будет наказано согласно букве закона. Значит, что переосвидетельствование должно пройти в течение следующих пяти лет, чтобы по истечении действия срок предыдущих результатов было готово новое заключение.

Если были обнаружены основания для внепланового проведения СОУТ, то проводиться это должно в течение 6 или 12 месяцев.

В течение 6 месяцев, если:

  • передано предписание о необходимости проверки;
  • в производственном процессе используются новые потенциально опасные материалы, сырье, техника;
  • были введены новые средства защиты для каждого работника в индивидуальном порядке, либо для всего производственного процесса;
  • произошел несчастный случай не по вине третьих лиц;
  • обнаружено заболевание у одного из сотрудников;
  • решение о проведении проверки вынес профсоюз.

В течение 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется технологический процесс, который потенциально создает опасный или вредный фактор.

Что делать с результатами

Результаты СОУТ должны показать, какие действия необходимо предпринять для устранения влияния негативных факторов , либо возместить вред, наносимый работнику, иным способов. Улучшение условий труда проводится во всех возможных направлениях.

Кроме этого с полученными результатами должны быть ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были затронуты при проверке. В качестве подтверждения ознакомления должна быть проставлена подпись, которая должна появиться в течение 30 дней после утверждения отчета .

Если же сотрудник решил не принимать результаты СОУТ, то должен быть составлен подтверждающий акт . Для его заверения потребуется трое свидетелей, которые должны поставить подпись в документе. Сотрудник имеет полное право обратиться в Трудовую инспекцию для обжалования результатов проверки.

Для вашего внимания видео, о том, как проводится СУОТ на предприятии.

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда – один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся:

  • работники, трудящиеся дома (надомники);
  • работники, трудящиеся дистанционно;
  • сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП.

В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников, творческих работников театров, цирков и так далее.

Срок действия специальной оценки условий труда

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить оценку условий труда этапами и завершить ее проведение до конца 2018 года (до 31 декабря 2018 года).

Однако результаты специальной оценки являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда компания - работодатель обязана провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения оценки условий труда будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

  • В эксплуатацию вводится новое рабочее место. Под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте. Как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место;
  • Были изменены условия труда: замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника.

Сроки проведения специальной оценки условий труда могут быть еще короче – полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

  • Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
  • Если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
  • Если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, спецоценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев.

Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).

В обязанности каждого нанимателя входит гарантирование безопасных рабочих условий его сотрудникам. Об этом говорит ст. 212 ТК РФ. С этой целью им инициируется и оплачивается проведение специальной оценки условий труда, для которого привлекается сторонняя уполномоченная структура. Далее рассмотрено, каков порядок, сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда, а также дальнейшее использование ее результатов бизнес-субъектом в своей деятельности.

Понятие и суть спецоценки труда, ее правовое регулирование

Он в обязательном порядке должен осуществляться почти всеми российскими работодателями с начала 2018 года, что обусловило принятие соответствующего ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. (далее – ФЗ № 426) и истечение срока актуальности результатов аттестации мест труда.

СОУТ заменила аттестацию рабочих мест, хотя методики их проведения во многом схожи.

Исходя из ст. 8 ФЗ № 426, СОУТ проводится согласно определенной методики, утверждаемой профильным госорганом исполнительной власти. В данном случае это Методика проведения СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Согласно ей, приглашенная управленцем бизнес-субъекта независимая спецкомпания ознакомляется с условиями, в которых функционирует коллектив, на заранее определенных рабочих местах, анализирует их и оценивает уровень воздействия на подчиненных.

Перечень оцениваемых рабочих мест

Прежде чем говорить об оценивании рабочих мест, необходимо разобраться с определением данного понятия. Так, под ними, согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ, понимаются такие контролируемые нанимателем места, за которыми закрепляются штатные единицы и на которых они обязаны трудиться, либо куда они прибывают в связи с особенностями их функционала.

Подлежат проверке все имеющиеся в бизнес-субъекте места, кроме мест работы:

  • удаленных сотрудников,
  • надомных подчиненных;
  • работников, нанятых физлицами без статуса ИП.

Помимо этого, нельзя оценивать вакантные рабочие места. Во избежание недоразумений перед оценкой комиссией формируется и утверждается перечень оцениваемых мест (в т. ч. и аналогичных).

Исходя из порядка проведения спецоценки условий труда, если рабочие места в хозсубъекте – аналогичные, разрешено исследовать одну пятую из них, но не меньше двух. Итоги выборочной проверки, при этом, транслируются на весь объем.

На практике у многих нанимателей возникают трудности именно с формированием перечня аналогичных рабочих мест. Чтобы их избежать, следует учесть такие общие признаки данной категории:

Сроки проведения спецоценки

Для того, чтобы говорить о сроках и периодичности проведения специальной оценки условий труда, следует обратиться к ФЗ № 426.

Так, ст. 27 содержит разрешение для хозсубектов, которые до 31.12.2013 г. провели аттестацию рабочих мест, не проводить СОУТ в течение 5 лет после этого.

Время отсчитывается с даты утверждения итогов аттестации.

Разрешенный период исчерпывает себя 31 декабря этого года. После этого спецоценка должна безотлагательно провестись, иначе работодателя привлекут к административной ответственности (ст. ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Так считают правовые эксперты, руководствуясь ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426, говоря о бизнес-субъектах, на которых никаких проверок никогда не проводилось, чьи рабочие места не являются потенциально вредными либо опасными (то есть не входят в перечень, приведенный в ст. и введены в эксплуатацию до 01.01.2017 г.

Сроков проведения СОУТ в этом случае федеральное законодательство не содержит.

Если же проверок не было, но рабочие места ‒ вредные или опасные, оценивание следует провести как можно быстрее, не выдерживая приведенных сроков.

Кроме указанных ситуаций, ст. 17 ФЗ № 426 предусматривает случаи осуществления внеплановой проверки. К ним относят:

  1. получение управленцем соответствующего предписания либо письма от профсоюзного образования;
  2. использование иной сырьевой базы, которая может быть вредна для здоровья членов трудового коллектива;
  3. внедрение новых СИЗ;
  4. чрезвычайное происшествие на производстве (кроме несчастного случая, вина за который лежит на третьих лицах) либо возникновение профзаболевания, спровоцированного тяжелыми условиями работы;
  5. корректировку производственных процессов;
  6. применение нового оборудования.

В первых четырех ситуациях данную проверку следует осуществить на соответствующих рабочих местах не позднее полугода со дня наступления вышеперечисленного, в остальных – не позже года.

Алгоритм проведения СОУТ

Как уже говорилось, данная проверка стандартизирована. Она включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Организационный

Как уже было отмечено, проведение и оплата проверки вменяется управленцу, заключающему договор ГПХ с соответствующей , для которой проведение СОУТ – основной род деятельности (это отмечается в ее уставных бумагах).

Компания должна соответствовать положениям ст. 19 ФЗ № № 426. Так, ее штат не может составлять менее 5 официально устроенных человек, обладающих сертификатом, дающим право на проведение проверок такого рода.

Кроме того, она должна иметь собственную аккредитованную лабораторию.

На данном этапе административным лицом издается распоряжение о формировании комиссии по СОУТ и определении круга ее обязанностей.

Численность ее членов, вместе с руководителем бизнес-субъекта (по совместительству – главой комиссии), должна быть нечетной. В комиссию, помимо сторонних экспертов, обязательно должен быть включен специалист по ОТ и представитель профсоюза (если таковой орган имеется)

Этап 2. Подготовительный

На данном этапе определяется и комиссионно утверждается список проверяемых рабочих мест, а также график проведения специальной оценки условий труда.

После этого комиссии передаются все бумаги и информация, запрашиваемые ей для реализации поставленных задач.

Этап 3. Выявление отрицательных трудовых условий

Этот этап обуславливается сопоставлением имеющихся в бизнес-субъекте производственных факторов с факторами из Классификатора, утвержденного Приказом Минтруда № 33н. проделывает это эксперт приглашенной организации. Идентификация производится согласно Методики и сопровождается:

  • описанием локальных негативных факторов и определением источников их возникновения;
  • их исследованием и измерением;
  • комиссионным утверждением результатов идентификации.

Этап 4. Исследования и исчисление вредных и опасных условий

Все обнаруженные негативные факторы должны подвергнуться исследованию и измерению проверяющими и, в дальнейшем, лабораторией. Их перечень формирует комиссия с учетом:

  • федеральных норм по ОТ;
  • нюансов функционирования бизнес-субъекта;
  • характеристик средств и предметов труда;
  • итогов проведенных в прошлом проверок;
  • инициатив членов коллектива.

Методика исследования остается на усмотрение приглашенной организацией, но должна учитывать утвержденные и аттестованные государством исследовательские методы.

По итогам исследования определяются классы рабочих условий. Они бывают четырех видов:

  • 1 – оптимальные условия, не влияющие на рабочий коллектив;
  • 2 – допустимые, воздействующие на работников в пределах законодательно определенной нормы. Их влияние прекращается после отдыха или на момент начала нового рабочего дня;
  • 3 – вредные, воздействующие на организм сотрудников сверх норм. Для восстановления требуется длительное время. Этот класс делится на четыре подкласса;
  • 4 – опасные, контакт с которыми чреват поражением организма и несет угрозу жизни штатной единицы.

На практике нередки ситуации, когда исследование и измерение провести невозможно (например, если реализация данной процедуры будет угрожать жизни и здоровью членов комиссии, работников). В этих случаях:

  1. составляется протокол, обосновывающий подобное решение и включающийся в отчет о СОУТ;

Его копию должен получить территориальный орган госнадзора за соблюдением трудовых нормативов не позднее 10 рабочих суток с даты составления бумаги.

  1. рабочие условия априори признаются опасными.

Этап 5. Исследования и исчисление вредных и опасных условий непосредственно в ходе проверки

При СОУТ исследуются и измеряются:

  • рабочие факторы физического характера (пыли фиброгенного влияния, шумность, вибрации);
  • излучения различного характера (электрическое, магнитное, лазерное, инфракрасное и УФ-поле);
  • микроклиматические условия (температура и влажность, движение воздушных потоков);
  • освещенность;
  • факторы химического характера (взвеси в воздухе, в том числе биологического происхождения или получаемые методом синтеза и контролируемые посредством химанализа);
  • факторы биологического происхождения (объем микрофлоры в воздухе, провоцирующей заболевания);
  • рабочие характеристики (напряженность и тяжесть труда на хозсубхъекте).

Данный перечень – открытый и может дополнятся Митруда и соцзащиты совместно с органами власти.

Этап 6. Оформление итогов проверки

В завершении проверки составляет отчет, внешний вид и содержание которого стандартизированы (Приказ Митруда № 33н).

Его должны подписать все члены комиссии, в том числе руководитель хозсубъекта. В случае несогласия эксперта с данными, приведенными в бумаге, он вправе задокументировать мнение и приложить его к отчету.

Он содержит:

В обязанности проверяющей организации входит передача итогов СОУТ (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426) в федеральную информационную систему не позднее 10 суток с даты его утверждения в виде электронной бумаги, завизированной ЭП управленца (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426).

Наниматель должен ознакомить коллектив с отчетом под роспись в карте СОУТ не позднее месяца со дня утверждения бумаги. Из указанного срока вычитаются дни нахождения сотрудника на лечении, отдыхе или в командировке.

Также важно ознакомить с бумагой каждого вновь трудоустроенного подчиненного.

Нередка ситуация, когда штатная единица отказывается расписываться о том, что ознакомлена с отчетом. Если это имеет место быть, стороной работодателя составляется акт, визируемый минимум тремя подписями. В свидетели приглашается начальник цеха или отдела, в котором работает несогласное лицо, а также работник отдела кадров. После этого несогласному лицу разъясняют его право обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию для оспаривания данных, приведенных в отчете.

Кроме ознакомления, в месячный период управленец обязан разместить на сайте бизнес-субъекта данные о проведенной проверке и отразить меры по улучшению состояния ОТ.

В отношении безопасных рабочих мест или мест с допустимыми условиями управленец подает декларацию соответствия условий гостребованиям ОТ (ст. 11 ФЗ № 426), которая, в дальнейшем, фиксируются в реестре. Ее форма и правила подачи утверждены Приказом Минтруда РФ № 80н от 07.02.2014 г.

Срок действия документа – 60 месяцев с даты утверждения отчёта о СОУТ.

Период хранения отчета по СОУТ

При невыявлении опасных для жизни рабочих условий все собранные материалы должны находиться в архиве 45 лет. В обратном случае бумаги хранятся 75 лет.

Применение результатов СОУТ

Исходя из результатов проверки:

  • устанавливаются классы условий, влияющие на размер уплачиваемых работодателем страховых взносов за работников;
  • определяется объем причитающихся трудящимся компенсации и гарантии (сокращенное рабочее время, допотпуск и финансовые выплаты);
  • корректируется обеспечение штатных единиц СИЗ, молоком или иными равноценными продуктами;
  • организовываются дополнительные медосмотры;
  • подготавливается соответствующая статотчетность.

Помимо этого, проводятся мероприятия по улучшению рабочих условий (минимизация загазованности, запыленности, совершенствование производственных процессов).

Если условия труда – нормальные, работодатель оставляет за собой право контролировать их и реализовывать меры для поддержания на достойном уровне.

Ответственность за игнорирование законодательных положений о проверке

Игнорирование или нарушение установленного на федеральном уровне алгоритма проведения проверки (несоблюдение временных рамок, неправильное оформление отчета, отсутствие комиссии) чревато ответственностью административного характера в виде штрафа. Для должностного лица сумма составит 5.000-10.000 руб., для организации – 60.000-80.000 руб.

Повторное нарушение обуславливает увеличение штрафных санкций и вменение дисквалификации либо приостановления деятельности.

Таким образом, спецоценка трудовых условий – важная процедура, позволяющая работникам бизнес-субъекта быть уверенными в своей безопасности, либо получать дополнительные гарантии и компенсации, если есть угроза их жизни и здоровью, а управленцу – избежать административных взысканий.

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство