Грудной ребенок не ест кашу. Почему ребенок не ест кашу. Прислушивайтесь к себе

Грудной ребенок не ест кашу. Почему ребенок не ест кашу. Прислушивайтесь к себе

01.07.2020

В течение первых четырех месяцев жизни младенец питается или только молоком мамы или смесями. К возрасту 5-6 месяцев тех веществ, которые входят в состав молока, уже недостаточно для полноценного роста и развития организма. После того, как крохе исполнится полгода, слизистая оболочка в его горле начинает приспосабливаться к тому, чтобы проглатывать твердую пищу.

Как определить, что пора начинать вводить прикорм? Ребенок должен набрать массу тела, которая превышает его массу при рождении вдвое. Кроме того, он уже должен хорошо научиться сидеть. Еще одно обязательное условие для начала прикорма – это проявление со стороны крохи живого интереса к той пище, которую употребляют старшие.

Приучаем малыша к новой пище

Для начала прикорма идеальным вариантом будет пюре и овощей. Такая пища имеет все необходимые преимущества и характеристики, которые должны быть у новой пищи.

  • В овощном пюре есть минеральные соли, которые помогают формированию и росту костей.
  • Очень много биостимуляторов и витаминов.
  • Клетчатка, которая стимулирует и приводит в норму работу кишечника.
  • Щелочные соли, которые не только улучшают обмен веществ, но и способствуют хорошему дыханию, помогают выводить лишнюю жидкость, а также приводят в тонус нервную системы крохи.
  • Так как в этом продукте нет сладости, ребенок намного лучше будет воспринимать кашу, которая будет вторым прикормом.
  • В таком пюре присутствуют небольшие твердые кусочки. Это поможет глотке приспособиться к более твердой еде.

Начинать прикорм рекомендуется постепенно. Перед 2-м и 3-м кормлением грудью нужно давать по несколько ложечек пищи. В овощное пюре можно налить немного растительного масла, а также 1/2 яичного желтка. Постепенно в течение месяца количество прикорма увеличивают так, чтобы в итоге ежедневная норма составляла 150 г. После этого можно будет заменить им одно кормление или же просто разделить порцию на несколько раз. Важно, чтобы это нравилось ребенку, и не вызывало у него дискомфорт.

Начало прикорма далеко не всегда воспринимается ребенком хорошо. Часто бывает так, что он отказывается есть новую пищу. Так как с самого рождения младенцы очень хорошо ощущают вкус. То они привыкают к тому, что молоко мамы всегда сладковатое. При кормлении очень важно установить контакт с ребенком. Если этого не сделать, то все последующие кормления станут настоящей пыткой и для родителей, и для крохи.

Если вы осуществили несколько попыток накормить кроху пюре, и у вас ничего не получилось, не стоит паниковать. Дети при первом прикорме часто начинают выплевывать пищу, у них даже может начаться рвота.

  • Рвоты бояться не нужно. Скорее всего, это происходит из-за того, что вы слишком затянули период вскармливания.
  • Очень важно учитывать желание малыша, но ненавязчиво и ласково все же заставить его начать есть. Для этого родители используют немало хитростей.

Помочь родителям приучить малыша к прикорму помогут следующие советы.

  • Новую пищу рекомендуется давать, когда ребенок голоден.
  • Важно всегда соблюдать режим. К моменту кормления ребенок уже должен хотеть есть.
  • Нужно попробовать несколько вариантов, и выяснить, какую пищу предпочитает ваш малыш. Одному малышу может нравиться только картофельное пюре или капустное. Другой ребенок может с удовольствием есть любое.
  • Давая прикорм в первый раз, вы можете добавить немного молока или смеси, чтобы сделать пищу слаще.
  • Если кроха не хочет есть одну еду, дайте ему другую. А к первому вернитесь через неделю.
  • Когда вся семья обедает за столом, посадите вместе с вами кроху. Он должен видеть, как взрослые с удовольствием едят разную пищу.
  • Новую пищу рекомендуется вводить постепенно. Одно пюре дают в течение недели, после чего можно попробовать дать другое.

Кроха может отказываться от пищи из-за плохого самочувствия.

Многие родители при кормлении отвлекают ребенка игрушками и играми. Этого делать не стоит. У него сформируется привычка есть во время игры. Кроме того, слюна будет вырабатываться плохо, вследствие чего еда будет плохо перевариваться.

Отличным методом является педагогический прикорм, когда ребенка сажают за стол со всеми и дают ему по крошечному кусочку того, что он захочет.

Что делать, если малыш не хочет есть с ложки

Когда мы начинаем вводить прикорм, то используем ложку. Можно взять серебряную ложечку или пластмассовую с яркой расцветкой. Такое красочное изделие понравится крохе, и он будет есть с большим удовольствием. Сначала можно использовать кофейную, а потом чайную.

В отношении ложки здесь действует принцип: чем раньше, тем лучше. Уже в возрасте 3 месяцев поить водой малыша нужно с ложки. Когда он привыкнет к приборам, с прикормом будет намного меньше проблем.

Если при введении прикорма от ложечки он отказывается, то не нужно наливать еду в бутылочку. Лучше пусть попробует руками. Конечно, он все измажет, но это того стоит. Постепенно он с удовольствием будет есть с ложечки.

Ребенок не хочет есть кашу

С возраста 6-7 месяцев крохе можно начать давать кашу. В первые дни нужно добавлять к рациону по чайной ложечке. Это может быть гречневая или кукурузная каша. Отлично подойдет и рисовая. Количество каши должно увеличиваться очень медленно. Со временем в ежедневное меню должно входить около 150 г каши. В таком возрасте каша для ребенка должна быть сварена на обычной воде или овощном бульоне. Молоко и сахар не добавляют.

Часто бывает так, что кроха просто отказывается даже пробовать кашу. В этом случае родители часто применяют различные хитрости, такие же, как при отказе от употребления овощного пюре. Давая кашу в первый раз, пусть малыш попробует съесть ее в чистом виде. Если он ее выплюнет, в следующий раз добавьте небольшое количество грудного молока. Этот вкус будет более привычным для крохи, и к каше он со временем привыкнет.

Прикорм не всегда является абсолютной заменой материнского молока. Часто это просто дополнение к питанию малыша, которое делает его более полноценным и питательным. Это начало знакомства со взрослой едой, которое должно происходить постепенно и осторожно. При отказе от прикорма родители должны проявить максимум терпения. В любой ситуации молодые родители должны внимательно следить за крохой, присматриваясь к его поведению. Это поможет лучше его понять.

Что делать, если ребёнок не хочет есть прикорм? (видео)

Последнее обновление статьи: 18.04.2018 г.

Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

Детский психолог

важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать , и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или . Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.


Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому - шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый «пищевой интерес», он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.


  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм - кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной - двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.


  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания - малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное - никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки

Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).


По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.

Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

Читаем статью: Как научить ребенка есть ложкой


См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 - 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.

Смотрите о правильном введение первых каш

Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм - это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 «взрослой» пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.


По теме прикорма:

  • Вводим: Прикорм на ГВ;
  • Вводим: Приком на ИВ.

Секреты и хитрости первого прикорма

Каши – одни из главных продуктов в рационе детей, начиная с самого раннего возраста. Их пользу для растущего организма сложно переоценить. Крупа – это богатый источник растительных белков и клетчатки, целого ряда витаминов (группа В, витамины А, Е, РР и Н). Кроме того, в кашах много микроэлементов: фосфора и калия, хлора, серы, кальция, магния, натрия и меди, железа, цинка, хрома, бора и молибдена, а также многих других.

Помимо этого, каши являются источником большого объема углеводов, и значит, снабжают малыша запасами энергии. А достаточное количество клетчатки, которая содержится в разнообразных крупах, крайне необходимо для кишечника малыша, чтобы пищеварение работало без сбоев. К тому же некоторые из круп обладают способностью выводить из организма токсины и шлаки, а также продукты метаболизма лекарственных препаратов.

Педиатры и институты питания разных стран рекомендуют каши как один из первых прикормов, вводимых в возрасте 6-7 месяцев. Однако далеко не все малыши благосклонно относятся к кашам, и необходимо приложить целый ряд усилий, чтобы заинтересовать их этим новым блюдом. Однако если ребенок не ест каши, это совершенно не значит, что нужно применять разнообразные «танцы бубнами», уловки и ухищрения, чтобы впихнуть в ребенка как можно больше еды. Ребенку, который до этого знал только вкус молока матери или смеси, нужно помочь в адаптации к продукту, и дать время на привыкание к новым вкусам.

Пшенная каша – содержит 70% крахмала, 12-15% белка, содержащего незаменимые аминокислоты, а так же большое количество жира 2,6-3,7%, клетчатки 0,5-08%, небольшое количество сахаров до 2%, витамины В1, В2, РР и большое количество фосфора, цинка, йода, калия, натрия, магния и брома. Способствует укреплению мышечной системы.

Почему дети не едят каши?

Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:

  • ребенок еще не знает вкуса нового продукта, ему необходимо привыкнуть;
  • ребенок еще не готов к употреблению каши, его организм еще не настроен на ее усвоение;
  • ему может не нравиться конкретный вид каши;
  • малыш может быть просто не настолько голодным, чтобы есть кашу.

Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.

Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.


Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу. Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант.

Каши могут быть как из одного злака (монокомпонентные), так и из смеси злаков. Нередко дети с благосклонностью воспринимают нелюбимую крупу в смеси с другими, более любимыми. К примеру, дети, которые любят кашу с рисовой крупой, но не любят пшено, очень хорошо кушают кашу «дружба» из смеси риса и пшена.

Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.

Что делать, если малыш не хочет есть каши?

Есть несколько простых советов для тех детей, кто плохо ест или совсем не ест каши. Прежде всего, не нужно заставлять ребенка есть каши, действуйте по принципу «не хочет кушать – не надо». По мере расширения рациона крупы так или иначе появятся в меню малыша.

  • Важно дать ребенку хорошенько проголодаться. Так, к примеру, ребенку в 8-9 месяцев перерыв между приемами пищи нужно сделать около 3.5-4 часов. Если малыш плохо ест каши, самая вероятная причина – что он еще недостаточно голодный.
  • Можно разнообразить и улучшить вкус каши (подсластить ее) за счет добавления печеного или свежего яблока, груши, банана, персика или абрикоса, если эти продукты уже введены в рацион вашего карапуза. Также допустимо добавление к каше привычных для рациона ребенка овощей – моркови и цветной капусты, тыквы, брокколи или свеклы.
  • Для детей, находящихся на грудном вскармливании, можно добавить к каше грудного молока. Хорошо знакомый вкус поможет ребенку привыкнуть к новому блюду. Можно готовить первые каши на знакомой ребенку молочной смеси. Можно также добавлять к каше привычные для рациона ребенка кисломолочные продукты – творог, кефир, биолакт.

Самое главное, не сформировать в процессе введения каши отрицательных рефлексов на нее. Нельзя заставлять детей есть каши, впихивая в рот буквально каждую ложечку, не нужно акцентировать внимание ребенка на том, сколько он съел, не нужно сравнивать его с другими детьми или критиковать, ругать малыша.

Гречневая каша – содержит восемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий, фосфор, медь, йод, цинк, бор, фтор, молибден, кобальт, а также витамины В1, В2, В9 (фолиевая кислота), PP, витамин Е. В гречке много фолиевой кислоты, что стимулирует кроветворение, повышает выносливость и сопротивляемость организма ко многим болезням.

Что делать, если ребенок перестал есть каши?

Нередко бывает и так, что ребенок с раннего детства охотно ел кашу, но по мере взросления стал отказываться от нее. В чем могут быть причины?

Чаще всего каша просто приедается, надоедает ребенку. Можно на некоторое время (от пары недель до месяца), исключить из меню данную кашу или вообще все каши, а затем предложить новый вариант уже известного блюда или же готовить его из другого вида крупы. Чтобы каши не приедались, важно чередовать крупы на протяжении недели – благо, круп очень много, и варианты подобрать можно всегда.

Однако совершенно отказываться от каш в детском питании не стоит, ведь они крайне полезны для всех систем растущего организма, от мозга и костей до пищеварительного тракта и иммунитета.

Овсяная каша – содержит витамины В1, В2, РР, Е, соли кальция, фосфора, железа и магния. Прекрасный сорбент, способствует выводу солей тяжелых металлов. Оказывает обволакивающее и противовоспалительное действие на слизистую желудка.

Как подобрать «свои» каши?

Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.

К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.

Остается напомнить народную мудрость: «Щи да каша – пища наша!» Чаще включайте каши в семейное меню, ведь пример взрослых действует лучше любых уговоров. И тогда ваш малыш будет относиться к кашам, как к неотъемлемой части рациона, будет расти крепким и здоровым, и никто не скажет про него, что он «в детстве мало каши ел».

Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.

Фото - фотобанк Лори

Завтрак очень важен для каждого человека, и его ни в коем случае нельзя пропускать. Ведь только утренний прием пищи максимально запускает обмен веществ, насыщает организм нужными витаминами и полезными элементами, дает энергию на целый день. Регулярный завтрак положительно влияет на работу головного мозга, улучшает память и повышает концентрацию внимания, снижает риск возникновения болезней сердца, сосудов и развития сахарного диабета, поддерживает оптимальный вес.

Лучшим блюдом для завтрака всегда считалась каша. Она должна обязательно входить в рацион малыша. Прикорм грудничка кашей начинают уже с шести месяцев. Но далеко не все дети с радостью едят это блюдо, а многие и вовсе отказываются кушать. В статье мы рассмотрим, что делать, если ребенок не хочет есть кашу. И узнаем, чем еще можно покормить малыша на завтрак.

Когда вводить кашу в прикорм

Кашу дают в прикорм грудных детей в шесть месяцев, когда в рацион уже включены овощные и фруктовые пюре. Начинают с гречневой крупы, затем вводят рисовую и кукурузную. В 8-9 месяцев в меню грудничков добавляют овсянку и ячневую кашу, включают молочные блюда. Манку не советуют давать раньше года.

Первой кашей для малыша должна стать безмолочная гречневая каша без сахара и соли. Для вкуса в блюдо добавляют несколько капель грудного молока или молочной смеси, а также растительное масло. Для детишек старше восьми месяцев кладут кусочек сливочного масла. От соли и сахара нужно отказаться минимум до 10-12 месяцев.

Очень важно, чтобы первыми кашами были безглютеновые крупы, приготовленные на воде. Они наиболее безопасны для грудничка, легче и быстрее усваиваются, не вызывают аллергии и расстройства желудка. В то время, как глютен и коровье молоко отличает высокая аллергенность. Эти компоненты вызывают тяжесть и несварение.

Вводите каждую крупу постепенно и делайте перерывы между введением минимум неделю. Первые каши должны быть по консистенции, как жидкое пюре, и обязательно без комочков. Постепенно долю крупы в рецепте увеличивают и делают блюдо более густым.

После восьми месяцев в кашу для ребенка можно добавлять фрукты и овощи после термической обработки, сухофрукты, после девяти – пюре из мяса, после десяти – рыбное пюре. Важно сначала отдельно ввести каждый компонент в рацион малыша, а уже затем добавлять в рецепт. Подробнее, как правильно вводить прикорм для младенцев, читайте здесь.

Если ребенок не ест кашу

  • Не заставляйте кушать малыша, если тот не хочет, и ни в коем случае не вталкивайте ложку в рот насильно. Это только усугубит ситуацию и может напугать ребенка;
  • Если ребенок отказывается кушать, не настаивайте, а попробуйте дать блюдо снова через 30-50 минут. Важно, чтобы он проголодался. Не давайте крохе печенье, конфеты или что-то в этом роде, лишь бы он что-нибудь съел. Это только ослабит желудок и отобьет аппетит;
  • Если ребёнок отказывается и от другой пищи, возможны проблемы со здоровьем. Дети отказываются кушать при простуде и температуре, расстройствах пищеварения и стула, болях в животике и других подобных проблемах;
  • При прорезывании зубов дети часто отказываются от пищи, так как она вызывает сильный дискомфорт и оказывает болезненные ощущения в деснах. Снять боль, резь и воспаления смогут специальные детские прорезыватели для зубов;
  • Перед подачей проверяйте температуру блюда. Оно не должно быть холодным, обжигающим или слишком горячим, пересоленным или переперченным. Каша должна быть теплой. И помните, что вряд ли дети будут кушать горячую пищу в жару;
  • Будьте осторожны при введении новых продуктов в рацион ребенка. Сначала давайте попробовать ингредиент отдельно, а не в составе других блюд, чтобы проверить, не вызывает ли он аллергию;
  • Заинтересовать ребенка в употреблении супчика можно при помощи интересной яркой и красивой посуды. Выбирайте тарелки с героем или картинкой внизу. Скажите малышу, что на дне прячется что-то интересное, и кроха скорее съест содержимое, чтобы увидеть рисунок;
  • Ребенку может не понравиться вкус каши. Она должна быть обязательно без комочков! Каждый раз готовьте свежую кашу, так блюдо будет вкусным и аппетитным;
  • Выясните вкусовые предпочтения малыша. Экспериментируйте, комбинируйте разные ингредиенты и делайте подачу интересной. Если не понравилось одно блюдо, предложите другое. При этом не понравившуюся кашу можно предложить ребенку снова через одну-две недели;
  • Не перекармливайте ребенка! Прикорм начинают с половины чайной ложки каши и постепенно увеличивают порцию до 150 грамм. Это норма для малыша в 7-8 месяцев. Для годовалого ребенка суточная норма любой каши не должна превышать двухсот грамм;
  • Не кормите ребенка перед сном и не давайте слишком тяжелый ужин с мясными блюдами. Такое кормление не только сбивает пищевой интерес и отбивает желание кушать на завтрак. Оно ухудшает сон и отрицательно влияет на работу пищеварения.

Как правильно готовить кашу

Часто детки не хотят кушать кашу потому, что она невкусная. Вы легко можете это исправить, правильно приготовив блюдо и добавив новые ингредиенты. Для правильного приготовления крупы, кроме гречки и риса, закладывайте в кипящую кашу. Кроме того, для улучшения вкуса можно сварить кашу до полуготовности, слить воду, добавить молоко и масло. Затем закрыть кастрюлю крышкой, завернуть в полотенце и оставить разбухать.

Рис, перловую и пшенную крупу промывают в горячей воде, чтобы отделить крахмал и жир. Гречку перебирают и моют в холодной воде. Чтобы каша быстрее сварилась, замочите крупу в холодной воде на ночь. Любую крупу варите только на воде, а подогретое молоко добавьте в уже готовое блюдо для вкуса. Давайте рассмотрим подробнее, как приготовить каждый вид крупы:

  • Для приготовления рисовой каши стакан подготовленного риса заливают 1,5 стаканами воды. Накрывают плотной крышкой и варят 12 минут. Не перемешивают! После варки кашу настаивают еще 12 минут;
  • Гречку варят в пропорции 1 к 2 с водой под плотно закрытой крышкой. После закипания воды оставляют до полного впитывания. Содержимое не перемешивают и не добавляют сахар, так как он нейтрализует полезные свойства продукта;
  • Чтобы сварить пшенку, берут два стакана крупы и четыре стакана воды. В воду добавляют чайную ложку соли и две столовых ложки растительного масла. Когда она закипит, всыпают подготовленное пшено и варят до загустения. Затем оставляют на час настаиваться.

Манную кашу не рекомендуется давать детям чаще одного раза в неделю. Она считается одной из самых бесполезных круп, так как содержит минимум полезных веществ и максимум крахмала. Важно правильно сварить манку, иначе она может негативно отразиться на работе кишечника и вызвать расстройства стула. Для приготовления засыпьте крупу в кипящую воду и варите не больше минуты, затем оставьте разбухать на двадцать минут, иначе она будет разбухать уже в желудке.

Чтобы улучшить вкус и привлечь внимание ребенка, в любую приготовленную крупу для малышей старше 2-3 лет можно добавлять мед и различные специи. Разнообразят вкус анис, корица, ваниль и барбарис. Маленькие кусочки мармелада не только сделают блюдо сладким, но и добавят пектин. Для детей помладше, в том числе и в период грудного вскармливания, добавляют варенье, грецкие орехи, овощи и ягоды, мясо и рыбу, сухофрукты.

Однако если ребенок не хочет кушать никакую кашу, можно найти альтернативу и готовить на завтра не менее полезные блюда. Кроме того, не обязательно давать крупы каждое утро. Давайте рассмотрим чем кормить на завтрак, если ребенок не ест кашу.

Чем заменить кашу

  • Для привередливых детей, которые плохо едят или не хотят кушать, предлагайте несколько вариантов завтрака. Для этого положите на тарелку понемногу разных продуктов. Это могут быть вареные яйца, порезанные овощи и фрукты, хлебцы с маслом и сыром;
  • Печеные фрукты – полезный и вкусный вариант для завтрака. Лучше всего подходят зеленые яблоки и груши. В блюдо можно добавить творог или мед;
  • Фаршированные яйца и помидоры выглядят интересно и аппетитно. Кроме того, они имеют оригинальный вкус. В качестве фарша используют сыр и творог, яичный желток и творог, творог с зеленью и т.д.;
  • Шарики из отварной гречки или риса станут прекрасной альтернативой каше. Для этого сварите крупу и скатайте шарики, сверху полейте нежирной сметаной, фруктовым пюре или растопленным сливочным маслом. Такое блюдо обязательно вызовет интерес у крохи. Для детей постарше в рецепт шариков можно добавить тертое вареное яйцо или сыр, мелко порезанные сухофрукты и пр.. Кроме того, шарики можно обвалять в панировке и запечь в духовке в течение трех минут;
  • Разнообразить завтрак помогут овощные и фруктовые салаты. Для заправки овощей используйте нежирную сметану, растительное масло или лимонный сок, а для фруктов – натуральный йогурт. Кроме того, можно подать ребенку отварные или запеченные овощи. Но не используйте тяжелые продукты, типа картошки, свеклы или белокочанной капусты;
  • Макаронные изделия кушать по утрам гораздо полезнее, чем в обед или на ужин. Чтобы не переварить макароны, варите продукт в большом количестве воды. Также из макарон можно приготовить запеканку. Для этого залейте изделия яйцом со сливками. Для вкуса и питательности в блюдо добавляют тертый сыр, овощи. Вареные макароны не рекомендуют давать чаще двух раз в неделю;
  • Гречневая и рисовая лапша тоже станет прекрасной заменой каше. Такое блюдо прекрасно сочетается с перепелиными и куриными яйцами, овощами и шпинатом, сухой зеленью, творогом и сыром. Кроме того, блюдо можно заправить сметаной и посыпать кунжутом. Варить лапшу лучше на пару;
  • Молочный суп – сытное и полезное блюдо для малышей старше года. Чтобы сохранить пользу ингредиентов, молоко и компоненты варят по отдельности. В супчик добавляют вермишель и макароны. Используйте макаронные изделия необычной формы, например, звездочки или буквы. Кроме того, в молочный суп добавляют цветную капусту и брокколи, тертую морковь, рис;
  • Омлет – тяжелое блюдо, которое, как и макароны, не рекомендуется чаще одного-двух раз в неделю. В рецепт можно добавить зелень и овощи, тертый сыр;
  • Запеканки – распространенное блюдо на завтрака, которое тоже можно готовить из круп. В этом случае оно станет прекрасной заменой каше. Для приготовления используйте рис, гречку и овсянку, различные фрукты и овощи, сухофрукты, яйца, творог. Кроме того, можно приготовить запеканку из макаронных изделий.

Что нельзя давать на завтрак

С утра не рекомендуется давать тяжелые продукты, изделия с добавлением некачественной муки и разрыхлителя, ароматизаторами и красителями. Такая “неприятная” еда усложняет переваривание и раздражает кишечник, вызывает тяжесть в желудке, провоцирует быструю утомляемость и ухудшает настроение.

На завтрак ребенку нельзя давать картофель, свеклу и белокочанную капусту. Запрещаются быстрые завтраки, среди которых глазированные хлопья и шарики, мюсли и другие подобные продукты. Они не заменят кашу. В состав данного питания входят большое количество сахара и искусственные витамины. Из-за химических добавок и промышленной обработки такие завтраки теряют ценность и даже могут вызвать отравление у маленького ребенка.

Не давайте ребенку печенье и кексы, жареную пищу и горячие бутерброды. Они утяжеляют пищеварение и ослабляют организм, не запускают вещественный обмен. Не рекомендуется давать кефир утром. Лучше заменить напиток на более мягкий йогурт. Чистый творог и сырники тоже не нужно давать в утреннее время. Это сытные и питательные продукты, но очень тяжелые. Они не запускают процесс обмена веществ, а насыщают и утяжеляют организм.

Кефир, сырники и творог лучше давать детям во второй половине дня. Это станет прекрасным перекусом или полдником и разнообразит рацион малыша. А что можно приготовить детям, вы найдете в статье “Рецепты блюд для ребенка на каждый день”.

Ваш малыш достиг полугодовалого возраста, у него уже появился первый зубик, и вот настал период ввода прикорма. Логичный этап в развитии каждого карапуза – переход от рациона, состоящего исключительного из материнского молока или смеси, на разнообразную взрослую пищу. Это молочные и безмолочные каши, овощные, мясные, рыбные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты, хлеб, печенье. Некоторые мамочки отдают предпочтение специальному детскому питанию - безопасный, но недешевый вариант прикорма. Некоторые начинают давать крохе сразу перетертую взрослую пищу, к примеру, борщ или котлеты, как делали еще наши бабушки. Вариантов прикорма множество. Главное – кроха должен постепенно знакомиться с более взрослой пищей, никто не держит малышей до года на одном молоке.

Примерно после полугодовалого возраста детки потихоньку начинают пробовать новые продукты

Ситуация может сложиться по-разному. Бывает, что крохи с большим удовольствием приступают к кашкам и овощам, а бывает, что и не хотят их есть. Непривычный вкус пищи вызывает у них внутренний протест, малыши продолжают требовать только мамину грудь или бутылочку со смесью. Часто можно услышать от молодой мамочки, что она жалуется на своего малыша, мол, ничего, кроме груди не хочет, от каши отворачивается, пюре выплевывает. Каждая попытка накормить малыша по-взрослому становится настоящей борьбой - мама и ребенок в стрессе, куча еды переведена. Что же делать, когда ребенок отказывается от прикорма?

Переводим кроху на взрослую пищу

Основная еда крохи до полугода - это материнское молоко в случае грудного вскармливания, искусственная смесь, если молока у мамы нет, или совмещение первого и второго видов. Суть прикорма состоит в том, что ребенка надо постепенно переводить на более взрослые виды пищи, этого требует физический рост человека, прежде всего, развитие желудочно-кишечного тракта. Приобщать кроху к «человеческой» пище нужно осторожно, так как ЖКТ уже настроился исключительно на молоко. Новая еда – стресс для организма, она может спровоцировать новый всплеск колик, запоров, диареи и других проявлений дисбактериоза. Для того чтобы нивелировать негативные последствия, нужно соблюдать правила перевода на прикорм.

Вводить прикорм нужно осторожно, так как желудок ребенка пока рассчитан исключительно на грудное молокоКогда начинать?

Раньше считалось, что начинать нужно после достижения полугодовалого возраста и появления первого зуба. Современная педиатрия более лояльно относится к вопросу времени – все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Нередко даже врачи и медсестры советуют вводить с 3-4-х месяцев по капле яблочный сок, причем даже покупной, а не свежевыжатый, пюре из кабачка. Что советует по этому поводу ВОЗ и доктор Комаровский:

  • Идеальный возраст – после достижения 6-ти месяцев. Ранее 4-х месяцев вводить новую пищу запрещено.
  • Идеальный вес – не меньше 6,5 кг. Ребенок должен удвоить свой вес к моменту ввода новой пищи.
  • Кроха должен уверенно держать головку и поворачивать ее в разные стороны.
  • Дитя без проблем сидит. Кормить еще не сидящего малыша чем то, кроме молока, проблематично.
  • Нивелирован рефлекс выталкивания языком.
  • Кроха умеет вытягивать вперед нижнюю губу, это значит, что он может взять ртом ложку.
  • Идеально, если ребеночек на ГВ проявляет интерес к «человеческой» еде, когда видит, что взрослые принимают пищу. Это говорит о моральной готовности крохи к переводу на новый стол.
  • Кроха активен, он ползает, играет, энергичен и просит есть.

Правила успешного перевода на взрослую пищу

Иногда от мамочек можно услышать, что они пробуют вводить самые разные виды прикорма с временной периодичностью в 5-7 дней. Мол, не пошел кабачок - через несколько дней дадим цветную капусту. Кроха отворачивается от гречки, сразу дадим овсянку. Итог – ребенок отказывается от прикорма, страдает от колик и диареи не меньше, чем новорожденный младенец. Это ошибка. Приведем несколько простых, но важных правил, которые помогут не навредить крохе.

Проконсультируйтесь с врачом

Доверяйте не только собственной интуиции, советам бабушек и подруг, интернету.

Главный ваш помощник в воспитании крохи – педиатр, опытный, но в тоже время следящий за современными медицинскими течениями. Обычный участковый врач может руководствоваться только общепринятыми нормами и давать обобщенные советы, не учитывая индивидуальные особенности вашего ребенка.

Прислушивайтесь к себе

Хорошая мама хоть и может допустить ошибку, но не часто. Если вы видите, что ребенок не готов еще к вводу прикорма, не торопитесь. Может, вы ощущаете психологическую нестабильность малыша. Никто кроме вас не знает организм ребенка так досконально. Врачи, к примеру, нередко пропускают небольшие признаки аллергии и дисбактериоза - покраснение губ или кистей рук, метеоризм. Это может являться реакцией на новый продукт.

Мама должна доверять своей интуиции, ведь она лучше всех чувствует потребности ребенкаГрудное и искусственное вскармливание – разницы нет

Раньше считалось, что крохи, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в более раннем вводе прикорма. Количества полезных веществ в смесях недостаточно, малышам нужно как можно быстрее разнообразить рацион. Современная педиатрия придерживается другого мнения – не столь важно, на каком вскармливании находится малыш, временные аспекты ввода новой пищи универсальны.

Новая пища – только для малыша в здоровом состоянии

Дегустации противопоказаны деткам, которые находятся в любом виде нездорового состояния. Температура, дисбактериоз, простуда или вирусная инфекция, стресс, время до и после прививки – периоды, запрещенные для введения прикорма. Организм и так находится в стрессовом состоянии, он борется с негативными факторами - новая пища воспримется не так, как нужно.

Все новое – понемногу

Каждый новый продукт нужно начинать давать крохе с минимального количества, только так вы не вызовете серьезной аллергической реакции. Возможно, у вашего ребенка индивидуальная непереносимость яблока или он будет сильно поносить на цветную капусту. Вы ничего не можете знать наперед, ведь человек попробует каждый продукт впервые в жизни. Оптимальная доза - половинка чайной ложки, даже если вы даете продукт грудничку 8-го или 10-го месяца жизни. В течение недели постепенно доводите количество до возрастной нормы.

Для начала следует дать ребенку меньше ложки нового продукта - это позволит отследить реакциюНикакого насилия

Учитывайте желания ребенка, но без фанатизма. Научитесь определять, просто ли малыш капризничает, либо ему действительно противен именно кабачок, а гречневую кашу он ест с удовольствием.

Грудничок – тоже личность, насилием делать с ним ничего нельзя. Прикорм вводить нужно, причем разнообразный, но не упорствуйте излишне, переждите.

Монокомпонентность

Начинайте с одного продукта. Не давайте сразу персиково-грушевый сок или мясное пюре с брокколи. Сначала только яблочный сок, только мясное пюре, только кабачок. Монокомпонентность позволяет определить, как ребенок переносит тот или иной ингредиент. Если заболит живот, вы не поймете, какой именно продукт не подошел малышу.

Правильное начало

Одно из главных условий успешного ввода прикорма – правильное начало. Если вы начнете давать малышу взрослую еду из сладких фруктов, он потом с большим трудом будет кушать пресные овощи. С чего нудно начинать:

  • с монокомпонентных овощных пюре, если у малыша склонность к запорам;
  • с безмолочных каш, если ребенок часто поносит.

Если у ребенка случается понос, начинать ввод прикорма лучше с кашПочему же ребенок отказывается от «человеческой» пищи?

Пришло время ввода новой пищи. Вы все сделали по правилам, руководствуясь собственной интуицией, советами квалифицированного педиатра. Малыш все равно отказывается кушать новую еду. Возможные причины того, что ребенок не ест прикорм:

  • ребенок психологически не готов к переходу на новый рацион;
  • кроха пока не привык к новому вкусу, нужно осторожно пробовать еще раз;
  • у крохи психологический барьер, возможно, случайно созданный вами;
  • грудничок плохо себя чувствует, могут резаться зубы или болеть живот;
  • кроха просто капризничает, отличается избирательным вкусом.

Что делать?

Что же предпринять, если ребенок не хочет есть прикорм? Приучить малыш можно следующими способами:

  1. Развивайте пищевой интерес крохи. Усаживайте его за общий стол, давайте по капле попробовать, что едят взрослые. Главное - давайте только диетическую пищу. Некоторые родители увлекаются этим процессом, могут дать крохе попробовать даже жареную картошку или шоколадную конфету. Комаровский называет это «развлечением мам и пап».
  2. Давайте новую пищу голодному ребенку. Сытый кроха не захочет ничего кушать, тем более нового. После прогулки, активных игр у малышей обычно разыгрывается аппетит.
  3. Давать еще не привыкшему к прикорму ребенку печенье, хлеб или другие продукты, от которых может отломиться кусок и попасть в дыхательные пути - неразумно. Малыш испугается, у него возникнет психологический барьер к приему новой пищи.
  4. Кроха отказывается от баночной еды? Попробуйте готовить сами. Те же овощные, мясные и фруктовые пюре легко готовятся при помощи блендера и толкушки. Некоторые крохи едят только то, что приготовила мамочка.
  5. Играть с едой – нехорошо, но иногда можно. Порежьте овощи и фрукты, к примеру, кабачок и яблоко на кубики, пусть кроха постоит пирамидки - в процессе игры и попробует.

Мама может приготовить пюре и самостоятельно - ничего сложного в этом нетПроявляйте фантазию и будьте спокойны!

Помните о следующих правилах:

  • Боритесь с избирательным аппетитом ребенка, иначе он вырастет в ужасного капризулю и малоежку. Лучший метод борьбы – голод. Пусть бабушки называют вас садисткой, лучше иногда голодный ребенок, чем малоежка и капризуля.
  • Поменьше нервничайте сами и не нервируйте свое чадо. Зацикливаться на прикорме, как и на чем-либо другом, вредно. Помните, что не было детей, до 3 лет кушающих только молоко, все рано или поздно переходят на взрослую пищу. Заставить кроху невозможно, как и взрослого человека.
  • Никогда не наказывайте кроху за перевернутую тарелку, размазанное по слюнявчику пюре. Помните, что он еще совсем маленький, есть аккуратно не может.
  • Кроха отказывается от пищи, которая ему раньше нравилась? Сделайте перерыв в 7-10 дней.
  • Совмещайте еду с игрой. Пусть ложка превратиться в самолетик, а тарелка с кашей будет с изображением любимой игрушки или мультипликационного героя.

Проблема, когда ребенок отказывается от полезных каш, достаточно распространена. Она практически не возникает, если малыш пробует безмолочные варианты в качестве первого прикорма, но знакома многим мамам, начавшим прикармливать грудничка овощами или, как советует доктор Комаровский, кисломолочными продуктами.

У всех каш, если сравнить их с маминым молоком, смесью или овощными пюре, имеется довольно специфический вкус, из-за которого дети могут отказываться от столь полезных блюд. Но если проявить немного настойчивости и терпения, можно поменять отношение карапуза к этому блюду и приучить его есть вкусную кашку на завтрак.

Введение в прикорм

До шестимесячного возраста груднички в дополнительном питании не нуждаются, но позже растущие потребности малышей надо восполнять разными продуктами прикорма. Каша занимает важное место в питании любого ребенка. Как правило, ее предлагают грудным малышам после овощей примерно в 7 месяцев.

Но если у крохи есть недобор веса или имеются проблемы со стулом, посоветовавшись с врачом, прикорм можно начать именно с такого блюда в 6 месяцев.

Малышам на искусственном вскармливании первую кашку допустимо давать с 5 месяцев.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

К каше, которую ребенок попробует впервые, предъявляют определенные требования. Она непременно должна быть безмолочной и безглютеновой – из риса, гречневой или кукурузной крупы.

Давать ее следует не в бутылке, а с ложки. Кроме того, продукт должен быть гомогенным и довольно жидким, не содержать сахара или соли. Первая проба – не больше чайной ложки. Если негативной реакции не последовало, порцию понемногу увеличивают до 150 граммов в зависимости от возраста малыша.

Для облегчения жизни родителей современные производители детского питания предлагают большой ассортимент каш, которые не требуют варки. Они представлены измельченными в порошок злаками, которые после разведения водой становятся однородной, приятной на вкус массой.

Если же мама не желает кормить кроху коробочными кашами, она может варить их самостоятельно, измельчив крупу до варки или взбив готовое блюдо блендером до гомогенного состояния.

Знакомство с молочными кашами из-за высокого риска аллергии на молоко советуют отложить до 9-месячного возраста (для деток-искусственников до 7 месяцев). Вводить вариант на молоке следует по той же схеме, как и безмолочную. Когда ребенок попробует несколько однокомпонентных видов, ему можно предложить и смесь из нескольких злаков. Для деток старше года рекомендованы более густые кашки, чтобы стимулировать навыки жевания.

Возможные причины отказа

Отказ ребенка от каши может быть связан с одной из таких причин:

  • малыш еще не проголодался;
  • его пытались накормить кашей насильно;
  • ему неприятна консистенция блюда;
  • продукт ввели в прикорм не вовремя;
  • ребенку не пришелся по вкусу определенный злак;
  • малыш не любит кашу без молока;
  • у блюда неподходящая температура;
  • в продукте есть комочки;
  • порция слишком большая.

Дети постарше могут отказываться от каш, если их родители не едят такие блюда.

Регулярно наблюдая, как мама и папа едят макароны, бутерброды и прочие продукты, а при упоминании об овсянке или гречке лишь улыбаются, дети будут перенимать их привычки и тоже перестанут есть кашу.

Если малыш не хочет есть вообще, а не только кашу, возможно, он заболел или у него режутся зубы. Действительно, при болевых ощущениях в деснах, пищеварительных расстройствах, повышенной температуре и прочих недомоганиях дети нередко отказываются от пищи, пока их состояние не улучшится.

Что делать?

Прежде всего, подчеркнем, что не стоит пытаться заставить малыша есть кашу, вталкивая ложку в рот силой. Такие действия могут лишь еще больше усугубить ситуацию, напугать кроху и отдалить время, когда ребенок полюбит злаки. Чтобы приучить к кашам, нужно учесть причину отказа от такого вида блюд.

  • Если малыш недостаточно голоден, отложите тарелку на 20-30 минут, а затем предложите кашу снова. Если совсем недавно он перекусил печеньем, фруктами или чем-то подобным, аппетит снизится, блюдо будет выглядеть менее привлекательным. Поэтому постарайтесь убрать перекусы, если хотите научить карапуза есть полезную пищу.
  • Если ребенок отказывается от определенной каши или плохо ее ест, попробуйте другую крупу. Вполне вероятно, она понравится ему намного больше. Если вы предлагаете малышу заводские каши, поменяйте производителя, так как вкус, консистенция и запах одной и той же каши от разных фирм имеют некоторые отличия. Этот подход особенно эффективен в начале введения каш в рацион младенца, но подойдет и деткам, которые ранее ели нормально, а потом постепенно перестали.
  • Попробуйте также поменять густоту готового блюда, так как одним малышам нравится более жидкий вариант, а кто-то любит погуще. Кроме того, убедитесь, что каша теплая, не слишком горячая и еще не остыла. Помните, что в жаркое время горячая пища привлекает меньше, поэтому в летнюю пору настаивать на употреблении каш не стоит.
  • Поэкспериментируйте и с добавками. Многие малыши, которые отказываются от безмолочной каши, с удовольствием едят ее с молоком, фруктами, домашним вареньем, изюмом. К слову, такие добавки помогают сделать готовую кашу более привлекательной на вид. Ребенок наверняка заинтересуется, если сверху на рисовой, кукурузной или другой каше будет «нарисована» машинка, солнышко или смешная рожица.
  • Предложите крохе кашу в красивой и яркой посуде. Большинству малышей нравится, если на дне тарелки «спряталась» картинка, которую можно увидеть, когда все будет съедено.

Если никакие ухищрения не помогают, а малыш категорически против любой каши, заставлять все же не надо.

Включите в меню злаки в другом виде, например, предложите по утрам вкусную запеканку или оладьи, добавьте немного крупы в любимый суп. Пробуя разные рецепты, вы непременно найдете компромиссный вариант, который устроит и маму, и ребенка.

Подобнее о том, что можно придумать родителям, чтобы ребенок с удовольствием ел кашу, вы узнаете далее.

Каша - это богатый источник клетчатки, растительных белков, витаминов (в основном группы В, но могут быть А, РР, Е, Н) и микроэлементов (калий, фосфор, сера, хлор, кальций, магний, медь, натрий, цинк, железо, хром, йод, марганец, селен, бор, молибден, фтор и т. д.). Кроме того, в них содержится большое количество углеводов, а значит, каши обладают большим энергетическим запасом. Клетчатка, содержащаяся в разнообразных крупах, необходима организму для нормального пищеварения, кроме того, некоторые крупы имеют способность выводить из организма токсины, а при лечении антибиотиками - и продукты их распада.

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует вводить в рацион малышей крупяную кашу одной из первых, в возрасте 6-8 месяцев. И если ребенок не ест каши, нужно постараться приложить некоторые усилия, чтобы его заинтересовать. Но это не значит, что вам нужно петь и танцевать перед своим ребенком, стараясь «впихнуть» побольше. Малышу, который знает вкус только маминого молока, нужно помочь «распробовать» новый продукт.

Возможные причины, почему ребенок не ест кашу

  • он не знает вкус нового продукта;
  • он еще не готов к употреблению каш;
  • ему не нравится конкретная каша;
  • он недостаточно голоден.

Самой полезной считается каша, сваренная на воде, без соли и сахара. Но далеко не все малыши ее с удовольствием едят. Если ваш ребенок из таких, попробуйте ввести в рацион сначала другие продукты: овощные пюре, кефир, творог, фруктовые продукты. А потом снова пробуйте заинтересовать его кашей, но дополнив ее теми продуктами, которые нравятся малышу. Например, к овсяной каше можно добавить тертое яблоко, банан или абрикос, к гречневой - отварную морковь, яичный желток или несоленую брынзу, к рисовой - кефир, банан или творог. Если ребенок не хочет есть кашу ни в одном из предложенных вами вариантов, то нужно сделать перерыв на 1-2 недели, возможно, малыш еще просто не готов к этому виду продуктов. Каждый ребенок индивидуален, у него есть свои вкусовые предпочтения, и если искать, вы обязательно подберете для него оптимальный вариант.

Что делать, если ребенок отказывается от каши

  • не заставлять малыша есть (не хочет - не надо);
  • дать ему хорошо проголодаться (если ребенку 8 месяцев, то перерыв между приемами пищи должен быть не менее 3,5-4 часов);
  • подсластить кашу, добавив в нее печеное или свежее яблоко, банан, абрикос, персик (при условии, что эти продукты уже были введены в рацион ребенка);
  • добавить в кашу немного грудного молока;
  • добавить в кашу отварные овощи (морковь, цветная капуста, брокколи, тыква, свекла);
  • добавить в кашу кисломолочные продукты (творог, кефир, несоленую брынзу).

Если ребенок плохо ест кашу, то наиболее вероятно, что он просто не успел еще хорошо проголодаться. Главное - не формировать у ребенка отрицательного отношения к каше: не заставлять есть, не акцентировать внимание на том, что мало съел, не критиковать и не сравнивать с другими детьми («А вот Петя хорошо ест кашу»).

Если ребенок перестал есть кашу, хотя раньше ее любил, то наиболее вероятно, что она ему просто надоела. Нужно какое-то время (неделю-две-месяц) не давать кашу вообще, а затем предложить какой-то новый вариант блюда или приготовить кашу из новой крупы. Чтобы каша «не приедалась», нужно стараться чередовать крупы между собой и экспериментировать с ее составом. Ведь каши способствуют:

  • нормальному развитию нервной системы;
  • развитию мозга;
  • нормальному развитию костной системы;
  • улучшению обмена жиров в организме;
  • нормализации пищеварения;
  • укреплению капилляров;
  • повышению иммунитета.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство