На какие темы делятся загадки. На сцене можно будет ставить. Исследование учащихся: всё-всё о загадках

На какие темы делятся загадки. На сцене можно будет ставить. Исследование учащихся: всё-всё о загадках

20.09.2019


Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)


Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)


Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» - он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)


  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

(Краб – барк )


  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)


«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?..

(Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)


Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок!

Вид шарады, в которой загаданное слово разбивается на смысловые части, а затем каждая часть заменяется на синоним, антоним, ассоциацию или перестановку букв шар+ада = куб+рая . Иногда может указываться область, к которой относится загаданное слово, или его базовое определение.

Например:

над+выигрыш = предмет, ответ: под+ставка
Моби+имидж = животное, ответ: дик+образ
мышь+клюшка тина+торшер+Локи, ответ: крот+кий ил+люстра+тор

КУБРОЗАГАДКИ

Вид шарады, в котором зашифрованы известные поговорки, пословицы, крылатые выражения. Данное задание разгадывается по частям, ведь предварительно загаданные выражения также разбиваются на части и каждое слово заменяется на синонимы, антонимы, ассоциации, близкие по смыслу термины или перестановку букв. Нужно разгадать каждое отдельное слово и связать все в одно известное выражение. Иногда указывается классификация загадки - например, поговорка, пословица, афоризм, крылатое выражение, название книги или фильма.

Например:

погладить чистоту затылком = поговорка, ответ: не ударить в грязь лицом
падая в нору пеликана = фильм, ответ: Пролетая над гнездом кукушки
Индифферентому Потапу на пустыре пришили лапу = пословица, ответ: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали

В РИФМУ (НЕБЕЛЫЕ СТИХИ)

В небольшом стихотворном тексте загадано слово, подходящее по смыслу, ритму, произношению.
Например:
1. Он и в ОС, и среди льдин. Ответ: пингвин
2. Художник писал, а часы таяли. Ответ: (Сальвадор) Дали
3. Где фильмы снимают и Оскар дают. Ответ: Голливуд.

РАЧЛЕНЕНКА

Игрок получает набор слов, возле каждого - цифры, обозначающие количество букв в слове. Указанные буквы обязательно находятся рядом, без разрывов. Выписав подряд все правильные буквенные комбинации, игрок получает новое слово или словосочетание.
Например:
малахит (3)
ретро (2)
сплетник (4)
растение (3)
пиетет (2)
Ответ: хит+ро+спле+тен+ие = хитросплетение

НАЧАЛОКОНЕЦ (ГОЛОВАХВОСТ)

Игроку предлагается картинка, на ней нужно найти два слова, которые образовывают новое слово при соединении.
Например:

Ответ: озеРОЗАмок


ответ: чашКАТЕРмос

ГаПоиФиКа (ФиКниКа)

Названия известных произведений искусства (ФиКниКа - фильмы, книги, картины) переводятся в буквенные сокращения, в которых каждое слово, включая предлоги, союзы и междометия, привносит несколько букв в результат. Нужно расшифровать буквенное сокращение и угадать название.
Например:
ВоБлС = картина, ответ: Возвращение блудного сына
АливСтраЧу = книга, ответ: Алиса в стране чудес
ВлаКоБраКо = фильм, ответ: Властелин колец: Братство Кольца

ТАРКУСОГРАММА

Задание представляет собой визуальную анаграмму: с помощью картинок в левой части таркусограммы зашифровано слово или фраза, а в правой - несколько слов, которые получаются из ответа перестановкой букв. Формат ответа - загаданное слово (фраза) и слова из правой части, буквы которых образуют полностью слово (фразу) из левой.
Например:


Ответ: генеалогическое древо = сверчок + гиена + голод + Е + Е + Е

Игроку предлагаются несколько слов или картинок, которые обозначают слова-разгадки. Все ответы объединяет общая черта - одинаковое сочетание из трех букв в каждом слове.
Например:
Ответ: соРОКа, РОКировка, проРОК

МЕТАГРАММА

Разновидность шарады, в которой загаданы слова, отличающиеся всего на одну букву. Зашифрованные слова метаграммы состоят из одинакового количества букв и отличаются по смыслу. Существует много разновидностей таких заданий - от картинок до последовательного изменения одной буквы в слове, чтобы превратить одно слово в другое за определенное количество шагов.
Например:
Если поменять «м» на «ф», очарование и обаяние согреет в плохую погоду. Если же поменять «ф» на «ж», получится шуточный портрет. Ответ: шарм-шарф-шарж


Ответ: дрон - трон.
Как превратить мозг в кашу за 6 шагов? Ответ: МОЗГ-МОРГ-ТОРГ-ТОРА-ТАРА-КАРА-КАША
Слово, отличающееся на одну букву от изображенных на картинках


Ответ: клан (на картинках изображены клад и кран, слово «клан» отличается от каждого на одну букву)

Эта загадка представляет собой слово или фразу, зашифрованные в виде рисунков с дополнительными буквами и специфическими знаками.
Например:


ответ: фонендоскоп

В таком задании загадываются слова, которые отличаются друг от друга на один слог или букву, например, фаза=фазан, сон=шансон, пара=паруса. Новые слова в логогрифах образуются с помощью прибавления или убавления слога или буквы. Формат подачи - текст, стихотворения или картинки.
Например:
Он герой интернета, пушистый и быстрый. А добавь еще букв - и раздастся выстрел. Ответ: кот-кольт


Ответ: сад-фасад

АССОЦИАЦИЯ

Игроку предлагаются несколько картинок, образующих общую ассоциативную связь. Нужно разгадать, что объединяет все картинки.
Например:


Ответ: рулетка

Игроку предоставляется картинка - на ней нужно найти два слова, которые пересекаются минимум в трех буквах при объединении. Иногда слова могут относиться к заимствованным или сленгу.
Например:


Ответ: тарТАРелка (тартар + тарелка)

ТЕКСТОВЫЙ ГИБРИД

В задании иносказательно зашифрованы несколько слов, которые при объединении пересекаются минимум в трех буквах. Иногда могут использоваться общеизвестные фамилии или сленг.
Например:
1. Птица семейства фазановых, убивающая из огнестрельного оружия. Ответ: снайПЕРепел
2. Известный художник в безвыходном положении. Ответ: туПИКассо

ИНГРЕДИЕНТЫ (ПОЛИГЛОТ)

Игрок получает бессвязную фразу, которую нужно перевести на указанный иностранный язык, обычно английский. Прочитав перевод, игрок подбирает созвучное слово-отгадку.
Например:
1. Клык или человек (англ.) – fang or man. Ответ: феномен.
2. Прислуживать тетушке (англ.) – serve auntie. Ответ: серванты

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Игроку предоставляются парные картинки, которые образуют общеизвестные словосочетания. Задача - восстановить загаданные словосочетания. Существует несколько форматов данного задания.
Например:
1. Прилагательное + существительное


Ответ: временная петля
2. Существительное + существительное


Ответ: роза ветров
3. Словосочетания с предлогами


Ответ: (как) снег на голову
4. Паровозы (двухкоренные слова)


Ответ: сороконожка

Головоломка напоминает «открытый» циклоид с логическими элементами. Серия картинок обозначает загаданные слова, в которых каждое последующее начинается из нескольких последних букв предыдущего.
Например:


Ответ: доберМАНдрагОРАнгуТАНкеТКАчесТВОрение

БЕСКРЫЛКИ (КРЫЛЬЯ)

Задание представляет собой короткое стихотворение (обычно не более 4 строк), в котором отсутствует часть текста. Недостающая строка - это крылатые выражения, афоризмы, известные строки из песен или стихов («крылья»). Задача игрока - восстановить недостающую строку.
Например:
Робин Гуд собой доволен,
Помощь бедным под контролем!
Ведь он понял еще с детства -
<КРЫЛО>.
формат ответа: пропущенная строка (без знаков препинания)
Ответ: цель оправдывает средства.

ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД

Исходя из логической последовательности, заданной серией картинок, нужно подобрать недостающие слово, фразу или цифру.
Например:


Ответ: Таллий (на картинках - элементы таблицы Менделеева: 78. Платина. 79. Золото. 80. Ртуть. 81. Таллий)

ЦИФРОБУКВЫ

В этом задании нужно разгадать сочетание цифр и своеобразной аббревиатуры (буквенного сокращения), руководствуясь логикой.
Например:
1440 МвС. Ответ: 1440 минут в сутках.
221Б - НДШХ. Ответ: 221Б – номер дома Шерлока Холмса.
29 ФБРвЧГ. Ответ: 29 февраля бывает раз в четыре года.

Головоломка представляет собой непрерывный ряд слов, в котором каждое последующее слово начинается с нескольких последних букв предыдущего. Слова зашифрованы в картинках, разгадывать можно начинать с любой, двигаясь по направлению циклоида.
Например:


Ответ: торшерлоконканапеликанцерогенофондатрактиранозавраллигатор

ПОНОС (БОЙКОТ)

На картинке зашифровано ключевое словосочетание, в котором оба слова объединяются в одно новое слово. Задача игрока - найти ключевое словосочетание и составить одно слово из двух полученных.
Например:


Ответ: бой(+)кот = бойкот


Ответ: банк(+)рот = банкрот

Задание основывается на принципах одноименной словесной игры, требующей от игрока хорошо развитых ассоциативного мышления и логики. Задача - угадать «крокодил», загаданное слово или словосочетание.
Например:


Ответ: бред сивой кобылы

ПЕСНИ В КАРТИНКАХ

Несколько строчек из куплета или припева известных песен представлены в серии картинок, которые визуально отображают о чем идет речь в тексте. Нужно угадать автора/название песни или ответить на заданный вопрос.
Например:


Ответ: Ария - Герой асфальта
(Твой дом стал для тебя тюрьмой
Для тех, кто в доме, ты – чужой
Ты был наивен и ждал перемен)

МАРШ НЕСОГЛАСНЫХ (ЗВУКИ МУЗЫКИ)

Нужно угадать название и/или автора песни только по набору гласных букв из припева или куплета. Все согласные буквы заменяются знаком «*», но все же их комбинации могут оказаться довольно полезными для понимания ритма и структуры загаданной песни.
Например:
**о*о *а***е*
*ы*о*а *е*
**ю* *о*е**и – и *о*е*е*и
*у**о **и*а**
* **ю-*о *е**а**
**о**ю, *а* * *е**о*о*и*е*е:
*ы*о*а *е*
*ы*о*а *е*
Ответ: Сплин - Выхода нет

ХПМ (ОПЕЧАТКИ)

Визуальная логическая головоломка - на картинке зашифровано название фильма, книги, картины или другого известного произведения. Изображение содержит «опечатку» – оно всего на одну букву отличается от названия загаданного произведения.
Например:

Ответ: Эрнест Хемингуэй - Старик и море (буква «ж» в слове «морж» превращается в «е»);


Ответ: Джек Лондон - Белый клык (буква «о» в слове «клок» превращается в «ы»)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЛОЖКИ (ШЕДЕВРЫ ДИЗАЙНА)

Формат задания - картинка, представляющая альтернативное видение обложек книг, постеров фильмов или других произведений искусства. Нужно угадать название, проанализировав изображение и подключив ассоциативное мышление.
Например:


Ответ: М. Булгаков - Роковые яйца.


Ответ: Стендаль - Красное и Черное

ДЕШИФРОВЩИК (МАКСОВО БЕЗУМИЕ)

В задании зашифрованы слова известных песен, сформулированы с помощью синонимов, иносказаний, научной терминологии и другой специфической лексики. Задача игрока - расшифровать текст, восстановить изначальные строки и угадать исполнителя и название песни.
Например:
Прими горизонтальное положение, восстанови физические и моральные резервы и внемли моим словам
Я сдерживал свои желания ради благой цели, но в текущий день недели я умываю руки
Я предельно ясно изъяснился, восстанови душевный покой и послушай тишину
Вуаля, всего доброго, ты мне больше не интересна
Расшифрованные строки:
Ляг, отдохни и послушай что я скажу
Я терпел, но сегодня я ухожу
Я сказал: Успокойся и рот закрой
Вот и все до свидания черт с тобой
Ответ: Агата Кристи - Как на войне

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО (ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК)

Задание представляет собой логическую головоломку, в тексте которой ключевое слово или фраза зашифрованы созвучным термином и заменены на синоним. Чтобы получить ответ, нужно выделить нужную фразу в тексте, заменить ее синонимом и разбить полученное слово на смысловые единицы.
Например:
Заместитель директора Вася Пупкин был известен подхалимством и кляузничеством. Как только в отделе происходили непредвиденные ситуации, Вася сразу же мчался докладывать начальству.
- Я на вас всех жалобы напишу, - гордо оглашал Вася провинившимся сотрудникам.
- Экзотический фрукт? - беспокоились работники других отделов.
Ответ: а на нас

СТИХИ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ (ЖМУРКИ)

Эта логическая головоломка подается в форме стиха, в котором некоторые слова зашифрованы с помощью латинских букв. Загаданных слов минимум два, также могут быть использованы анаграммы. Слова логично вписываются в текст и смысл стихотворения, а при соединении слов-отгадок образуется новое слово.
Например:
Вариант первый:
X на озере дрожал,
На берегу сидели Y.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XY.
Ответ: бакенбарды (X - бакен, Y - барды, ХY – бакенбарды)
Вариант второй (с указанием количества букв в нужных словах):
XXXXX на озере дрожал,
На берегу сидели YYYYY.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XXXXXYYYYY.

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? Виды загадок, существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Видео: Виды огнетушителей: сравнение, производство, применение

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Видео: Поплавки на удочку. Виды, форма, оснастка, особенности, применение

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Видео: Машины и транспорт в загадках/загадки для детей

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Научно – практическая конференция учащихся

«Мой первый проект»

Емельянов Захар Евгеньевич, Захарова Полина Тарасовна, Мингалеева Дарья Фёдоровна, Родикова Арина Александровна

Класс 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По направлению Лингвострановедение

Тема: Загадка

Научный руководитель: преподаватель высшей категории Т.И. Таркина


Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой


_____________________________

Рекомендуется

______________________________

Председатель экспертной комиссии

_____________

Подпись


___________

Дата


Эксперты

_____________

Подпись


___________

Дата


_____________

Подпись


___________

Дата


Председатель экспертного совета

_____________

Подпись


___________

Дата


П. Сайга
Введение

3 с.

Глава 1. Теоретическая часть

5 с.

    1. История возникновения загадки

5 с.

    1. Типы загадок

8 с.

    1. Строение загадки

10 с.

    1. Значение загадки

10 с.

Глава 2. Практическая часть

11с

2.1. Создание сборника загадок собственного сочинения

11с.

Заключение

13с.

Список литературы

14с.

Приложение

15с.

ВВЕДЕНИЕ

Наша учительница на уроке задавала нам загадки. Было очень весело угадывать.

Нам стало интересно, а сможем ли мы сами придумать загадку, что нужно знать и уметь для этого? Эта тема актуальна для нас тем, что отгадывая готовые загадки и придумывая свои собственные, мы будем развивать свою фантазию, воображение, ум. А это, конечно, поможет нам в дальнейшей учёбе.

Цель: создание сборника загадок, собственного сочинения.
Задачи:
1. Узнать, как появились загадки и для чего они нужны.
2. Узнать, как устроены загадки.
3. Научиться составлять свои загадки.
4. Создать сборник загадок.

Предмет исследования : загадка

Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.

Методы исследования:


  • Поиск информации по Интернету;

  • Поиск литературы;

  • Практическая работа: «Придумай загадку сам»;

  • Практическая работа по созданию сборника загадок;

  • Викторина среди первых классов «Лучший отгадчик»
Проблема : мы не умеем придумывать загадки.
Гипотеза: возможно потому, что не знаем, как загадки устроены и для чего нужны?

Данная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Значимость её заключается в том, что мы получим не только новые знания, но и применим их на практике, создав сборник загадок собственного сочинения. Используя наш сборник, проведём викторину среди учащихся начальной школы.

В ходе работы над проектом мы не только научимся придумывать свои загадки, но и выступать перед другими ребятами, отвечать на вопросы, доказывать своё мнение.

В своей работе была использована информацию с разных сайтов Интернета. Работа выполнена в результате совместных действий родителей, педагога и учащегося.

Глава 1. Теоретическая часть


    1. История возникновения загадки
Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Загадки - это средство воздействия на сознание человека с целью его умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигается благодаря тесной связи умного и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному, в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Загадка относится к одному из самых древних жанров устного народного творчества, который отличается от других жанров тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.

В древности люди верили, что животные, растения, неживая природа понимают человеческий язык. Первобытный охотник, скотовод, пахарь в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду постоянно сталкивался с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить, а для этого нужна тайная, условная речь.

Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел. В те времена для молодых юношей даже устраивались испытания в умении разгадывать загадки, что имело магическое значение, являясь составной частью обряда инициации - посвящения юношей в воины. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива.

Загадка имела огромное значение в жизни разных народов и в разные периоды истории вплоть до 19 века. Хотя первоначальный смысл загадки постепенно утрачивался, тем не менее, она прочно закрепилась в ритуалах, обрядах, праздниках.

Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь. Состязание в умении отгадывать загадки даже приравнивалось к одному из видов единоборств.

Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты.

Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок.

Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.

Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - период летних полевых работ загадки загадывать не позволялось, а сенью и зимой загадки полагалось загадывать только вечером, после захода солнца. Считалось, что нарушение традиции может вызвать напасти.

С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Мы видим, как человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра. Сейчас, это не более чем способ убить скуку и весело провести время.


    1. Типы загадок

  1. Загадки - вопросы.
Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречают в пословицах, песнях и сказках. Среди этого типа загадок распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение.

  1. Загадки - задачи.
Очень похожи на задачки из школьных учебников. Загадки-задачи - это тесты на сообразительность, построенные на парадоксе. Они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Такие загадки строятся на необычных сопоставлениях. Ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятые мнения - отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому привлекательна. (Например, загадка про гусей).

  1. Загадки иносказания.
Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием.

  1. Загадки – описания.
Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В таких загадках предлагаются в красивой поэтической форме описания задуманного предмета. Такие загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

  1. Загадки-обманки.
В таких задачах подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое. Например: «На верхушке каланчи, день и ночь кричат … Врачи (грачи)»

  1. Юмористические загадки.
Такие загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. Например:
«Летели два крокодила: один зелёный, а другой в Африку. Сколько весит килограмм гвоздей?»

1.3. Строение загадки

У загадки нет особых частей. Она может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. Слова в предложениях могут рифмоваться, а могут не рифмоваться. Но по ритму загадка схожа со стихотворением.

При составлении загадок могут использоваться разные приёмы: сравнение, преувеличение, отрицание, противопоставление (антитеза) и переназывание (метафора).

1.4. Значение загадки.

Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру. Затем он учится сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и у него формируется умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Т.е, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью!

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Глава II . Практическая часть. Создание книги с придуманными нами загадками.

После изучения теоретического материала мы попробовали сочинить загадку сами. Для этого сначала разбирали уже существующие загадки, а потом по такому же принципу старались построить свои. Первые загадки мы придумывали всей группой. Это были загадки – описания, или «детские» загадки. Мы брали любой предмет и старались его описать так, чтобы в тексте был обязательно стихотворный ритм, а если получится, то и рифма. Затем группой мы разбирали достоинства и недостатки придуманных загадок. Следующим шагом была самостоятельная работа. Дома, с родителями или сами, пробовали составлять загадки. Затем в школе подробно их разбирали, правили, отбирали для сборника. Вот пример загадки описания:

Бывают луговые,

Бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.

Следующий вид загадок, с которыми мы стали работать, это загадки, в которых есть открытое или скрытое сравнение. Работа строилась по такому же принципу, что и раньше:


  1. Разбираем существующую загадку в группе, совместно с учителем;

  2. Выбираем предмет для загадки;

  3. Группой строим загадку по образцу готовой;

  4. Проверяем ритм и рифму в группе;

  5. Сочиняем загадки самостоятельно дома;

  6. Проверяем, правим, отбираем для сборника все вместе.
Вот пример такого вида загадок:

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.

И последний вид загадок, с которыми мы работали – это загадки, в которых используется такой приём как метафора (переназывание). Вот пример таких загадок:

Зебра на дороге,

Протянула ноги.

А по этим по ногам,

Люди ходят тут и там.

Таким образом, в наш сборник вошли три типа загадок: загадки – описания, загадки – иносказания и загадки как со скрытым сравнением, так и с открытым. Всего мы придумали 37 загадок.

Следующим шагом было к каждой загадке нарисовать иллюстрацию. Мы распределили загадки и стали рисовать.

Затем отсканировали рисунки, обрезали и вставили в электронный сборник загадок.

По созданному нами сборнику провели викторину среди ребят начальной школы «Лучший отгадчик».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретической работы над проектом мы узнали о том, как появилась загадка и какое значение имела не только в древности, но и в настоящее время. Также мы познакомились с разными видами загадки и узнали, как они устроены.

Полученные нами знания мы применили практически, создав сборник загадок своего собственного сочинения.

Проделанная нами работа нам очень понравилась. Было интересно узнавать что – то новое о, казалось бы, известных и простых вещах. А так же очень весело было сочинять загадки как в группе с учителем, так и дома с родителями, несмотря на то, что эта работа оказалась совсем нелёгкой для нас.

СБОРНИК ЗАГАДОК ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Пушистая, но не белка.

Лёгкая, но не пёрышко.

Падает с неба, но не дождь.

С подружками рядом встанут,-

Сугробами станут.


снежинки

Весной зеленеют,

Осенью краснеют и желтеют.

На землю опадают

Нам зиму предвещают.


листья

Бывают луговые, бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.


цветы

Серенький грызун,

Он любит хлеба крошки.

Но очень наш зверёк

Боится зверя – кошки.



мышка

Лежит под бочком

Пушистым комком.

Мурлычет громко очень.


кошка

Дом украшает,

Ёлку наряжает,

Друзей собирает.


Новый год

Сверкает, мигает,
Ёлку украшает…

гирлянда

Холодит, морозит.

Мама в него продукты носит.


холодильник

Рыженькая, хитренькая,

У ворон забирает,

А сама съедает.



лиса

Парит, жарит,
Дом утепляет,
Уютом в доме управляет.

печка

Длинная шея, хвост и копыта

По Африке бегут сердито.


жираф

Кипит кипяток, пыхтит,

За стол нас зовёт,

Чай пить велит.


чайник

Растёт в лесу красавица,
Детям очень нравится.
Зелёная, пушистая,
На солнце золотистая.
Радость детям принесёт,
В Новый год!

ёлка

Говорит человек,

Но рядом человека нет.

Кино показывает,

Новости рассказывает.


телевизор


Из воды состоит,

Его лишь мороз сохранит.

Прозрачный, хрупкий, тает,

Детей на каток созывает.


лёд

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.


солнце

Круглое, а не мяч,

Зелёное, а не ёлка.


© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство