Священник Феодор Котрелев: моя Церковь обабилась? «Почему в церкви мало мужчин? Почему же в России такая гендерная диспропорция прихожан

Священник Феодор Котрелев: моя Церковь обабилась? «Почему в церкви мало мужчин? Почему же в России такая гендерная диспропорция прихожан

07.04.2021

Приходя в храм, всегда обращаю внимание на то, что большая часть прихожан - это женщины, бабушки. И совсем немного мужчин - 2-3 человека. Смотрел трансляцию мусульманского богослужения, очень удивился: почти 100% в мечети - это мужчины. В русской церкви даже на большие праздники приходят совсем мало мужчин, почему так происходит? Есть ли в Православии ограничения, как себя вести в храме мужчине и женщине?

работник авиционного предприятия

Уважаемый Михаил! В мечети 100% мужчин, потому что женщин в мечеть не пускают, либо они молятся в другом помещении отдельно от мужчин, поэтому, когда показывают трансляции мусульманских богослужений, Вы их, естественно, и не видите.

Что же касается преобладания женщин в православных храмах... Женщины вообще количественно преобладают в нашем населении. А с возраста старше 50-ти - начинают преобладать все решительнее и решительнее, что связано, увы, с непреодоленными страстными навыками значительной части современного населения нашей страны, прежде всего с устойчивой тягой к алкоголизму. То есть это обусловлено не в последнюю очередь общеизвестным фактом, что у нас женская общая продолжительность жизни превосходит мужскую лет, кажется, на 15. Известно и то, что, помимо физического здоровья, к середине – второй половине жизни нравственное здоровье тоже в значительной части сохраняют женщины. Потому что если мужчина не сопьется до конца, так чтобы совсем помереть, то нравственный облик его не такой, чтобы ноги его могли каким-то образом до церкви довести. Это одна из причин, связанная с состоянием общества.

Если задаваться вопросом, нет ли чего-то в церковной жизни, что скорее бы способствовало привлечению женщин, чем мужчин, в число наших прихожан, то в целом ответ нужно дать отрицательный. Церковь равно открыта для всех, и главное в богослужении - таинства - адресованы людям вне зависимости от их возраста, пола, национальной и социальной принадлежности. Может быть, формы внебогослужебной активности некоторым образом на сегодня преимущественно ориентированы на женское участие. Какие-то попечения по храму, хозяйственные или связанные с уборкой, социальные труды (уход за больными и престарелыми), другие массовые виды деятельности скорее привлекают к себе женщин и девиц. Но, однако же, считать, что именно поэтому мужчин в храме меньше, я бы поостерегся.

Для alex-pro-1 Слышали ли вы о СИМ-Хе? Данная аббревиатура означает синдром исчезающего мужчины-христианина. Так вот, когда вы приходите в церковь, не постесняйтесь оглянуться вокруг себя и посмотреть - много ли вы увидите мужчин в доме Божьем? Посмотрите, кто в подавляющем большинстве несет служение в вашей церкви? Женщины или мужчины? Уверен, в большинстве случаев ответ будет: женщины. Если сфотографировать всю вашу общину, то какое соотношение будет мужчин и женщин?

Нет-нет, не подумайте, я не женоненавистник. Я благодарю за каждую сестру, которую Господь призвал к спасению. Более того, чтобы окончательно отбросить все ваши сомнения относительно моего отношения к женщинам, скажу, что я женат на прекрасной девушке, с которой у нас счастливая супружеская жизнь. Ах да, еще у нас двое детей:)

Теперь когда вы убедились, что я не женоненавистник, предлагаю нам ответить на следующий вопрос: почему так мало мужчин в церкви? Можно долго думать и предлагать различные варианты ответа, но все мы согласимся с тем, что множество мужчин-христиан не видят, как реализовать себя в служении поместной церкви. В итоге, они либо занимают задние ряды зала, либо же уходят с церкви. Многие пастыря придумывают различные уловки, как заинтересовать мужчину посещением общины.

Для того, чтобы понять, чем заниматься мужчинам в современных церквах , важно знать, чем занимались мужчины-христиане в ранней церкви? Итак, мы видим, что они:

1. Были миссионерами в дальних городах и странах

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Деян.13:2,3

Оставить привычный строй жизни и посвятить себя на миссионерский труд под силу далеко не каждому. Человек зачастую является рабом комфорта и благополучия. Миссионерский труд является одновременно тяжелым и благословенным. В истории церкви есть множество примеров самоотверженных мужей Божьих, которые не смотря на трудные обстоятельства, отправлялись в миссионерские путешествия. Это Уильям Керри (миссионер в Индии), Хадсон Тейлор (миссионер в Китае), Джон Патон (миссионер среди каннибалов Южного моря).

Так и мужчинам современных церквей не нужно бояться посвятить свою жизнь на миссионерский труд. Если Господь четко призывает к данному служению, не нужно обращать внимания на людей, которые говорят вам, что нужно быть миссионерами там, где ты живешь. Если бы все миссионеры-предшественники слушали подобные советы, то о Христе никогда бы не услышали ни в Украине, ни в России, ни в Европе. Христианство было бы уделом какого-нибудь еврейского городка и все.

2. Мужчины благовествовали о Христе по месту жительства

Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Деян.4:33

У кого нет возможности и призвания ехать миссионером в дальние места, он может быть миссионером по месту жительства. Важно быть благовестником не только словами, но и образом своей жизни. Более того, миссионерский труд начинается с поместных благовестий. Благовествование является уделом не только христиан, обладающих даром евангелиста, но и всякого благочестивого христианина, который жаждет донести радостную весть своим современникам. Христианин, который не благовествует - не понял важности и цели заместительной жертвы Иисуса Христа.

Современные мужчины обязаны благовествовать. Почему в церквах много женщин, а так мало мужчин? Можно ответить тем, что женщины гораздо легче восприимчивы к информации, чем мужчины, а можно и сказать, что женщины гораздо чаще евангелизируют, чем братья. Мы понимаем, что эффективность евангелизма зависит полностью от силы Божьей. Но когда мы говорим о личном евангелизме, то в целях избежания некоторых проблем, рекомендуется женщинам рассказывать радостную весть женщинам, а мужчинам - христианам - неверующим мужчинам.

Братья, благовествуйте. Везде, где вы находитесь: на работе, в интернете, в гостях и т.п. Благовествуйте не просто словами, но и практикой своей жизни. Покажите, что евангельская весть реальна и преображающая жизни. Не говорите того, чего вы сами не исполняете.

3. Мужчины занимались учительством (проповедывали)

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. Деян.5:41,42

Благовестие может быть тесно связано с учительством, а может и нести обособленный характер по отношению к членам церкви. Более того, Священное Писание неоднократно упоминает нам о главенствующей роли учителя-мужчины в доме Божьем (пример апостолов, послания к Титу и Тимофею). Это библейское учение находится в резком контрасте с современным учительством женщин, которые учат мужчин с кафедры, на группах по изучению Библии, в личном душепопечительстве (не нужно путать данное действие с личным увещание и несением духовных тяжестей один другого).

Наставление является важным элементом в процессе духовного роста. Будучи наставлен кем-то, я обязан наставить и кого-то. Наставить мы способны в том случае, если знаем Божье Слово. Наставлять можно не только за кафедрой, но и в разговоре друг с другом.

Дорогие братья, организовывайте группы по изучению Библии, занимайтесь личным душепопечительством, инициируйте встречи, на которых народ Божий будет назидаться. Если мы этого делать не будем, то наши места займут сестры, которые зачастую гораздо ревностнее и легкие на подъем в служении, нежели братья.

4. Мужчины помогали ответственным служителям

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. Деян.6:1-6

Данный отрывок Писания часто представляется как центральное место Писания относительно начала дьяконского служения. Здесь тщетно отрицать факт избрания мужчин, которые были определены для помощи ответственным служителям за проповедь слова Божьего и молитву. Апостолы занимались тем, что лучше всего у них получалось: проповедью Евангелия. Для "социального" служения предложили избрать верных и изведанных людей, которые ответственно бы относились к данному служению.

Важно констатировать тот факт, что многие современные пастыря предпочитают заниматься социальной и административной работой в церкви Божией и таким образом, у них попросту нет времени заниматься еще и учительским служением. Зачастую они занимаются этим по той причине, что вокруг нет братьев, которые смогли бы помочь своему пастырю в служении.

Дорогие братья, видя вашего пастыря в подобном положении - проявите инициативу, предложите свою помощь для того, чтобы слово Божье ширилось и преображало сердца людей.

5. Мужчины пребывали в молитве

Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. Рим.15:30-32

Очевидно, что Павлу было на кого положиться в исполнении просьбы о молитвах за него.
Заметьте, как мало мужчин в церкви молится. И речь не идет о публичных молитвах после проповеди, хотя и на них можно обратить свое внимание. Но говорю о молитвах братьев, которые согласились вместе встречаться и молиться Богу в едином духе. Редко где встретишь такое явление. Гораздо чаще можно увидеть группы сестер, которые ревностно возносят молитвы к Богу. В нашей церкви был опыт, когда мужчины согласились молиться. Но чем больше проходило времени, тем меньше братьев приходило на молитвы. В итоге молитвенное отменили, ибо не стало братьев, которые желали бы молиться. И это опыт не только нашей церкви. К сожалению, такое происходит во многих общинах.
.

Братья, в реальности, молитвенное служение - это двигатель церкви. Уверен, ваши братья и сестры нуждаются в молитвах о них, их служениях; очевидно, что пастырям нужны молитвы о них и их семьях. Очевидно, что пришло время занять молитвенную нишу церкви и взывать к Богу. Читая биографии наших братьев, в каждой истории вы увидите, какое влияние на их жизнь оказала молитва Богу.

6. Мужчины занимали руководящие должности в церквах

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.Деян.14:23

Господь определил мужчин-христиан занимать руководящие посты в церкви Божией для эффективного управления и созидания народа Божьего. Мы с вами понимаем, насколько это почетное и ответственное служение. И тем не менее, во множестве церквей не хватает служителей. Например, в Украине не хватает более 600 пастырей. Многие пастыря несут служение в 2-3 церквах. Они истощены. Но замены нет. Зачастую братья попросту не хотят служить в пастырском служении, так как гораздо легче пойти на работу, приходить один раз в неделю в церковь, давать пожертвование и все. Голова не болит о людях, организовывать ничего не нужно, проповедь готовить не надо. Братья не хотят брать на себя ответственности.

Дорогие мужчины-христиане, Писание утверждает, что "кто епископства желает - доброго дела желает". Желание проявляется не просто в словесном волеизъявлении, но в подчинении своей жизни Христу. А это и измененный характер, и преображенный образ жизни. Именно такие служители нужны церкви. Ревнуйте о дьяконском и пастырском служении. Это ведь наша прерогатива. Если мы не будем пастырями - церковь останется без служителя и овцы рассеются. Если вы видите, что у вас есть призвание и дар - не угашайте его, идите и служите.

7. Мужчины следили за дисциплиной в церкви

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.1Кор.14:29-31

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.1Кор.14:34

Апостол Павел дает рекомендации церкви Божией относительно проведения богослужения и о порядке, который должен быть во время служения. Кто лучше всего сможет справиться с порядком? Конечно, брат. Он не будет подвержен эмоциональным срывам (конечно, есть разные мужчины, которые и подвержены, но они в подавляющем меньшинстве), он способен быстро и здраво оценить ситуацию и качественно решить проблему. Всем этим я не хочу как-то унизить женщин-христианок. Ни в коем случае. Просто хочу показать, что мужчина - это тот человек в церкви, который должен следить за порядком и который лучше всего подходит к данному служению.

В современных церквах есть группы порядка, которые следят за соблюдением дисциплины, рассаживают людей по местам. Есть люди, которые ответственные за парковку. Чаще всего этим заняты дьякона. Но не стоит забывать, что греческое слово, которое в русском языке переводится как "служить", "слуга", читается как "диаконос". Поэтому, рукоположены мы или нет - мы обязаны служить друг другу. Мы являемся дьяконами.

8. Использовали в служении дары Духа Святого

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры,[имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. Рим.12:6-8; Рим.12; 1Кор.12-14; Еф.4

Многие мужчины не служат, потому что не знают, какие у них дары. Таковым братьям рекомендую купить книгу Роберта Л. Томаса "О дарах духовных". Автор отлично исследует духовные дары и дает рекомендации относительно их применения.

Кроме того, незнание дара еще не дает повода к бездействию. Но именно это и является поводом для многих мужчин. О если бы каждый член церкви использовал свои духовные дары - сколько бы изменений произошло: человек, обладающий пастырским даром - занимался бы пастырским служением; раздаватель - благословлял бы нуждающихся; увещатель - занимался бы душепопечительством. Воистину, такая поместная церковь является благословением для окружающих и для самих членов церкви.

Братья, если не знаете, какой у вас дар - начинайте исследовать Писание на данный предмет и служите, служите и еще раз служите.

Продолжение следует.

священник Димитрий Шишкин

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воле; что терпение – это не рабское унижение, а мудрость, умеющая ждать… кротость – не жалкая безответность, а сила доброй сдержанности… Все это можно и нужно объяснять, конечно. И все же… мужчин в храмах мало – и этот факт требует осмысления.

Эта тема – недостаточного участия мужчин в церковной жизни – всплыла недавно в разговоре с дальним моим корреспондентом – русской православной женщиной, живущей в Америке. Я уже сказал, что мы почти не осознаем эту проблему как проблему, но с далекой стороны все выглядит иначе. Если в зарождающейся церковной национальной общине нет или совсем мало мужчин, то для самих прихожан это лишний повод почувствовать свою слабость, беспомощность. И можно сколько угодно говорить, что «сила Божия в немощи совершается», но эта истина ни в коей мере не оправдывает инертность и слабость, маловерие и, простите, вырождение наших мужиков. А вопрос стоит именно так. Потому что если в нашей «широкой» стране вопрос вырождения мужского начала хоть и звучит, но как-то гипотетически, то в чужой стране – это просто вопрос выживания: деградация мужиков, их безверие, беспробудное пьянство и слабость – это верный признак вырождения национальной общины и скорой ассимиляции. А для нас – наглядный пример того, что ожидает нас самих в недалеком будущем, если ничего не изменится. Что поделаешь, в этом мире для продвижения любой идеи нужны и напористость, и смекалка, и решимость чисто мужские; и горе – если все эти качества вынуждены проявлять женщины.

Американская моя знакомая обратила внимание на то, что ни в какой другой Церкви этого чудовищного перекоса в сторону «женского присутствия» нет. И речь идет даже не о многочисленных протестантских общинах, а о православных церквях, принадлежащих к другой юрисдикции. Я и сам припоминаю, что, например, в греческих храмах мужчин если и меньше женщин, то ненамного и участие мужчин в жизни Церкви самое активное и плодотворное. И ведь именно так и должно быть! Ведь сознательное и деятельное служение Богу в «публичном», так сказать, измерении – это и есть в первую очередь дело мужское. Так должно быть, и, кажется, так было всегда.

Роль женщины в церковной жизни всегда была огромна, но эта роль действительно вспомогательная, причем в самом лучшем, возвышенном значении этого слова. В значении помощи, и даже помощи жертвенной, а выше этого трудно себе что-нибудь и представить с точки зрения подлинного христианства. И это естественно. Помните, как в Писании говорится о сотворении женщины? «Сотворим помощницу». Как хорошо, правда? Какой глубины и мудрости исполнены эти слова!

Но раз уж мы говорим и о положении женщин в Церкви, то в связи с главной нашей темой хочу сказать о том, о чем раньше говорить не решался. Больно уж щепетильная это тема…

Я хочу сказать о том, что, из-за недостатка служения именно мужского, в Церкви, особенно в последнее время, появилась такая проблема, как женская властность, и даже властность непомерная, «зашкаливающая». Эта женская властность является именно прямым следствием недостатка мужской активности в церковной жизни, и эта, если можно так сказать, «спровоцированная властность» женщин ничего доброго не приносит ни самим женщинам, ни церковной жизни в целом.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что проблема эта – проблема женской властности в Церкви – отнюдь не наша национальная и далеко не современная. Вот что говорил об этом еще в V веке великий святой Иоанн Златоуст. Предвижу возможный хор возмущенных голосов после этой цитаты, но что поделаешь: как говорится, все претензии «не ко мне».

«Закон Божественный удалил женщин от священнослужения, – пишет святитель Иоанн, – а они стараются вторгнуться в него; но так как сами по себе не имеют власти, то делают все через других и такую присваивают себе силу, что и избирают, и отвергают священников по своему произволу. Пословица «с ног на голову» сбывается здесь на деле. Начальниками управляют подначальные, и пусть бы мужчины, но – те, которым не позволено и учить. Что говорю – учить? Им блаженный Павел запретил и говорить в церкви. Я слышал от одного человека, будто их допустили до такой дерзости, что они даже делают выговоры предстоятелям Церквей и обращаются с ними суровее, нежели господа со своими слугами».

Но мы сейчас говорим не о женской властности вообще, а именно в контексте того «вакуума» мужского служения в Церкви, который проявление этой властности во многом и провоцирует. И вина за это лежит опять же на нас – мужчинах. Причем не трудно заметить, что это происходит и в повседневной жизни, где женщины вынуждены «тянуть» то, от чего отмахиваются наши внезапно и повсеместно обессилевшие мужички. Проблема, как не погляди!

Но почему же именно в Русской Церкви мужиков мало? Мне даже интересно стало, какой была статистика до революции, потому что первое, что приходит на ум при отыскании причин этой проблемы, – это наша недалекая безбожная эпоха, и тут аналогии с распятием Христа и с учениками, разбежавшимися «страха ради», и женами оставшимися не выглядит уж очень натянутой. С той, может быть, поправкой, впрочем весьма существенной, что большинство не разбежалось, а попросту было уничтожено как наиболее активное и – следовательно – опасное в глазах властей начало. Но все-таки любопытно узнать дореволюционную статистику, чтобы понять раз и навсегда: проблема малого присутствия мужчин в церковной жизни – это последствие революции или нечто наше «исконно русское». Если последнее – то дело обстоит сложнее, и причины тогда нужно искать не во внешних обстоятельствах, пусть трагических, но все-таки временных, а в глубинах русского мужского характера, а это, согласитесь, неизмеримо сложнее.

Но поиски документов на эту тему не увенчались успехом.

Объективно оценить участие мужчин и женщин в дореволюционной приходской жизни в процентном отношении не представилось возможным, потому что все вообще крещенные мужчины и женщины числились прихожанами того или иного храма, но исследования действительной жизни прихода с анализом степени участия в ней мужчин и женщин мне так и не попались.

Зато современная статистика, признавая больший процент женщин в храмах и большее их участие в делах церковных, относит это к вящей эмоциональности женщин, к их большей способности к вере, в то время как мужчины в массе своей настроены более скептически и мыслят рационально. Ну что ж, тогда надо признать, что наши русские мужчины – самые рациональные в мире. Непонятно только, почему эта рациональность не приносит тех феноменальных плодов в разумной организации жизни, которые она должна бы, по логике, приносить. Напротив, мы видим совершенно нерациональное и саморазрушающее поведение как печальную и повсеместную норму нашей жизни.

Думается, что решающую роль в отношении современных мужчин к Церкви играет все-таки воспитание – или совершенно безбожное, или основанное на представлении, что главное, «чтобы Бог был в душе». То есть в лучшем случае это «нецерковная» религия нравственности, соответствия основным правилам «человеческой» морали. И это считается достаточным. Увы, из этого состояния выходят и приходят к полноценной христианской жизни, как правило, только в результате каких-то серьезных потрясений. И здесь, пожалуй, надо учесть тот тип мужского характера, наиболее распространенный, который можно назвать консервативным – независимо от того, хорош он или плох. Наш мужик вовсе не склонен менять свою жизнь, какой бы она ни была, и если в случае правой веры это качество способствует утверждению в верности, то в состоянии «самочинного» заблуждения становится трудно преодолимой преградой на пути преображения и изменения своей жизни к лучшему. Иногда так и говорят: «Никогда я в церковь не ходил, а чего ж теперь пойду!» И этой своей «верностью» собственной жизни, пусть и безбожной, даже гордятся как каким-то достоинством. Что поделаешь: таков наш русский характер в его обобщенном выражении.

Здесь выход только один – говорить, объяснять, взывать, пусть не к чувствам, так к разуму, молиться, чтобы Господь просветил, ну и стараться хоть детям привить основы правильного мировоззрения, основы правой веры. В надежде, что они вырастут с твердым осознанием, что церковная жизнь – это необходимое условие полноценной, здоровой и доброй жизни.

Думаю вот достаточно развернутый ответ:

То, что мы есть сегодня,- это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю…

Почему в церкви мало мужчин? Священник Димитрий Шишкин

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать…

Почему в церкви мало мужчин?

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ МАЛО МУЖЧИН?

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки…

Почему в церкви мало мужчин?

Священник Дмитрий Шишкин, Православие.Ru

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь — это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало.

И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости — идеалы совсем не мужские.

И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например,…

Мы настолько привыкли к тому, что наша Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…
Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воле; что терпение – это не рабское унижение, а…

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь — это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости — идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воле; что…

Приходя в храм, всегда обращаю внимание на то, что большая часть прихожан — это женщины, бабушки. И совсем немного мужчин — 2-3 человека. Смотрел трансляцию мусульманского богослужения, очень удивился: почти 100% в мечети — это мужчины. В русской церкви даже на большие праздники приходят совсем мало мужчин, почему так происходит? Есть ли в Православии ограничения, как себя вести в храме мужчине и женщине?

работник авиционного предприятия

Уважаемый Михаил! В мечети 100% мужчин, потому что женщин в мечеть не пускают, либо они молятся в другом помещении отдельно от мужчин, поэтому, когда показывают трансляции мусульманских богослужений, Вы их, естественно, и не видите.

Что же касается преобладания женщин в православных храмах… Женщины вообще количественно преобладают в нашем населении. А с возраста старше 50-ти - начинают преобладать все решительнее и решительнее, что связано, увы, с непреодоленными страстными…

священник Димитрий Шишкин

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей…

Может просто мужиков в Вашей местности мало?

У нас на службах навскидку мужчин обычно не менее 1/3 от присутствующих.

А вчера на всенощном, я обратил внимание, мужчин было больше, чем женщин.

А Вы ходите в Храм только свои проблемы решать? Преследуете чисто утилитарные цели?
Какое-то потребительское отношение к церкви у Вас. Слушайте, Артём, вы мои мысли рассказали Когда я начинал посещать храм, то меня такое положение вещей тоже удивляло и…

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воле; что терпение – это не рабское…

Что можно мужчинам и нельзя женщинам? Почему только мужчины?

Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Почему женщина не может быть священником.
Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов.

Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в …

Здравствуйте, Наталия!

Спасибо за Ваш вопрос! Позвольте разобрать его по пунктам.

«Почему в православии женщины считаются людьми второго сорта. Что за дискриминация?»

Простите, я так и не нашел, где и в какой церковной книге есть такое утверждение.

«Почему при входе в церковь женщины должны одевать платки, пропускать мужчин вперед, а не наоборот?»

Церкви приходится считаться с социальными условностями. Приведенные Вами примеры являются не церковыми установлениями, а культурным отголоском общества, в котором Церковь родилась. Т.е. это вопрос культуры, но не догматики. Конечно, есть искушение сломать старое и создать новое. Но Церковь – это общество, ценящее свои традиции. И, я думаю, что не стоит «прогибаться под изменчивый мир» для удовлетворения сиюминутных прихотей. Впрочем, вы можете прийти в храм и без платка, Вас никто не выставит вон.

«Почему это женщина была сделана из ребра Адама?»

Библейский рассказ о сотворении жены из…

РПЦ: Почему в Церкви мало мужчин? Женская властность является прямым следствием недостатка мужской активности в церковной жизни

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно…

Почему в российских храмах мало мужчин? Сколько представителей сильного пола посещают богослужения в других странах? Как вернуть мужчин в Церковь?

Православие мужская религия

Православие – мужская религия, такое утверждение всё чаще можно услышать от священников. Оно стало звучать только в последнее десятилетие. У старцев и богословов вы не прочитаете такого определения. Рассуждения о мужской религии – ответ на ситуацию, в которой оказалась Русская православная церковь: её почти не посещают мужчины. И священники с укором взывают к ним, пытаясь объяснить:

мужчины, без вас Церковь не полная! Где ваше мнение и добрые дела в церковной общине? На что тратите силу и энергию? Почему забыли о Боге?

Протоиерей Андрей Ткачёв : «Наша религия мужская. Она смелая и умная, а не тепленькая и сентиментальненькая. Отсутствие мужика в наших храмах означает отсутствие богословия, поскольку понять христианство и объяснить его может, за редкими исключениями, только мужеский ум.
Храмы должны быть полны мужчин. Молитва вообще есть мужское дело, поскольку требует не столько переживаний, сколько стойкости и внимательности.
Зайдешь в западный храм - стоит дама в шляпке перед Распятием и молится то ли о своей женской судьбе, то ли о голодающих детях в Камеруне. Зайдешь к нам - ходит душа-сестрица среди подсвечников и лепит свечки, пришептывая что-то то ли о непутевых детях, то ли о пропавшем муже. Вот - доминанта религиозной жизни. Личная дамская беда и личный шепот перед образами.
А где наши мужики? Пьют? В горы ходят за адреналином? В Африку на сафари мотаются? На рыбалке пятую точку отсиживают?»

Протоиерей Андрей Ромашко : «Христианство – сугубо мужская религия. Нет, она, конечно, доступна и женщинам, но «заточена» она под мужской менталитет, под мужское восприятие мира. Придя на землю Христос уравнял мужчин и женщин в религиозных правах, но проповедь Его была обращена преимущественно к мужчинам….
Почему же сегодня в наших храмах не слышно мужского голоса? Почему современные мужчины не понимают, что Евангелие обращено именно к ним, а уж только потом, через них – дочерям, женам, сестрам, подругам… Почему сегодня женщина тащит мужика в Церковь, причем в любом возрасте, начиная с младенчества и до глубокой старости? Отвечу банальностью: мужики измельчали. Обабились, развратились, раскапризничались, потеряли характер, силу воли, ответственность. Причин много, объективных, субъективных, социальных, экономических».

Почитаешь такие резкие высказывания и задумаешься: почему для некоторых пастырей женское – означает нечто ущербное? Но спишем такие настроения священников на сожаление, что большинство российских мужчин пренебрегают спасением души. Это и упрёк, и призыв к сильному полу вернуться под Божий кров.

Мало мужчин

К сожалению, учёные не занимались исследованиями на тему: какой процент мужчин посещает Православную церковь? Но по наблюдениям верующих, мужчины составляют примерно треть прихожан и менее.

  • Доктор исторических наук Н.Попов утверждает: «Среди женщин религиозных людей больше, чем среди мужчин, соотношение в среднем 65 и 45%».
  • Социолог Б.Дубин отмечает: «Среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста. Однако наибольший приток новых православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин».

Протоиерей Роман Багдасаров размышляет о месте мужчины в храме.

Православные мужчины за рубежом

В православных храмах других стран мужчин поровну с женщинами или больше, утверждают священники, посещавшие зарубежные приходы. Социологических исследований на эту тему тоже нет, но мы можем полагаться на фото и видеосъёмку богослужений и верить глазам своим.

В храмах Украины и Болгарии мужчин и женщин равное число. В Греции и Македонии на богослужениях мужчин больше половины. В Сербии мужчины явно преобладают, женщины теряются в их толпе. Религиозную активность сербских мужчин можно объяснить тем, что очень долго в битвах с мусульманами и католиками Сербия отстаивала свою православную идентичность. Воевали именно мужчины и память об этом укрепляет их религиозность. Христианство сохранилось в Сербии ценой больших жертв

Литургия в сербском православном храме

Почему же в России такая гендерная диспропорция прихожан?

Причины религиозной пассивности мужчин

Священники и миряне, в том числе журналисты, находят много объяснений отсутствию мужчин в храмах. Есть версии религиозные, психологические, бытовые. Есть лестные и даже обидные для того или иного пола.

Религиозные версии

  1. Поскольку Ева первой нарушила Божественный запрет в Райском саду, вкусив от Древа познания, ныне женщинами сильнее ощущается греховность, которую они спешат отмолить в храмах.
  2. Женская вера связана с великим Божьим даром – деторождением. Рождение нового человека напоминает акт его сотворения Богом. Мужчине не дано пережить такого необычного явления. Поэтому связь его с Творцом не так сильна.
  3. Мужчины предпочитают язычество. Там нет строгих моральных требований, не нужно поститься и ограничивать свои потребности. Язычество льстит человеку, там он не раб Божий, а сын богов. Ирий (или Вальхалла) язычников обещает пиры и сраженья, что интересней мужчинам.


Мужчины на богослужении в Греческой Церкви

Психологические версии

  1. Мужчины воспринимают мир как поле битвы, где они должны покорять и завоёвывать. Православие с проповедью смирения, скромности, гуманизма противоречит их настроениям. В наши дни пресса рисует образ мужчины, который идёт к успеху по чужим головам. С верой это не сочетается.
  2. Мужчина неуютно чувствует себя в храме, поскольку там большинство женщины. Ему непонятно, чем там заняться, кроме как поставить свечку и уйти домой. Церковная община кажется ему женским клубом по интересам. С друзьями своего пола более комфортно.
  3. Женщины чаще ходят в храм, поскольку беспокоятся о детях. Просят у Всевышнего лучшей доли для своих чад. А мужчины меньше волнуются за близких.
  4. Женщины трусливы, в Боге они видят защитника. А мужчины у нас герои, ничего не боятся, поэтому Бог им не нужен.

Бытовые версии

  1. В храмах преобладают не просто женщины, а старушки. Именно на пенсии у людей появляется больше времени на религиозную жизнь. Старея, многие задумываются о покаянии. Но – российские мужчины часто не доживают до пенсии! Храмы заполняют их безутешные вдовы.
  2. Порой мужчины заняты работой, отнимающей много энергии. Поэтому выходные дни они используют для отдыха. И рады бы молиться, но сил нет.
  3. Мужчинам лень посещать церковь. Силы есть, но не хочется рано вставать. Проще с дивана посмотреть футбол…

Я тоже могу высказать предположение. Проблема в разрушении института семьи. Раньше на богослужения ходили все купно – муж с женой, детишки, бабушки и дедушки. Теперь у родственников нет потребности в религиозном единении. Каждый живёт своими переживаниями, плачется о скорбях в интернете под псевдонимом. И только большие праздники – Крещение, Пасха и Рождество будят былую семейственность. Или большие печали. Тогда звучат коллективные молитвы, тогда вместе едут к святым местам.
Только в особых условиях мужчина чувствует свою ответственность за происходящее и начинает верховодить, организовывать и опекать. В нём просыпается глава семьи.

Что говорят мужчины

Как видите, мнения самые противоречивые. И это ещё не все ответы на поставленный вопрос. Читатели-мужчины в Фейсбук тоже отвечали по-своему. Некоторые в стиле либеральной прессы выразили недоверие Церкви: «Нельзя быть христианином и одновременно посещать службы РПЦ. Только если вы целиком и полностью поддерживаете все, что там сейчас творится, тогда – да…. у вас полная гармония. Правда по поводу вашего христианства будут вопросы – либо вы просто не понимаете, что такое быть христианином, либо фарисействуете».

Некоторые заявили, что Бог у них в душе, Церковь же для молитвы необязательна. Даже Священное Писание цитировали: «И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою. Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно» (Св. Евангелие от Матфея 6:5,6).


К дикуссии подключился иерей Василий Литвинов , который разъяснил мужчинам: «Если мы верим Богу, то должны участвовать в Таинствах. Значит, должны быть в Церкви. Вопрос рациональных мужчин: “для чего мне это?” Ответ из Евангелия: “Лучше для вас, чтобы я взошел. Тогда Отец Мой Небесный даст иного Утешителя, который наставит вас на всякую истину и правду”.

Дарование Духа Святого

Итак, вот для чего пришел Господь и для чего совершил Свой подвиг: ради дарования Духа Святого, Который должен являть нам волю Божию в любой момент нашей жизни “дабы радость наша была совершенна”. Вот что мы можем получить в Церкви! Достойный плод для наших усилий? Более чем!!! Проблема в другом: почему об этом не говорят в Церкви? Ответ, думаю, на поверхности: апостасия, ослабление веры в Бога на земле и, в том числе, в духовенстве. Увы…

Отсюда, Церковь мужская, церковь мучеников превратилась в Церковь “белых платочков”, церковь обрядовых действий, хотя и возвещает апостольское слова: “Если вы Христовы – Духом да ходите”… Но, это не значит, что и сейчас в ней нельзя найти обещанное Богом: “Иисус Христос вчера и днесь тойже и во веки”!»

Протоиерей Евгений Попиченко про образ православного мужчины.

Что делать мужчине в храме?

Раннехристианская Церковь не жаловалась на отсутствие мужчин-прихожан. Все находили там достойное место и преданно служили Господу. Ведь не только молитвой может верующий выразить свои религиозные чувства.

  • Мужчины миссионерствовали в разных городах и странах.
  • Проповедовали о Христе своим близким и друзьям.
  • Участвовали в богослужении.
  • Следили за порядком в церкви.
  • Занимали руководящие должности в церковных общинах.
  • Жертвовали миссионерам, были благодетелями сирых.

Как эти принципы реализовать в наши дни?

Церковь по-прежнему нуждается в деятельных миссионерах, которые несут Слово Божие в отдалённые регионы России. Например, внимание православных требуется народам Крайнего Севера и Дальнего Востока. Но и в центральных регионах есть этносы, религиозно непросвещённые – вспомним о язычестве в среде малых народов Поволжья.

Всюду работают гастарбайтеры из южных республик, чтобы обратиться к таким с проповедью, нужна мужская решимость.

И даже в российской столице в любом коллективе есть люди невоцерковлённые. Они нуждаются в мудром наставлении верующих.

Личное спасение в Православии не эгоистично, оно зависит от любви к ближним.

  • Служение в церкви тоже не должно обходиться без мужчин. Оно может быть и духовным, когда некто исполняет работу алтарника. И социальным, если при храме есть благотворительная организация.
  • Катехизация новых прихожан более плодотворна, если мужчина учит мужчин, а женщина женщин – им легче найти общий язык. Для этого следует самому знать Евангелие и жить по заповедям.
  • Следить за дисциплиной в часы богослужения тоже подобает мужчине, а не старушке. Тем более, что в наше время под церковные своды может явиться и неадекватный человек, которого следует призвать к порядку. Существует опасность терроризма в некоторых регионах, поэтому храмы нуждаются в мужчинах-дружинниках.
  • Общину прихожан также может возглавить мужчина и развить энергичную деятельность на благо общества. Также церковь всегда нуждается в новых пастырях, которые посвятили бы ей жизнь всецело.

Но если мужчина слишком занят для посещения дома Божьего, для него тоже есть путь спасения. Это жертва на храм, финансирование дел милосердия. Поддержка благотворительной организации, которая помогает сиротам, заключённым или нуждающимся в лечении людям.

Чего ищет мужчина в Церкви

Анализируя дискуссии на православных форумах, можно сделать следующие выводы.

Мужчина ждёт, что Церковь призовёт его к активным действиям. Например, мероприятиям и программам, меняющим к лучшему наше общество. К решительным поступкам в защиту морали.

Мужчина хочет услышать проповедь о своих насущных проблемах. К их числу относятся:

  • Как добиться настоящего успеха?
  • Как создать счастливую семью?
  • Как вырастить детей достойными людьми?
  • Как найти смысл жизни?
  • Как преодолеть свои слабости/пороки?

Для многих важны темы достижения лидерства, укрепления брака, вины перед ближними за ошибки, решение конфликтов… Сейчас на подобные вопросы отвечают психологи мужских журналов, но их советы далеки от христианства. Например, видела статью: «Стань мерзавцем» – гимн хамству и цинизму. Разумеется, верующий мужчина пренебрежёт такими текстами. Но он будет рад услышать в Церкви, как победить неудачи на работе и в семье.

Мужчина надеется найти в Церкви друзей-единомышленников. Значит, там нужно развивать общение прихожан друг с другом. Предлагать поводы для встреч помимо богослужения. Такие инициативы зависят от священников, от их стремления привлечь новую паству – представителей сильного пола.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство